РЕКОМЕНДУЕМ

ПРЯМОЙ ЭФИР
Опросы

НОВОСТИ

Группы

Каждый человек должен найти дело в жизни,которое дает силы, поддержку, энергию и вдохновение

 - Светлана, расскажите немного о своей деятельности в качестве личного финансового консультанта для взрослых. Как давно вы занимаетесь этим? Какое у вас образование и почему выбрали именно сферу финансов в качестве основной своей деятельности?

 - Я по основному образованию юрист, и всю жизнь юристом работала (была и своя частная юридическая практика и работа по найму, в том числе топ-менеджером в крупных компаниях). Это больше 20 лет из моей жизни. И все бы так и шло дальше в профессиональной сфере, если бы не декрет, в который я ушла в 2013 году.

Именно в декрете у меня произошел серьезный психологический кризис, и я решила больше не возвращаться не только в офис, но и в профессиональную сферу. Я абсолютно точно знала, чего я не хочу. Но чего хочу, чем дальше заниматься – я не понимала.

Так в моей жизни появился коучинг. Я обучилась этой профессии, чтобы помочь себе ответить на этот вопрос, и чтобы помогать людям отвечать на их актуальные запросы. Например, такие, как был у меня – чего я хочу? Куда иду? Для чего? Дальше пришло решение, что в коучинге необходимо выбрать узкую нишу, то есть работать не с любыми запросами, а с теми, с которыми мне нравится и интересны, чтобы быть максимально полезной своему клиенту. А поскольку управление личными финансами – это та сфера, которая меня интересовала всегда и очень нравилась (я много читала, изучала самостоятельно материалы по этой теме, от теории переходила к практике – вела учет личных финансов, планировала, контролировала, оптимизировала, инвестировала), то я решила получить и вторую профессию – личный финансовый консультант.

Моя сфера – это коучинг управления личными финансами. Это индивидуальная работа с клиентами по любым запросам, касающимся денег, как сферы их жизни. Я бы глобально обозначила так. А поскольку коучинговый подход – это не только индивидуальная работа с клиентами один на один, но и работа с группами людей, я стала готовить тренинговые программы для взрослых по теме личных финансов с коучинговым подходом. Такие онлайн-программы готовятся к запуску сейчас. Одна из них, например, – это тренинг по достижению финансовых целей. Также у меня записано несколько курсов по теме личных финансов, которые человек может купить и изучить самостоятельно. Но в этой сфере я совсем недавно – года полтора. Так что в последние несколько лет я очень и очень много учусь.

 

- Давайте обратимся к теме «Финансы и дети». С какого возраста ребенок способен воспринимать информацию о финансах. И чему важно научить ребенка при обращении с деньгами? В каком возрасте уже можно давать детям карманные деньги?

- Работая со взрослыми, я, к сожалению, вижу, как люди, порой, не умеют обращаться с финансами. А как приобретают навыки дети, если их специально не учат этим навыкам? Правильно, они ищут пример и делают также. Кто является для детей примером при обращении с деньгами? Маловероятно, что сосед по парте или подружка во дворе. Скорее всего, это родители. Какие навыки могу привить детям родители, которые сами не обладают этими навыками? Вопрос риторический.

Детей не учат обращению с финансами нигде: ни в семье (за редким исключением), ни в школе. А ведь это тот навык, который нужен в нашей обычной жизни практически на каждом шагу. Ничего не хочу сказать плохого про законы Ньютона, например, но в обычной жизни они мне мало пригодились. А вот знать, скажем, под какие проценты банк дает тебе кредит, я считаю, очень важно.

Фото с сайта www.new.lab-invest.ru

С какого возраста? Сложно сказать. Мой трехлетний сын знает, что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. А Интернет недавно облетел ролик, где папа обучает четырехлетнего малыша инвестированию. Поэтому объяснять, что такое деньги, зачем они нужны, откуда они берутся, я считаю, можно с 3-4 лет. В простой доступной форме, а еще лучше в игровой. Ведь дети учатся, играя. Наверняка, у многих есть игрушечные магазины с кассами. У нас есть, например, вырезанный из детского журнала магазин с разными отделами, звери-покупатели с корзинками. Мы играем в покупки. Так почему бы в процессе игры эти знания не передать ребенку?

Мое мнение, давать карманные деньги можно, когда, во-первых, есть необходимость ребенку совершать покупки, во-вторых, когда ребенок умеет считать. Ну и конечно, когда у него есть уже понимание того, что такое деньги, для чего они нужны, как приходят и как тратятся, в общем все то, о чем я говорила выше. Я думаю, это 6-7 лет.

