РЕКОМЕНДУЕМ

ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы

НОВОСТИ

Группы

0
Poloska 24.12.2011
21:48
сообщений:36
откуда:Витебск

Музыкальная беременность

Музыкальная беременность


Марина АЛЕКСАНДРОВИЧ, музыкальный терапевт

В мозге здоровых новорожденных детишек удалось обнаружить атрофированные нейроны. Видимо, какая-то часть мозга, созданная природой, отмерла. За ненадобностью? Но ведь природа ничего не создает просто так.

С этого открытия взяла начало теория о том, что эмбрион может чувствовать и мыслить. Больше того, если не дать пищи формирующемуся мозгу, часть его атрофируется. А связь между числом нервных рулеток и уровнем интеллекта не вызывает сомнения. Вывод напрашивался сам: малыша можно и нужно развивать, не дожидаясь родов. Будущей маме это предоставило чудесную возможность начать общаться с крохой задолго до его появления на свет. А малышу - проводить время с пользой.

Так было во все века

Женщины всегда догадывались о том, что малютка в животе что-то слышит и понимает. Еще в древности будущие мамы уважительно и трепетно общались со своими малышами. Так, 2000 лет назад в Китае беременные женщины собирались вместе и по нескольку часов пели хором. В Древней Японии они уходили в общины, расположенные в красивой местности, и тоже пели, любуясь природой. На севере Европы издавна существовал обычай, согласно которому беременные подолгу сидели на крыльце дома и тоже пели. Чем же так привлекательно пение? Во-первых, это приятный звук. А звуки, вкупе с вибрацией, в сущности, единственное, что воспринимает эмбрион. Во-вторых, полный любви и нежности мамин голос, конечно же, очень важен для развития ребенка. Хотя такие объяснения не требуют глубоких знаний.

Как родить здорового и умницу

Ученые добавляют и другие детали. Они считают, что роль дыхания (а без ритмичного дыхания пение невозможно) является ведущей для физиологического развития будущего ребенка, а психические процессы у пего запускает не что иное, как вибрация маминого голоса. Пение мамы не просто помогает ей общаться с еще не родившимся крохой, устанавливая между ними какую-то совсем особенную, крепкую связь, но и способствует правильному развитию малыша. У сыночка или дочки поющей мамы быстрее и правильнее выстраиваются дыхание и работа сердца, налаживается двигательная активность, и это влечет за собой "постановку" нужного ритма работы других органов. У такого малыша лучше развиваются интеллект, а также психо-эмоциональная сфера.

Музыка против смерти

Однако для того чтобы добиться таких результатов, просто петь любимые песни все же недостаточно. Такое пение полезно, но всерьез повлиять на работу организма крохи вряд ли может. Для особого воздействия и песни нужны особенные, написанные не композиторами, а учеными. Их музыка основана на двух точно просчитанных главных сердечных биоритмах: материнском (60-100 ударов в минуту) и детском (120-160). При исполнении важна строго выверенная темпово-дыхательная динамика: где сделать вдох, когда остановиться, в каком темпе петь. Важную роль играют также поза и движения. Вес это направлено на то, чтобы не просто развлечь малыша-эмбриончика, но и выстроить правильную работу его растущего организма.

В России такие песни в 80-х годах начал писать московский педиатр, профессор Михаил Лазарев. Его музыкальный метод развития малышей, названный "Сонатал" (от латинских слов sonus и natal звук и рожденный), поставил пение будущих мам на научную основу...

За 20 лет идея пения для пренатальных деток приобрела вес. Ее приняли даже врачи-традициопалисты, поначалу настроенные весьма скептично. Особенно много поклонников у такого способа дородового развития оказалось в Набережных Челнах, где метод активно используют во всех детских поликлиниках и женских консультациях.

Сегодня в этом городе отмечено значительное снижение младенческой смертности, а также заболеваемости детей в возрасте до года. И врачи убеждены, что родиться и расти здоровыми малышам помогли именно "правильные" песни! Отмечают они и другое: дети поющих мам лучше приспосабливаются к миру, отличаются повышенным инстинктом самосохранения и склонностью к положительным эмоциям. А с мамами их связывает особенно крепкая и нежная любовь.

Мамам музыкальное общение со своими будущими детьми тоже идет на пользу. Даже те женщины, которые поначалу не радуются своей беременности, скоро забывают об этом, погружаясь в мир любви и положительных эмоций. А многие с уверенностью заявляют, что пение "по науке" помогло им избежать выкидыша, кесарева сечения и родовых болей. Довольно интересно, не правда ли?
Технология волшебства

Как происходят все эти чудеса на практике? Влияние музыки на организм не родившегося малыша можно разложить на три направления: психолого-эстетическое, физиологическое и вибрационное. В методе "Сонатал" используются все три этих (фактора одновременно. Пихолого-эстстическое воздействие музыки наиболее очевидно: изо дня в день слушая мамины песни, малыш учится чувствовать красоту музыки, "ловит" ее настроение, на каком-то начальном уровне постигает образы песенок.

