Что такое эмпатия и как научить этому ребенка?

Есть люди, которые способны понять и ощутить чувства постороннего человека, только лишь взглянув на выражение его лица. Их называют эмпатами.

Эмпатию часто определяют, как способность одного человека сопереживать другому. Однако на самом деле это понятие гораздо шире по своему значению. Это умение ощущать эмоции другого человека, как свои собственные, но понимать, что они принадлежат другому, способность слышать чужую душу и проявлять милосердие и понимание, не осуждая и не пропуская другую личность через свои собственные установки.

 
Фото с сайта www.mamaninja.bg

Нужно ли развивать эмпатию? Несомненно. Во-первых, мир все-таки держится на хороших людях, а эмпатия редко присуща злым и жестоким особам. Во-вторых, люди, которые обладают высоким уровнем эмпатии, по жизни имеют весомые преимущества:

- умеют хорошо общаться с людьми, что важно как для построения карьеры, так и в личной жизни;
- умеют слушать и главное - слышать, потому что большинство людей только слушают;
- умеют поддержать и утешить в трудную минуту, что очень ценно для прекрасных отношений с близкими, друзьями и любимым человеком;
- никогда не осуждают других людей через призму собственного видения;
- обладают высокой степенью оптимизма, по жизни добиваются успехов;
- их труднее обмануть, так как эмпаты очень внимательны.

Ученые полагают, что эмпатия скорее врожденное качество, нежели приобретенное. Однако в зачаточном виде она есть у многих детей и ее можно развить. Доказано, что многие дети, которые в школе хорошо учатся, либо учаться плохо, но являются признанными лидерами в классе и ведут за собой других, тоже обладают высоким уровнем эмпатии. Это качество присуще многим выдающимся и известным людям.

Как же развить эмпатию у ребенка?


Фото с сайта www.hmchildren.ru

Если у самих родителей есть проблемы с сопереживанием другому, то и научить ребенка этому качеству будет трудно, а в отдельных случаях – невозможно. Собственный пример – лучше всяких слов, а дети копируют наше поведение и впитывают его, как губка. Чтобы научить ребенка такому качеству, как эмпатия, нужно сначала развить ее в себе, проявлять по отношению к окружающим и, главное, проявлять по отношению к ребенку. Например, ребенок упал и сильно плачет. Папа говорит: «Не реви, виноват сам. Я тебе 100 раз говорил туда не лезть». Проявление эмпатии: 1) пожалеть (погладить, подуть на ушибленное место), 2) понять эмоции ребенка: «Мне тоже больно, когда я падаю, я тоже расстраиваюсь по этому поводу, не плачь, все скоро заживет». Или: ребенок не хочет утром идти в садик, плачет и не отпускает маму из группы. Мама говорит: «Ну, хватит, каждое утро одно и то же… Я на работу опаздываю! Посмотри, все дети играются, только ты один ревешь. Как не стыдно!» Проявление эмпатии: 1) пожалеть (обнять, поцеловать, погладить), 2) понять эмоции ребенка: «Солнышко, мне тоже очень не хочется с тобой расставаться, я тоже буду грустить, думать о тебе и скучать, но маме нужно идти на работу, а всем деткам ходить в садик. Ничего не поделаешь».

Основная форма взаимодействия у детей – игра. Вот при помощи ее и стоит развивать эмпатию. Возьмите любимые игрушки ребенка, поиграйте с ними. Пусть малыш определит, кто из них хороший, а кто плохой и почему. Обсудите, какие качества присущи тому или другому герою, что они чувствуют, почему плачут или смеются и т.д. По приведенной схеме можно обсуждать героев прочитанных сказок или просмотренных мультиков, рассуждать, что было бы, если бы кто-то из них поступил иначе, как можно было бы помочь в беде. Показывайте (или рисуйте) ребенку различные выражения лиц и разберите с ним каждое: грустное, веселое, удивленное, обиженное… Опишите вместе, как выглядят брови, глаза, рот при том или другом выражении лица, подумайте, что при этом чувствует человек.


Фото с сайта www.uaua.info 

Учите даже совсем маленьких детей познавать свои собственные чувства при помощи ваших слов. Ведь дети не умеют выразить то, что чувствуют в силу своего возраста. Упал, расстроился, скажите: «упал мой сыночек, ему больно», обжегся крапивой, проговорите: «щиплет, ручка болит», рассмешило что-то: «Да! Весело, смешной лисенок!». Не забывайте и о себе. Если вам плохо или вы болеете – не оставляйте это без внимания ребенка. Говорите, отвечайте на вопросы ребенка, почему вы не идете на улицу, например: «Маме плохо, у нее ножка болит, надо маму пожалеть». Когда ребенок пожалеет, обязательно изобразите радость и поблагодарите его за ласку. Если ребенок проявляет интерес к другим детям, также не оставляйте это без внимания, комментируйте: «Мальчик ударился – ему больно, поэтому он плачет. Надо пожалеть его», «У девочки забрали ведерко – она расстроилась, давай ей наше ведерко дадим поиграть» и т.п.

А еще есть интересные исследования, которые подтверждают, что эмпатию развивать помогают животные. Разрешайте ребенку контактировать с ними. Учите быть ласковым, проявлять заботу и ласку, осуществлять уход. Не разрешайте ни при каких условиях причинять животному боль. Объясняйте, что животное чувствует то же, что и ребенок, что ему плохо, больно, когда его «так трогают» или «таскают за уши».
Первые зачатки эмпатии (как сопереживания) у деток проявляются к 2-3 годам. Дети школьного возраста при правильном воспитании умеют оценивать ситуацию и понимать чувства других, но не всегда знают, как помочь. Имейте это ввиду, и не требуйте от ребенка невозможного.

© mamochki.by

Администрация сайта разрешает воспроизведение опубликованных на портале www.mamochki.by статей, правообладателем которых является. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «mamochki.by» или иной аналогичной надписью.


07.08.2017 Ольга Петроченко

Пока нет комментариев.


Популярные темы
РЕКОМЕНДУЕМ

ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы

НОВОСТИ

Группы

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 44
           
участников: 66
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94