РЕКОМЕНДУЕМ

ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
НОВОСТИ

Группы

0
Dasha_A 19.11.2011
11:44
сообщений:357
откуда:Минск

Мальчику 3 года не разговаривает

Девочки, подскажите, что делать?
У моей сестры сын, 3 года, не разговаривает. Слоги говорит, а слова нет Его педиатр постоянно гнобит мою сестру, поэтому адекватно реагировать на неё не получается.
Водили к логопеду, та сказала, что пока это не страшно. Но, у знакомых девочка, тоже 3 года, и уже читает!!!
Понимаю, что все дети индивидуальны и сравнивать не стоит, но всё равно как страшновато...

Ответы  
0
Mamochka-Karina 19.11.2011
13:24
сообщений:
118
откуда:
Минск
Я заговорила в три года и сразу предложением. Такое бывает, когда словарный запас у ребенка есть, а воспроизвести звуки или назвать предметы словами он не может. Со мной тоже логопед занимался....она вывернула косметичку и попросила меня принести ей помаду, которая закатилась под кресло. я все сделала, что означает, что словарный запас хороший, остается только ждать...
а заговорила я вообще очень интересно... кошка поймала птичку. я это увидела, схватила ее и побежала к маме со словами :"Мама, киса кака птиптю ням-ням" )) До этого говорила только звуки, даже мама и папа не говорила...зато поле этого, как говорит мама, хрен заткнешь


Личико нежное,чёрточка каждая!Носик курносый сопит.
Деньги,карьера...-всё это неважное...Важное-рядышком спит!!!
0
Cifra 19.11.2011
14:10
сообщений:
482
откуда:
Минск
Тревожно. У сесты сыну два года -говорит предложениями, склоняет слова по падежам! Но она с ним постоянно разговаривает, задает вопросы, слушает, отвечает. Рассматривают книги, сначала она много рассказывала о том, что изображено, кто что делает, а потом спрашивала, просила показать, или расспрашивала: кто это? Что делает? Как говорит? И.т.д. Очень полезно разложить разные игрушки и по форме и по цвету, просить принести ( так можно проверить словарный запас). Если малыш днями смотрит мультики, то это тоже не стимулирует его речевую активность. Если мама постоянно догадывается, что хочет малыш и сразу ему это дает, не называет, то тоже не способствует желанию ребенка говорить. Нужен контакт, нужно описывать все вокруг. Кто-то мне говорил, что пик пополнения словарного запаса приходится где-то на 1,5-2,5 года, как правило к трем ребенок уже говорит простыми предложениями.

Хуже, если это из-за стресса, это может быть неврологического характера. В семье все хорошо? Разводов, частых ссор нет? А еще нужно проверить слух малышу!
В любом случае, ждать не надо, надо действовать.
0
Pchelka 19.11.2011
14:47
сообщений:
3976
откуда:
Минск
мужа племянник заговорил после трёх,когда пошли в сад,сейчас лапочет без остановки


url=http://mamka.ru/][/url]
0
Jane_jn 19.11.2011
14:57
сообщений:
41
откуда:
Минск
У нас соседский мальчик не говорил до лет 4...как-то у него спросили - почему ты не говоришь? а он - " я не умею говорить.".
Прокат тренажеров. Прокат детских нарядных платье.
0
logo 19.11.2011
15:07
сообщений:
143
откуда:
Минск
Не стоит ориентироваться на детей, которые заговорили поздно и сразу предложениями. Это редкость! В каком районе живет сестра? В каждом районе есть так называемы ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации). Среди прочих направлений они оказывают консультативную помощь родителям. Для того чтобы попасть на комиссию, необходимо позвонить и записаться. Если есть желание узнать больше - пишите, расскажу . Но главное - НЕ ЗАТЯГИВАЙТЕ! Это профессиональный совет!
0
lesia 19.11.2011
17:51
сообщений:
402
откуда:
Минск
у меня муж не говорил до 3,5 лет в саду ходил и мычал=))) но ничего потом хорошо заговорил.. и сейчас он особо много не говорит=) и все обдумывает прежде чем что-то сказать...