 - Вам наверняка известно о совместной инициативе Нацбанка и Министерства образования по повышению финансовой грамотности в школах.  Тема эта сейчас обсуждаемая. Какова ваша точка зрения на сей счет? Как скоро возможно осуществить такой проект в школах и если да, то каким образом это может осуществляться (введение факультативных занятий, обязательный для всех предмет, лекции, интерактивный семинары или что-то иное)?

 Фото с сайта www.ngo44.ru

- Конечно, известно. И, безусловно, это очень нужно делать. У меня у самой, когда только в воздухе завитала мысль о школе финансовой грамотности для детей, следующей мыслью было: "какая школа? Это должно быть введено повсеместно на уровне школьного предмета". Что, кстати, делается уже в России. Там даже выпущены учебники. Сама их изучала. Как скоро? Я не очень знаю, как организуется образовательный процесс в школе, но предполагаю (как бывший преподаватель Белорусского государственного экономического университета), что нужно подготовить программу для предмета (теорию и практику), обучить учителей, провести некие тестовые занятия. То есть, зная нашу государственную систему, это вопрос не одного года точно. Хотя, если подключить сюда банки, например, возможно все было бы быстрей. Не хочется быть очень категоричной, но я за обязательность такого предмета, возможно, без выставления оценок и учета их в аттестате. И ведь это не будет предмет, который нужно изучать несколько лет. Кроме того, можно такой раздел включить в какие-то существующие предметы. По поводу наполнения – я всегда за теоретический материал, который дополняется практическими заданиями. Без них теория не усваивается, к сожалению.

- Согласно статистическим данным, приведенным на сайте Нацбанка, при относительно невысоком текущем уровне финансовой грамотности населения, за последние несколько лет граждане стали ориентироваться в финансовых вопросах заметно лучше. 

- Да, в начале этого года Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси был проведен опрос граждан Беларуси по теме: «Оценка и анализ финансовой грамотности населения Республики Беларусь». Хотя цифры за последние годы и улучшились, тем не менее позволю себе привести всего несколько цифр. Самооценка финансовой грамотности - только 18,3% опрошенных ответили, что ориентируются в финансовых вопросах хорошо (16,3%) либо отлично (2%). Тест по финансовой математике - верно ответить на все семь вопросов теста смогли всего 3,3% опрошенных. Там приведены вопросы этого теста. С моей точки зрения, он не сложен даже для человека, не обладающего профессиональными познаниями в этой сфере. Лучше всего из вопросов финансовой грамотности наши граждане владеют вопросами скидок (ценный навык, не спорю), и совсем не разбираются в том, что такое облигация. Учет личных финансов ведет всего лишь порядка 2% от опрошенных. И хотя есть улучшения, я считаю, что этими вопросами все равно стоит заниматься. Нет предела совершенству.

- Вы стали участницей проекта «Бизнес-мама», в рамках которого и будете работать над созданием своей Школы финансовой грамотности для детей.  Как родилась эта идея – поучаствовать и именно с этим проектом для детей? Почему для вас это важно?

                                                                                      Фото с сайта www.euroradio.fm

- Изначально меня пригласили организаторы проекта как коуча, сопровождающего проект. Задачей моей была поддержка участников проекта в их движении к цели построить свой бизнес. Проект длительный – 7 месяцев. Сложно выдержать эту дистанцию, да еще маме в декрете. У нее ведь есть другие, более важные приоритеты. Вы понимаете, о чем я говорю. Поэтому такая поддержка нужна обязательно. Вот для этого я собственно и появилась в проекте в самом его начале. Я тогда еще про школу только мечтала по принципу: а вот неплохо было бы сделать это. Но на первой встрече участниц, когда я увидела, как они горят своими идеями, как хотят сделать действительно что-то нужное и полезное, какие они все замечательные и профессионалы в том, чем они занимаются, я не удержалась – сказала, что тоже хочу вместе с ними пройти этот путь. И это порой очень важно видеть, как человек, который вроде бы призван просто поддерживать тебя, сам становится с тобой рядом, и тоже идет, тоже что-то делает, ошибается, пробует, спотыкается, сомневается, боится, отступает и снова начинает. Это такая общность, эффект синергии участников. Он очень важен с моей точки зрения.

 - Какой вы видите свою Школу? Каких принципов в организации своей работы вы придерживаетесь?

