Чем чреват преждевременный поход в школу?

Я ратую за своевременность во всем. Любая преждевременность всегда бесцельна и, по сути, является разрушительной. Все хорошо вовремя: учиться ходить, говорить, читать, играть, общаться, учиться, знакомиться. Вовремя – это про то, что у каждого возраста есть свои психические закономерности и задачи, которые обуславливают развитие того или иного вида деятельности ребенка.

Сегодня государство стремится всеми силами выпроводить в школу шестилеток. И родители должны понимать, что это не резкая акселерация заставляет принимать такие законы, а чисто экономический подход: дошкольника кормить затратнее.

Акселерация наблюдается в интеллектуальном развитии, в основном, из-за того, что родители довольно рано сажают детей «за парту», начинают готовить к школе, урезая детям очень важную часть жизни – проигрывание взрослых отношений. То, чему, в принципе, должно быть посвящено детство. Оно задумано как полноценный период в жизни. А не как черновик подготовки к школе. Ребенок «недоигравший» долго будет пытаться наверстать упущенное, когда все сроки играть уже выйдут. Психика, упустившая возможность развиться вовремя, пытается добрать свое, когда бы то ни было. И это касается уже не только дошкольника.

 Фото с сайта www.paidagogos.com

Родители чаще всего смотрят только на интеллектуальные показатели готовности к школе. Знает буквы, читает, даже писать умеет? Значит, в школу. Зачем в садике искать место в другой группе, на свою голову проблемы искать и т.д.?
В остальном, волевая, социальная, эмоциональная, физическая стороны развития детей никакого скачка не претерпели. А ведь они являются такими же составляющими готовности к школе. Более того, любой учитель начальных классов скажет, что, если в первый класс приходит ребенок, не умеющий читать, но выполняющий поручения учителя, умеющий себя контролировать, заинтересованный новой жизнью, то чтение встанет на место очень быстро. И, наоборот, ребенок, читающий и считающий на уровне второго класса, но физически ослабленный, не умеющий концентрировать внимание, слабо контактирующий с ровесниками, не слушающий учителя, быстро теряет и интеллектуальные навыки, набирается агрессии, начинает чрезмерно уставать, наполняется неприязнью к школе и через какое-то время его просто не заставить сесть за уроки, которые, по тому, как его готовили, должны быть для него совершенно просты и необременительны.

Горькие плоды преждевременного похода в школу


Фото с сайта www.sadik.ua 

Если в классе учатся шестилетки и семилетки вместе, то первые практически обречены на «звание» отстающих. То, что дается семилетнему ребенку легко – быстрее схватывать материал на слух, успевать слушать учителя и одновременно записывать, быстрее запоминать и воспроизводить, управлять пишущей рукой, быстрее понимать суть задания – малышу-шестилетке дается с трудом. Часто младшие детки получают ярлыки плохих учеников только потому, что физически не успеют доделывать задания. И тут мы говорим не про отсутствие чуткости у педагога, а про то, что учебный процесс всегда ориентирован на сильнейших. Индивидуального подхода к каждому ребенку, когда в классе 30 человек, не стоит ожидать.

Учебный год уже заканчивается, а малышей, которых приводят испуганные мамы на предмет школьной дезадаптации, только прибывает. Это при том, что на адаптацию к школе все сроки уже вышли, т.е. в норме ребенок уже должен привыкнуть к нововведениям.

Как родители могут заметить, что поторопились с походом в школу?

Фото с сайта www.vk.me

Прошло время адаптации (1-2 четверти), но, несмотря на это:

  1. Учитель жалуется на то, что ребенок не может усидеть на уроке, встает, вскакивает, передвигается, залезает под парту, не может удержать тело в статичном положении. Скорее всего, это не отсутствие воспитания и норм поведения, а слабый самоконтроль. У дошкольника еще незрелые процессы возбуждения и торможения.
  2. Ребенок перенапрягается на уроке до такой степени, что на перемене он почти перестает владеть собой от усталости, носится, не глядя, дерется, сталкивается с другими детьми, ведет себя агрессивно (детская агрессия - один из показателей слабости нервной системы), падает, бьется, не вписывается в дверные проемы, пр.
  3. Ребенок, приходя домой после школы, чувствует себя настолько уставшим, что засыпает далеко до наступления вечера, его не хватает на какие-то другие дела, на выполнение домашних заданий. Кстати, если его готовили «в хвост и в гриву», чтобы не отставал в школе, то можно получить обратный результат – ребенок уже устал от учения и новая высокая нагрузка вызывает отторжение и такую усталость, что становятся неважными успехи.
  4. Успеваемость снижается либо постоянно держится на низком уровне при отсутствии каких-либо интеллектуальных проблем. Дело может быть в слабой концентрации внимания, в высоком напряжении, непосильном пока для ребенка, утомляемости, в высоком для шестилетки темпе обучения (и нормальном для семилетки). Также ребенок может отставать из-за «протестного мотива» - вызов учителю, родителям.
  5. Повышение агрессии. Ребенок в школе и дома становится капризным, протестным, не идущим на контакт, враждебным, провоцирующим одноклассников. Причем со временем негативные проявления увеличиваются.
  6. Учитель замечает, что ребенок не идет на контакт с ним. Не слушает его указаний, повторенных по много раз, не выполняет его требований, как будто не понимает; ведет себя «наоборот» (учитель говорит сидеть за партой, ребенок тут же встает), может «тыкать» и дерзить. Конечно, можно сразу же обвинить учителя, что не нашел с ребенком контакта. Но это может быть элементарная незрелость социального характера – ребенок не понимает авторитета учителя; воспринимает его, как няню в садике (мало ли, что она говорит).

В случае школьной дезадаптации с ребенком и родителями должен заниматься психолог. Чаще бывает, что ребенок, доставляющий проблемы, потихоньку выживается из школы, особенно, если она статусная. К тому же, ему приклеивают ярлык трудновоспитуемого. Хотя если бы он пошел в школу на год позже, не исключено, что он находился бы сейчас по другую сторону барьера.

 
Фото  с сайта www.bnews.kz

Родителям еще надо разобраться, что это не столько ребенок у них такой испорченный и невоспитанный, сколько они поторопились его перевести во взрослого.

Понятно, что родитель лучше знает своего ребенка изнутри. И все же, ребенку хорошо идти в школу после 6,6 лет, когда даже кости гораздо крепче, что обеспечивает нормальное перенесение нагрузки на руку. Когда ребенок понимает, зачем надо учиться, заинтересован обучением, любознателен (мотивационная готовность); когда физически крепок; может владеть не только своим телом, но и своим поведением, может заставить самого себя при необходимости сидеть, стоять, идти, писать (волевая готовность); когда умеет контактировать с чужими взрослыми и детьми, слушать поручение, обратиться с просьбой, ответить, договориться, доверять (социальная готовность).

Фото с сайта www.mama.tomsk.ru

Хорошо, когда сомневающийся внимательный родитель пройдет с ребенком диагностику готовности к школе у психолога, т.к. он может не увидеть некоторые вещи со стороны, которые могут бросаться в глаза подготовленному специалисту.

© mamochki.by

Администрация сайта разрешает воспроизведение опубликованных на портале www.mamochki.by статей, правообладателем которых является. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «mamochki.by» или иной аналогичной надписью.


19.04.2017 Екатерина Шевелева
Поделиться: 

Пока нет комментариев.


Популярные темы

РЕКОМЕНДУЕМ

ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы

НОВОСТИ

Группы

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 46
           
участников: 70
           
участников: 123

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