0
an-na 19.11.2011
18:14
сообщений:
636
откуда:
Минск
мой сын , ему 3,5 года, говорит плохо, но я вижу что с каждым днем лучше и лучше, уже строит предложения, я думаю, к 4 будет все ок. если нет, то логопед нам в помощь))) а так сделали энцефалограмму, сказали что все в порядки, задержка речи несвязана с мозгом. немного подождем еще. врач сказала что сейчас к ним очень часто стали приходить детки такого возраста. в 3 он вообще ничего связного сказатьне мог.
0
ilaria11 20.11.2011
00:05
сообщений:
110
откуда:
Минск
У нас в роду все мальчики раньше трех лет ни гу-гу! хорошо, если к 6-ти более-менее понять можно. Один племяш в 1 классе все еще еле мямлит, не поймешь. Зато учатся очень неплохо. так что не парьтесь.
Счастье - это улыбка твоего ребенка.
0
Jylia2807 20.11.2011
00:54
сообщений:
177
откуда:
Минск
ну все дети разные.нужно чаще разговаривать с ребенком,играть в игры!нужно обязательно развивать мелкую моторику.т.к. она напрямую связана с развитием речи!полепить из пластилина,рисовать красками,помочь маме перебрать что-нибудь на кухне!может скоро заговорит и сразу хорошо)))покажите другому логопеду!



0
Jylia2807 20.11.2011
00:58
сообщений:
177
откуда:
Минск
ну все дети разные.нужно чаще разговаривать с ребенком,играть в игры!нужно обязательно развивать мелкую моторику.т.к. она напрямую связана с развитием речи!полепить из пластилина,рисовать красками,пом...
Этапы развития речи ребенка
Этапы развития собственной речи ребенка:
Крики - возникают с рождения
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше
1год -5-9 слов
1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
3,5 года - 1100
4 года 1600 - 1900
5 лет 1900 - 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений - с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.


Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
***
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
***
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
***
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
***
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.

Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей.
Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит "тутите мутити" или
" дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.
Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака"
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас дам"

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук "С" обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.
Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.

О диагнозе ЗРР - задержка речевого развития.
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в два года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двухсоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка - есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.
Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.
Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку "разговориться".



0
Jylia2807 20.11.2011
00:59
сообщений:
177
откуда:
Минск
Этапы развития речи ребенка
Этапы развития собственной речи ребенка:
Крики - возникают с рождения
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-...
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Про развитие понимания речи/импрессивной речи вы можете прочитать здесь http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=104307



0
Dasha_A 20.11.2011
10:21
сообщений:
357
откуда:
Минск
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего,...
спасибо большое, оч нужная инфа

0
Dasha_A 20.11.2011
10:22
сообщений:
357
откуда:
Минск
Тревожно. У сесты сыну два года -говорит предложениями, склоняет слова по падежам! Но она с ним постоянно разговаривает, задает вопросы, слушает, отвечает. Рассматривают книги, сначала она много расск...
В семье все просто супер. Его все безумно любят. Я начинаю думать, что всё это из-за гиперзаботы

0
Cifra 20.11.2011
11:04
сообщений:
482
откуда:
Минск
В семье все просто супер. Его все безумно любят. Я начинаю думать, что всё это из-за гиперзаботы ...

Вы имеете в виду, что мама на лету ловит желания малыша и предугадывает его просьбы? Тогда покажите ей эти статьи выше и обратите внимание на то, что ее поведение должно несколько измениться. Не стоит действительно равняться на исключительные случаи, когда ребенок начинает поздно говорить, и просто ждать. Может, в школу раннего развития его поводить? Там много других детишек, разнообразные игры, нужно взаимодействовать с другими... Думаю, вашей сестре там тоже советы дадут хорошие. И стоит еще другому логопеду показать.
Если в семье все хорошо, значит все будет ок!
0
Radyshka_2011 20.11.2011
11:23
сообщений:
1257
откуда:
Минск
Спасибо! не просто интересно, но и информативно!
только Вы еще написали
Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно

может, я невнимательно прочитала, но я не нашла Ваших рекомендаций. Будьте добры, напишите еще раз. Спасибо)
я
0
IRENA1 20.11.2011
11:46
сообщений:
23
откуда:
Витебск
не переживайте,моя сестра тоже не разговаривала в 3 года,сейчас ей 4 лапочет так что поробуй останови.Самое главное маме не отчаиваться и не нервничать,а знать что у её замечательного малыша всё получется.
0
Jylia2807 20.11.2011
23:31
сообщений:
177
откуда:
Минск
Спасибо! не просто интересно, но и информативно!
только Вы еще написали


может, я невнимательно прочитала, но я не нашла Ваших рекомендаций. Будьте добры, напишите еще раз. Спасибо)...
Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Про развитие понимания речи/импрессивной речи вы можете прочитать здесь http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=104307
Стимуляция гуления
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Стимуляция лепета
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.

