РЕКОМЕНДУЕМ

ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы

НОВОСТИ

Группы

0
bart_nata 03.05.2012
15:44
сообщений:48
откуда:Минск

Тайм-менеджмент для детей: 5 основных принципов

Хотите привить ребенку навыки самоорганизации? Хотите помочь маленькому человечку стать более самостоятельным? Мечтаете воспитать настоящего помощника, который будет делать домашние дела с удовольствием и радостью, а не через силу и нежелание? Все это можно легко организовать с помощью наглядного списка ежедневных дел, который можно применять с детьми от 2-х лет.

Прежде чем, мы поговорим о том, какие дела могут входить в список дел, и как получить от него наибольший эффект, давайте вспомним о том, что такое «зона ближайшего развития ребенка». Этот термин придумал знаменитый психолог Л.С. Выготский, и описала в своей книге Ю. Гиппенрейтер, и означает он следующее: круг дел, которые ребенок начинает выполнять самостоятельно, увеличивается благодаря делам, которые он научился выполнять вместе с родителями или другими значимыми взрослыми. На примере это выглядит так: одному ребенку мама дает губку и разрешает тереть тарелку, пока она моет посуду, а другого малыша родители не подпускают к раковине, так как он не столько помогает, сколько играет с водой. Как вы думаете, какой ребенок быстрее, качественней и охотней начнет мыть посуду сам? Ребенок, который видел, как это делает мама и принимал участие в процессе, или тот, которого никогда не привлекали к совместному мытью посуды? Психологи единодушны в том, что это будет ребенок, с которым занимались.

Зачем нам это нужно? Сейчас объясню. У всех детей, по мере развития существуют дела, которые:
• ребенок может сделать сам
• ребенок может сделать только вместе с родителями
• ребенок пока не может сделать вообще
В ежедневный список задач маленького ребенка могут входить только задачи из первых двух пунктов. Не забываете, что для того, чтобы сделать дела из пункта малышу потребуется ваша помощь.

Ежедневный список может включать такие дела:

- помочь маме застелить постель;
- отнести свою тарелку в раковину;
- помочь загрузить стиральную машинку;
- собрать игрушки;
- вытереть пыль;
- помочь маме помыть пол;
-полить вазоны;
- помочь маме приготовить еду;
- покормить кошку.

Для школьников, сюда могут войти также:

- сделать уроки;
- выгулять собаку;
- вынести мусор;
- пропылесосить коврик.

Как сделать таблицу списков дел

Списки дел для детей должны быть наглядные настолько, чтобы даже малыш, не знающий ни одной буквы, мог в нем разобраться. Для дошкольников лучше всего использовать списки дел с картинками.

Для начала определите дела, которые вы хотите включить в таблицу. Дел не должно быть слишком много – 5-7 шт будет вполне достаточно.

Возьмите лист бумаги а4 и разграфите его в помощью карандаша и линейки на 7 дней недели и количество дел. В графе с делами нарисуйте или приклейте картинки, характеризующие эти дела(картинки можно скачать и распечатать из интернета или вырезать из старых журналов или детских раскрасок).

Все, список готов. Вы также можете распечатать готовый список из интернета.

Как использовать списки дел для детей

Многие маленькие дети очень не любят выполнять дела, когда родители заняты чем-то другим. Поэтому составляя список ежедневных рутин, синхронизируйте его со своим. Малышу будет намного интересней вытирать пыль в комнате, в которой находится занятая уборкой мама. Работайте в команде, но разделяйте обязанности. Вы также можете заниматься и одним делом, но в этом случае поделить территорию на зоны, например, доверьте малышу вытереть невысокую тумбочку. А мама в это время может протереть полочки шкафчика, до которых не дотягивается ребенок. В этом случае вам будет легче отслеживать результат малыша, а значит, найдется и за что похвалить.

Старшие дошкольники, наоборот, могут стараться проявить самостоятельность и выполнять дела не под родительским присмотром. Это тоже важный этап развития ребенка.