Физиологическое воздействие - это тренировка отдельных функций организма, например, постановка основных биоритмов, ритма дыхания и сердцебиения. Вместе это называется кардиореспираторной системой, работа которой крайне важна для здоровья в целом.
Вибрационное воздействие, возможно, самое сложное и неуловимое. Здесь можно лишь верить результатам исследований ученых. А их выводы таковы: вибрация маминого голоса способна воздействовать на клетки плода, активизируя в них здоровые биохимические процессы. Таким образом, даже если что-то в развитии плода пошло неправильно, ранняя, еще дородовая, активизация жизненных сил способна укрепить иммунитет будущего малыша, задать правильный ритм работы его организма и, в итоге, постепенно скорректировать его развитие в нужную сторону.

Впрочем, лучше пояснить технологию "сонатального" дела на примере.
Встаем и засыпаем - с песней!

Скажем, песенки, которые поют в определенное время и по определенным поводам, помогают малышу сформировать первичные биоритмы. Это, прежде всего биоритм сна и бодрствования. Утром (а малыш, даже еще не родившийся, улавливает изменение обстановки, смену ночи днем и немного беспокоится) мама поет приветственную утреннюю песенку. Вечером (часов в восемь-девять) колыбельную. Колыбельные, кстати, составляют отдельный большой цикл песенок "Сонатала". При их исполнении особенно важно сочетание пения и движений: можно качаться из стороны в сторону, вперед-назад или легко поворачиваться вокруг своей оси в такт музыке. Вообще, у каждой песенки есть "свои" движения. Они, во-первых, активизируют вибрационное воздействие музыки, а во-вторых, настраивают на определенный лад, помогают передать музыкальное и смысловое настроение песни. Например, в утренней песенке мама открывает воображаемое окно, радостно протягивает руки к солнышку. Так же, как вдохи и выдохи, движения четко привязаны к фрагментам песни.

Слушая изо дня в день привычные песенки, "запоминая" связанные с ними движения, крохотный эмбриончик начинает знакомиться с миром, которого еще не видел. Так потихоньку, параллельно с биологическими часами, в работу включается его интеллект. Заодно в сознание малыша закладываются и архетипы любви к миру, осознание своего пола. Очень важны, например, песни с упоминанием имени крохи (его можно заменить на нежное Лопушок или Комочек),

Существует и биоритм кормления. Он помогает задолго до рождения малыша настроить его на семиразовый цикл кормления. Для этого маме самой стоит перейти на семиразовое питание и каждый раз спустя 5-7 минут после еды петь крохе ласковую песенку со словами "Кушай, кушай, милый", поглаживая при этом животик по часовой стрелке.

Развиваемся по этапам

От триместра к триместру беременности песенки становятся более сложными и по музыке, и по смыслу. Скажем, в третьем триместре малыш начинает знакомиться с миром уже как следует. В репертуаре мамы появляются песенки о странах и разных животных, о цветах (красках) и машинах. Все это сопровождается характерными движениями и звуками, например, песенки о машинах изобилуют звуками "ррр" и "бжж". Есть свои песни, посвященные временам года и месяцам - их темп и мелодии соотносятся с активностью природы в это время. Третий триместр, согласно классификации американского пренатального психолога Джо Пирса - это период "интеллектуального мозга". Поэтому малышу "по силам" достаточно сложные песенки, чтение стихов и даже сказок, а также сеансы симфонической музыки. Однако вернемся к началу. Первый триместр - период "двигательного мозга''. Па этом временном отрезке репертуар нашего малыша стоит ограничить песенками, посвященными ритмам и событиям дня. Ребенку можно давать слушать музыку, исполняемую на отдельных инструментах. Во втором триместре - в период "эмоционального мозга" - песенки становятся более сложными, а музыка для прослушивания - симфонической классикой. А еще будущая мама может танцевать и делать ритмическую гимнастику в приятном музыкальном сопровождении.

Если мама начала заниматься но системе "Сонатал" не с начала беременности, то можно разделить оставшееся до родов время па воображаемые триместры. Разумеется, это возможно в том случае, если времени до родов осталось достаточно: обрушивать слишком много информации на малыша все-таки не стоит. Но это, пожалуй, единственное противопоказание для пренатального пения.

Правила поющей мамы
Освоить премудрости правильного пения для будущих малышей, запомнить верные сочетания темна, вдохов-выдохов и движений - всему этому учат в столичном «Клубе Юлии Гусаковской-Старовойтовой». Можно пойти иным путем, купив аудиокассету с записями песенок и книжечку с пояснениями. Такие кассеты уже появляются в продаже.