- Я ее пока очень слабо вижу. Все пока еще на уровне идеи, не более. Хотя за последние недели я неплохо продвинулась в этом вопросе. Положение обязывает – участницы проекта еженедельно отчитываются о своих успехах. Но некоторые вещи знаю точно, что мне хотелось бы реализовать. Например, я точно знаю, что хочу, чтобы в моей школе занимались малыши (4-6 лет). Я, конечно, подумываю о еще двух возрастных группах, но именно этот возраст мне интереснее всего. Тут, наверное, срабатывает мамский эффект, я мама – трехлетнего малыша. Я точно знаю, что это будет игровая форма преподнесения материала, при чем игровая на 100%. Никакой теории, все через игру. И на самом деле – но это пока вот просто идея-фикс, даже не знаю, как к ней подступиться – я бы хотела, чтобы это были занятия для всей семьи, где бы был и папа, и мама, и, возможно, более старшие дети.

 - Подобные проекты уже существуют в других странах (той же России, Украине). Почему, по вашему мнению, до сих пор никто не был озадачен созданием подобного проекта в нашей стране? Какие барьеры могут препятствовать этому?

Тут несколько подводных камней, как мне видится. Первое: коммерческим или некоммерческим должен быть этот проект? Если это коммерческий проект, то, как и любой другой бизнес, он должен приносить прибыль. Я предварительно делала расчеты для такого проекта. (Я же личный финансовый консультант). Цифры для меня очень веские доказательства. Так вот срок окупаемости этого проекта не один и даже не два года. А все ведь хотят быстрой окупаемости, как правило. И я согласна, это прекрасное желание, но есть еще суровая действительность с нашим кризисом в экономике. Хотя по моему мнению, самые выгодные инвестиции и тем более в кризис – это инвестиции в себя, в свои знания, в том числе и в знания своих детей. Именно поэтому я много учусь в последние несколько лет и считаю, что это одна из лучших моих инвестиций. И еще одна основная проблема именно для коммерческого проекта – это постоянные расходы, например. Навряд ли такому проекту удастся сразу обеспечить 100% загрузку арендуемого помещения или нанятого персонала, но расходы эти будут и будут в полном объеме. Конечно, есть варианты их оптимизации, и их можно найти, но тем не менее. В общем, наверное, такие же проблемы, как у любого бизнеса на старте.

Думается, что некоммерческий подход был бы более успешен, потому что все-таки в этом проекте есть большая социальная составляющая. И такие проекты уже были – они находили поддержку в рамках участия в SocialWeekend, например. И я сейчас подумываю о том, чтобы заявить проект на краудфандинговые платформы. И в том числе, чтобы найти единомышленников, команду. Потому что у меня идет сейчас развитие моего проекта для взрослых, а еще я мама в декрете – так что ресурс времени, честно говоря, очень ограничен.

- Что или кто дает вам энергию и вдохновения в вашем деле? Как вы восполняете силы после трудового.

Как это ни странно, но само дело. Осознание,что это любимое дело (убеждена, что каждый человек должен его найти), дает мне силы и поддержку, энергию и вдохновение. Занимаясь любимым делом, я порой забываю о времени.

И конечно же, – это моя семья. Мои любимые и близкие люди, которые всегда рядом и с пониманием относятся к моим проектам, которые иногда отнимают много времени. Муж и дочка очень помогают мне с малышом.

А еще жизнь за городом, где сама природа, свежий воздух, пение птиц вдохновляют на трудовые подвиги. Люблю и с удовольствием ковыряюсь в земле, что-то сажаю, выращиваю, для души. Люблю читать, посмотреть хороший фильм, люблю рисовать, все мечтаю научиться этому, но руки не доходят. Честно говоря, только сейчас, вырвавшись из офисной суматохи и ежедневной гонки, я поняла, как много интересного проходит мимо нас. А ведь это наша жизнь. И прожить ее хочется именно как нашу жизнь, а не чужую.

Спасибо, Светлана, за ответы. И желаем Вам удачи! А также напоминаем всем участникам проекта "Бизнес-мама" о предстоящей встрече, которая состоится уже 15 октября.

 Светлана Мурашко, личный консультант по финансам, коуч

 


28.09.2016
Поделиться: 
Комментарии  
0

boikot 11.10.2016 14:53
сообщений:
238
откуда:
Минск
Молодец Света! Удачи в создании школы!
Добро сильнее зла.