От лепета к лепетным словам
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.
ШАГ1
Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -

Шаг 2. стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет

Шаг 3.
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га


Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан бам-бам-бам
Упал бах, бабах
Качаться, качели кач-кач
Дождик кап-кап
Гусь га-га-га
лягушка ква-ква
Дай, дать? дай
Собака ав-ав
Ворона кар-кар
Спать а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года

Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
• Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. новый слог
3. новый слог (тот же)
4. знакомый слог
5. Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка.

ПРАГМАТИКА или социально-психологический аспект развития речи
Поняла, что нужно поговорить еще об одном важном аспекте развития речи.
О нем часто забывают, считая его само собой разумеющимся, по этой же причине не сразу написала и я. Это так называемая прагматика речи или ее социально-психологический аспект. Все это в полной мере относится и ко взрослым, но говорить мы будем только о начале формирования речи.

Прежде всего вспомним о том, что речь возникла и развивается в общении, то есть в диалоге. В диалоге обычно участвуют двое, один из которых говорит, другой слушает и потом отвечает, то есть существует некая очередность обмена сигналами.
Внимание: когда один просит другого повторить за ним что-то - это уже не диалог!!!

Итак, что нужно, чтобы ребенок заговорил:
У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении. Все помнят анекдот про мальчика, который в 7 лет сказал, что каша не досолена и не говорил раньше, потому что все было в порядке.
Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. ( я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос )
То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе ) сортирует предметы.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.
Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение.
Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.
Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом,а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.



0
Radyshka_2011 21.11.2011
08:13
сообщений:
1257
откуда:
Минск
Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окр...

Спасибо большое, очень познавательно. чувствуется профи! у Вас специальное образование или Вы просто много времени посвящаете этому вопросу?
я
0
Jylia2807 21.11.2011
18:41
сообщений:
177
откуда:
Минск
Спасибо большое, очень познавательно. чувствуется профи! у Вас специальное образование или Вы просто много времени посвящаете этому вопросу?...
ой,ой!нет,я не специалист!эта информация из интернета,я просто на досуге очень тщательно изучаю литературу о детях(мне не повезло с педиатром)и отбираю более грамотную информацию!вот увидела эту тему,и сразу полезла в свои источники искать инфо,вот поделилась с вами"!"могу сслылку кинуть!сайт хороший!доступно написано!
http://lubmama.ru/publ/razvitie_rebenka/3



0
Radyshka_2011 21.11.2011
20:30
сообщений:
1257
откуда:
Минск
ой,ой!нет,я не специалист!эта информация из интернета,я просто на досуге очень тщательно изучаю литературу о детях(мне не повезло с педиат...

знакомая картина) кстати, тоже нашла интересные материалы по развитию речи - артикуляционная гимнастика (разные упражнения). для нас пока рановато. нам скоро 8 мес. могу выслать на е-мэйл.
Из рекомендаций. Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри. Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться.
Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.
а вот этот совет мне больше всего нравится: Тут плохи две крайности: скупость на слова и многословие. Мало разговаривать с малышом - это, конечно, плохо. Но ничуть не лучше, когда на него обрушивается слишком много слов, в которых теряется то, которое он должен услышать. Вот мама показывает малышу игрушечную собачку и говорит: "Посмотри, моя радость, какая хорошая игрушка! Дедушка тебе подарил. Собачка лает, хвостиком машет, а глазки у нее черные! Ты не бойся, она не кусает, она любит маленьких детей. Она только плохих людей кусает!" Конечно, малыш радуется, слыша мамин голос, разглядывает собачку. Но слово "собачка" безнадежно затерялось в потоке других слов, а сам малыш извлечь его оттуда, конечно, не может.
я

Наверх




Ждете малыша? Присоединяйтесь!
Детский садик. Обсуждаем
II Фитнес vs ЭМС
Встречаем 2017
Хочешь билеты на Новогоднее представление?