В общих же чертах основные правила пения пренатальным малышам таковы:

· Песенные занятия проводите в одно и то же время, чтобы выработать у малыша стойкие биоритмические рефлексы.

· Не стоит комплексовать, если вы не можете похвастаться абсолютным слухом. Для крохи пение мамы все равно самое лучшее.

· Одних песенок маленькому интеллектуалу недостаточно. С ним нужно разговаривать, подкрепляя или предваряя свои действия словами, например: "Мы сейчас пойдем на улицу" или "А теперь будем принимать душ". Стоит спеть и специальную песенку, написанную именно для такого случая.

· Малыш обычно реагирует на мамино музицирование. Все его шевеления надо поощрять: погладить животик, сказать что-нибудь вроде "молодец".

· Раз в неделю хорошо музицировать всей семьей: это может дать многое и малышу, и всем тем, кто ждет его появления на свет. Для того чтобы ребенок мог услышать пение своей бабушки или старшей сестрички, придется воспользоваться устройством под названием "аудиофон". Он представляет собой две воронки, соединенные гибким шлангом, например от пылесоса. Меньшую воронку используют как микрофон, а большую нужно приставить к маминому животу. В течение беременности большой раструб аудиофона передвигается по животику все ниже: в первом триместре его нужно прикладывать к верхней части живота, во втором - к середине, в третьем - к низу живота. Аудиофоном может пользоваться и сама мама.

· Не стоит предлагать малышу больше трех новых песен в неделю. Однако и меньше одной новой песни быть не должно. Разучив очередную песню, ее нужно ежедневно петь в течение двух недель, а потом до самых родов повторять хотя бы раз в неделю. Если какая-то песенка особенно нравится ребенку (это можно узнать по его реакции), конечно же, не стоит лишать его удовольствия.

· В общей сложности на пение может уйти до полутора часов в день. Эти часы лучше разбить на сеансы: по 3-15 минут каждые полтора-два часа с шести до одиннадцати вечера.

· Чтобы настроиться на пение, удобно сядьте, выпрямите спину, закройте глаза. Послушайте спокойную ритмичную музыку. Постарайтесь наладить дыхание: на 4 счета - вдох, на 4 счета - выдох (на это может уйти примерно 5 минут).
Пусть музыка присутствует в вашей жизни и в других формах. Слушайте хорошие записи (при этом сделайте звук чуть громче, чем обычно - до 35 децибел). Для подобных 20-30-мннутных сеансов подходит время с пяти до шести часов вечера. Играйте и самостоятельно, в том числе на детских духовых инструментах. Под музыкальное сопровождение приятно танцевать, заниматься ритмической гимнастикой, рисовать, гулять. Конечно, соблюдать все эти правила, научиться верно двигаться и чередовать вдохи без помощи и контроля инструктора довольно сложно. Лучше все-таки пойти на специальные занятия, тем более что мамам они обычно очень правятся.

Пора выбирать репертуар

Предлагаем вам для начала две песенки. Звездочкой обозначено то место, где необходимо сделать вдох. Кушай, кушай, милый*
Набирайся силы*
Наливайся, колос, *
Заливайся, голос. *
Сильным 6удь, как папа*
Добрым будь, как мама.*
Светлым будь, как солнце. *
Мой любимый самый. *
Во время пения не забывайте поглаживать свой животик но часовой стрелке.
Ночь прошла.
Ночь прошла, прошла,
Темноту увела. *
Замолчал сверчок,
Запел петушок. *
Встала маменька,
Открыла ставенку. *
Здравствуй, солнышко, *
Колоконышко!*

Покажите, как всходит солнце и открываются ставни. Здравствуй, малыш!

Кроха требует продолжения

Начиная занятия пением, постарайтесь их не бросать, ведь малыш привыкает получать свою порцию гармонии вовремя. Выяснилось, что у забывчивых мам малыши, не дождавшиеся желанного сеанса музыки, начинали активно пихаться в животе, требуя "продолжения банкета". Нет покоя ответственным родителям и после рождения малыша. Привыкнув постоянно узнавать и слышать что-то новое и интересное, ребенок (и не только новорожденный) по-прежнему хочет развиваться в несколько ускоренном темпе. Ему нужны новые книжки, сказки, игрушки, занятия, впечатления. И родителям приходится все это ему обеспечивать. Впрочем, так ли уж это обременительно, если ребенок растет веселым, здоровым и любознательным? Вопрос явно риторический.

Пока нет комментариев.





Ждете малыша? Присоединяйтесь!
Детский садик. Обсуждаем
II Фитнес vs ЭМС
Встречаем 2017
Хочешь билеты на Новогоднее представление?