Поощрения

Списки хорошо работают вместе с системой поощрений. Обязательно хвалите и поощряйте выполнение заданий из списка и словом, и делом.

Система поощрения должна быть наглядной. Чтобы отметить сделанное дело используйте наклейки или рисуйте рисунки рядом со сделанной рутиной. За определенной количество сделанных дел определите награду. Придумайте весомую и желанную награду. Если вы много работаете, и ребенок часто просит вас поиграть с ним или каким-то другим образом уделить время, вы можете поощрить ребенка дополнительным родительским вниманием – сходить в парк, подольше поиграть, съездить в зоопарк. Даже если вы стараетесь делать с ребенком все-все-все, всегда остаются дела, на которые не хватает времени, либо которые ребенок любит делать.

Некоторые родители предпочитают награждать труд ребенка небольшой суммой денег. В этом случае вы можете определить сумму денег, которую вы готовы выделать за каждый сделанный пункт. Вначале выполненные пункты отмечаются наклейками, а в конце недели выдается награда. Подарите ребенку копилку, пусть собирает на свою мечту.

Список дел – это инструмент роста, развития положительных качеств и навыков ребенка. Если ребенок не хочет выполнять то или иное дело, постарайтесь выяснить причину, быть может, он не может справиться сам и нуждается в вашей помощи. Не принуждайте ребенка и не ругайте за невыполнение дел. Применяйте положительное подкрепление: хвалите за успехи, придумывайте действенную мотивацию.

Задания:
1. Составьте список дел, с которыми ребенок отлично справляется сам.
2. Выберите 2-3 дела, которые вы бы хотели, чтоб ребенок научился делать сам.
3. Продумайте систему поощрений.
Сегодня на сайте Home@Work начинается тематическая неделя “Тайм менеджмент для детей”. И начнем мы её с основных принципов, которые необходимо учесть, чтобы привить детям полезные навыки самоорганизации.

На первый взгляд может показаться не понятным, зачем детям осваивать тайм менеджмент. Ведь, практически все свободное время детей, регулируем мы – их родители. Мы решаем, когда гулять, во сколько ложиться спать, чем заниматься дома, в какой день посещать кружки и секции. Казалось бы, как ребенок может планировать свое время, если все уже спланировано взрослыми? Да и зачем? Однако, тайм менеджмент – это не только хронометраж, четкий график и составление списков дел, это, в первую очередь, – необходимые каждому человеку навыки самоорганизации, которые делают его жизнь более осознанной, яркой и продуктивной.

Главным отличием успешных людей является умение управлять своим временем. Хорошо, когда человек умеет это делать с детства. К сожалению, чтобы увеличить свою эффективность большинству людей приходится осваивать тайм менеджмент уже во взрослом возрасте. А ведь естественным образом освоить навыки самоорганизации и научиться управлять своим временем можно ещё в самом раннем возрасте.

Основные принципы тайм-менеджмента для детей

1. Используйте игры

Научить ребенка планировать время можно только в форме игры. Игры интересной и не скучной. Для этого прекрасно подойдут и игры с таймером, и режим дня в картинках, и составление списков, и выполнение действий в заранее озвученной последовательности. Более подробно игры мы рассмотрим в следующих днях.

2. Покажите личный пример

Если ребенок привык наблюдать за родителями, которые планируют свои дела, сверяются со списком задач и придерживаются распорядка дня, он будет с удовольствием им подражать. Мой маленький сын с трех лет рисовал список покупок перед тем, как мы шли в магазин, и озвучивал, что, по его мнению, нам нужно купить.

И наоборот, если родители не привыкли придерживаться хотя бы минимального режима и каждый их день – это сплошной экспромт, привить своему малышу навыки самоорганизации будет очень трудно. Разве что ребенок окажется более организованным от природы, чем его родители, и собственным примером заставит следовать хоть какому-то распорядку. Или родители, решат подружиться со своим временем и начать более эффективно его использовать.

