РЕКОМЕНДУЕМ

ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы

НОВОСТИ

Группы

Речевое развитие ребенка: на что обратить внимание?

Речь - не врожденная способность человека. По мере того, как растет ребенок, вместе с физическим и умственным развитием формируется и развивается его речь .
В то же время становление речи - это не самопроизвольное развитие, а закономерный процесс, который проходит несколько временных этапов и характеризуется общими признаками.
Чтобы не упустить возможные патологии в речи Вашего малыш, необходимо представлять, как же происходит развитие речи ребенка на каждом этапе.

1. Младенческий период формирования речи (0-1 года)


Фото с сайта www.womanadvice.ru

Когда же начинает формироваться речь? Уже с первых минут, когда малыш свое появление на свет ознаменует криком. Крик должен быть чистым, без хрипа.

Первые месяцы все свои потребности малыш выражает именно криком. И если к концу 1-ого месяца ребенок не кричит во время голода или же любом другом дискомфорте, на этот момент маме следует обратить внимание.

К 1,5 месяцам у ребенка появляются такие голосовые реакции, как а-а-бм-бм, у-гу , то есть «гуление».

В 2,5-3 месяца малыш поворачивает голову на звук.

К 3-4 месяцам чадо начинает реагировать при появлении мамы улыбкой, движением ручек и ножек, гулением - это так называемый «комплекс оживления».

В 6-7 месяцев гуление переходит в «лепет» (повторение слогов ба-ба, дя-дя).

В 8,5-9 месяцев малыш может произносить слоги с разной интонацией, подражая взрослому. В этот период родителям следует быть особо внимательными к воспроизведению звуков, слогов малышом. При снижении слуховой функции, лепет «затухает», что может стать поводом для обращения за консультацией к специалисту.

В 9-10 месяцев появляются первые слова, а к концу 1-ого года малыш говорит от 8-12 слов (мама, папа, да, нет).
Заканчивается первый подготовительный этап формирования речи. Проявлением речевых нарушений в этот период могут быть такие показатели: малыш не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простые просьбы («Дай мячик»).

На что обратить внимание:

  • если к концу 4-го месяца малыш не улыбается при появлении знакомых взрослых, не реагирует поворотом головы на звук, свет; отсутствует гуление. Стоит обратиться за консультацией к специалисту.

2. Преддошкольный период (1-3 года)


Фото с ссайта www.kraskizhizni.com

В начале 2-го года малыш все больше подражает речи взрослых, знает название, некоторых окружающих его предметов, движений и действий.

К 1,5 годам ребенок произносит все гласные звуки и некоторые согласные звуки (иногда смягченно). В своей речи малыш употребляет много звукоподражательных слов, вместо часы, говорит – тик-так, собака – ав-ав. Также, начиная с этого периода и до двух лет, малыш учится строить слова в небольшие фразы: Маша бай-бай (Маша хочет спать), Мама дай сок.

С каждым днем малыш все больше и больше познает окружающий мир, накапливаются впечатления, а вместе с тем пополняется как пассивный, так и активный словарь малыша и насчитывает уже около 80-100 слов.

Постепенно к 3 годам из речи малыша уходит смягчение согласных звуков. С 2,5-3 лет малыш отвечает на вопросы взрослых фразами, называет некоторые внешние признаки предметов, знает и рассказывает небольшие стишки. В словаре малыша около 300-400 слов.

На что обратить внимание:

  • если к 2 годам ребенок не говорит осмысленно 5-10 слов, не называет хорошо знакомые окружающие предметы;
  • если в 3 года ребенок говорит мало или почти не говорит, не определяет  размер предмета (большой - маленький)  необходимо выяснить причину, обратившись к специалистам.

3. Дошкольный этап формирования речи (от 3 – 7 лет)


Фото с сайта www.moirebenok.ua

На 4-м году жизни малыш начинает правильно произносить свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'] в отличие от шипящих - [ш], [ж], [ч’], [щ’]. Еще в этом возрасте не всегда дети четко произносят звук [р] и не следует этого требовать от них. При нормальном развитии, в скором времени, это физиологическое явление придет в норму, и самый трудный в произношении звук будет звучать четко.

Малыш много говорит, делится впечатлениями, устанавливает взаимосвязь между предметами и явлениями, делает умозаключения. Также в период от 3 до 4 лет малыши начинают активнее взаимодействовать между собой, играя в совместные игры и общаясь в процессе них. В это время малыш может употреблять в своей речи до 2000 слов.

К 5 годам налаживается произношение шипящих звуков, многие дети могут четко произносить звуки [p], [p’] изолированно, в то же время пока неправильно произнося в словах.

В основном к этому возрасту дошкольники не заменяют, не переставляют и не пропускают звуки, за исключением сложных слов, таких как трактор, экскаватор. Знают и употребляют в речи обобщающие понятия (животные, одежда, продукты ...), связно рассказывают об изображении на картине или картинках.

В 6 лет заканчивается формирование звуковой стороны речи, то есть в норме ребенок должен правильно произносить все звуки. Очень активно развивается воображение и, в силу этого, ребята много фантазируют – не только пересказывают, но и сами придумывают сказки и истории.

На что обратить внимание:

  • если он в 4 года не знает названия основных цветов, не может рассказать небольшое стихотворение;
  • на умение ребенка правильно высказываться в 5-летнем возрасте. Зачастую дети, у которых чистое звуковое произношение не могут согласовать между собой слова, рассказать, пересказать увиденное либо услышанное, то есть страдает связная речь.
  • так как к 7 годам завершается сензитивный (наиболее благоприятный) период для формирования и развития речи, в период 6-7 лет родителям важно знать, что кроме правильного звукопроизношения, должны быть сформированы и другие показатели правильной речи:
    грамматическая сторона речи (правильное употребление предлогов, союзов, согласование слов в роде, падеже, числе…);
    лексический строй речи (достаточный словарный объем, употребление и понимание значение слов);
    сформированная связная речь (умение рассказывать и пересказывать);
    нормальный темп и ритм речи (не замедленный и не ускоренный).

Если у ребенка после 6 лет имеются проблемы по одному или нескольким из вышеперечисленных показателей, необходимо незамедлительно их устранить до поступления в школу, так как, конечно недостатки в речи влекут за собой трудности в обучении.

Подробно рассмотрев все этапы, самое важное - понять, что формирование речи ребенка, как и всех психических процессов (память, воображение, мышление…) начинается с момента его рождения. Наше внимание и забота - основной фактор успешного развития и речи ребенка, и личности в целом. А знание правильного развития малыша поможет нам, взрослым, обратить внимание на главное и вовремя выявить недостатки.

Конечно, во всем есть момент индивидуальности, но всегда есть рядом специалисты (педиатр, логопед, психолог), которым мы можем рассказать о своих наблюдениях, сомнениях, задать правильные вопросы и вовремя устранить или скорректировать несовершенства в речи.
Немаловажным фактором развития речи является непосредственное общение с малышом с первых дней его жизни, только, когда ребенок слышит грамотную речь, будет развиваться и его собственная.

© mamochki.by

Администрация сайта разрешает воспроизведение опубликованных на портале www.mamochki.by статей, правообладателем которых является. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «mamochki.by» или иной аналогичной надписью.


10.02.2017 Вера Ахремкова
Поделиться: 

Пока нет комментариев.