3. Привлекайте ребенка к планированию

Самый простой способ – озвучивать порядок действий, которые вы планируете совершить. Это можно делать на семейном совете, планируя отдых на выходные, а можно в самых обычных повседневных делах, например, играя в песочнице, или готовя с ребенком ужин. В этом случае комментируйте то, что происходит в данный момент, а также рассказывайте, что последует дальше. Например, “сейчас мы порежем морковку, потом мы с тобой почистим и нарежем картошку и бросим их в кастрюлю с водичкой” или “сейчас мы поиграем в песочнице, потом ты съедешь с горки, и мы пойдем домой”.

Таким образом, ребенок получает первые представления о времени и знакомится с основами планирования. Кстати, прием озвучивания помогает избежать многих истерик, при уходе с детской площадки, ведь ребенок был предупрежден заранее, и успел привыкнуть к этой мысли. Это также помогает родителям более охотно привлекать ребенка к домашней работе. Ведь, если он будет знать, что после уборки следует игра, у него появится дополнительный стимул помочь маме сделать это быстрее.

4. Определяйте приоритеты

В жизни каждого из нас есть дела важные и дела срочные. Выбирая важные дела, мы улучшаем качество своей жизни. Срочные же дела требуют от нас немедленной реакции, но могут не быть важными. Мы каждый раз делаем выбор в пользу задач, которые имеют для нас больший приоритет. Нашим детям тоже придется этому научиться.

Маленьким деткам достаточно будет объяснять, что мы собираемся сделать и зачем. К примеру, мы сначала позавтракаем, чтобы набраться сил, а потом пойдем гулять. Ребенку старшего дошкольного возраста уже можно самому доверять выбор в пользу более приоритетных дел. Конечно, в определенных вами рамках. Не стоит пытаться переложить на ребенка ответственность за выбор места отдыха для всей семьи. Это сфера слияния родителей. Но, предложить самому спланировать свои занятия можно и даже нужно. При этом он должен быть готов познакомиться с естественными последствиями неудачного выбора. Все как в жизни. Заигрался и решил не кушать – голод не заставит себя ждать. Помыл пол, а потом пробежался грязными ботинками – пол придется мыть снова.

5. Будьте последовательны

Многие дети с удовольствием следуют определенному режиму. И больше того, нарушение привычного уклада может вызвать у ребенка волнение и тревожность. Ведь стабильность для малыша означает безопасность. Поэтому озвучивая свои планы ребенку, или планируя что-то вместе, старайтесь быть последовательными и придерживаться намеченных планов. Конечно, в жизни не редко случаются форс-мажоры, но если использовать принципы планирования – они случаются намного реже. Ведь собираясь что-то сделать, вы учитываете разные факторы, а также можете спланировать альтернативные варианты.


более подробно на сайте http://home-and-work.com/?p=774

Комментарии  
0

nastasya12... 03.05.2012 22:14
сообщений:
13
откуда:
Минск
Спасибо за полезную информацию
0

e-katerina 03.05.2012 22:49
сообщений:
878
откуда:
Минск
Очень интересно! спасибо!
Фотокамера - это инструмент, который учить людей, как надо видеть мир без фотокамеры!
Фотосъемка малышей, новорожденных, а так же студийная, семейная, свадебная, крещение, день рождения... лучшие моменты Вашей жизни)))
Трогательное слайд-шоу в ПОДАРОК!!!

0

yummik 15.05.2013 10:37
сообщений:
114
откуда:
Минск
прикольный сайт home-and-work.com - периодически читаю, по этой теме еще есть несколько сайтиков:
http://uspevai7ya.ru/ (журнал "успевай с детьми")
http://planerka.by/Articles/Articles.aspx (теория тайм-менеджмента)
http://4mother.ru/ (портал для мам)

take it easy...





Ждете малыша? Присоединяйтесь!
Детский садик. Обсуждаем
II Фитнес vs ЭМС
Встречаем 2017
Хочешь билеты на Новогоднее представление?