Не мешайте ребенку быть собой

Многочисленные вопросы «зачем?» и «почему?» от малыша кого угодно могут свести с ума. А безумные эксперименты, вроде смешивания супа и компота, и вовсе плохо сказываются на мамином здоровье и могут вызвать нервный тик. Но любознательность – это важный этап развития ребенка, очень нужное качество, которое не только нельзя «душить» в ребенке, а необходимо развивать и поощрять. Вы удивитесь, когда обнаружите, как много вещей вокруг нас, придуманных детьми.

17 января во всем мире отмечается День детских изобретений, в день рождения Бенджамина Франклина. Когда Бенджамину было 12 лет, он придумал такое приспособление для плавания, как ласты, только тогда они надевались на руки. Позже он изобрел кресло-качалку. Кстати, снегоход, батут, мороженное «фруктовый лед», леденцы от икоты, средство для безболезненного снятия бинтов, зубную щетку для космонавтов и даже шрифт для слепых придумали дети! И это еще далеко не весь список.


Фото с сайта www.pixabay.com

Любознательность развивает умственные способности, помогает замечать интересное и видеть необычное в обычном, открывает новые возможности, делает мир ярче и увлекательнее.

Пик пытливости и любознательности приходится на возраст 3-5 лет. Детское любопытство действительно не знает границ. Порой родители и сами не замечают, как пресекают любознательность и отбивают всякую охоту задавать вопросы, а потом в подростковом возрасте сетуют, что их чадо вообще ничем не интересуется. Что же делать?
Как не мешать развивтию здорового детского любопытства?

  • Забудьте фразу: «Лучше я!». Ребенок хочет одеваться сам, пусть одевается. Хочет сам кушать, пусть пробует. Когда-то же надо. Понятно, ритм жизни взрослого намного быстрее: мы все время куда-то спешим, бежим и день пролетает, как 5 минут. А у маленького почемучки все иначе: каждый момент, каждая секунда наполнена новыми знаниями и впечатлениями. Не мешайте малышу пробовать, учиться и познавать.
  • Отвечайте на все вопросы. Да, это тоже сложно. Порой невыносимо. Но если не отвечать или, того хуже, огрызаться, то кроха просто перестанет спрашивать и запомнит на будущее, что задавать вопросы – это плохо. А ведь все вокруг интересует малыша. Рассказывайте об окружающим мире, комментируйте все свои действия и объясняйте, почему так, а не иначе, старайтесь подавать информацию в соответствии с возрастом. В этом случае малышу не придется так часто засыпать вас вопросами.
  • Разрешите эксперименты. Забудьте на время про порядок в доме или чистую одежду и другие препятствия, что встают на пути у юного экспериментатора. Ребенку нужно побегать по лужам, нужно испачкаться в песочнице и вылить на себя компот. Это вовсе не значит, что ребенок вырастет неряхой и грязнулей. Ребенок просто изучает причинно-следственные связи. Если все же вы не можете справиться с негативными эмоциями в процессе этого, объясняйте ребенку, что вы не против самих экспериментов, вам просто не нравится результат (например, грязная одежда или мокрый пол), но вы готовы потерпеть.


    Фото с сайта www.pixabay.com

  • Направьте энергию в мирное русло. Если ваша нервная система не может смириться с разрушительными действиями карапуза, тогда экспериментируйте вместе. Вместе замешивайте блины, варите суп, рисуйте руками и ногами, переливайте воду из одной миски в другую… В общем, придумывайте действия, которые вы вполне можете контролировать и минимизировать урон, причиненный вашему дому.
  • Покажите крохе мир. Вместо ежедневного ритуального похода в песочницу, погуляйте по району, загляните на другие детские площадки, сходите в парк покормить уток или покататься на аттракционах. Посетите кукольный театр, кино, музей (что подходит по возрасту), найдите познавательные книги, передачи про животных или космос (в зависимости от интересов ребенка). Удовлетворяйте любопытство юного исследователя.
  • Но не переусердствуйте. После детского садика кружок по рисованию, танцы и английский. Все дни расписаны, чтобы малыш не скучал. А ребенку даже помечтать некогда. А вот и зря! Пусть поскучает, ведь когда ребенку скучно, включается фантазия и малыш ищет то, что могло бы его развлечь.
  • Учите фантазировать. Приемов для развития фантазии очень много: например, додумать продолжение сказки или нарисовать несуществующего зверя, выдумать ему имя. Играйте вместе в ролевые игры, сочиняйте истории, читайте книги, разгадывайте загадки. Спрашивайте у ребенка, о чем он мечтает. Расскажите о своих детских мечтах.
  • Удивляйтесь. Дети все повторяют за взрослыми. И если вас не удивляет червяк в дождевой луже, вы не можете разделить этот восторг вместе с ребенком, то рано или поздно малыш перестанет им делиться, а потом и сам может разучиться удивляться. Проявляйте интерес к открытиям малыша, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним. Кто знает, может быть, и вы увидите мир иначе.
  • Развивающие игрушки. Покупайте ребенку «полезные» игрушки: пирамидки, кубики, конструктор… И не спешите показывать карапузу, что с этим всем делать, пусть проявит смекалку. Машинки, которые сами ездят, сами и играют с ребенком, а все должно быть наоборот.
  • Не учите бояться ошибок. Если ребенок берет стеклянную кружку, не нужно со скоростью света выдергивать ее из рук карапуза с криками: «Разобьешь!». После такого никто не захочет делать что-либо самостоятельно. И даже если малыш случайно уронил эту кружку, не ругайте кроху, а покажите, как решить проблему: возьмите веник и сметите все осколки. Объясните, что вам очень жаль, но теперь эту кружку придется выбросить, в следующий раз надо быть осторожнее.
  • Дайте свободу выбора. Не заставляйте ребенка лепить или рисовать, если он хочет играть в игрушки. Не отдавайте мальчика в борьбу, только потому что он мальчик, особенно если он не любит драться, а обожает танцевать.
  • Запреты. Ограничения в деятельности малыша, конечно, должны быть. Все действия, которые несут опасность жизни и здоровью малыша или кого-либо другого, под запретом всегда. Ваши личные ценные вещи либо уберите с глаз долой, либо объясните крохе, что эта вещь вам очень дорога и вы опасаетесь, что малыш может ее испортить. Как вариант, такую вещь можно посмотреть только в ваших руках. Запретов не должно быть много. Только самые необходимые.

В заключение хотелось бы отметить, что детская любознательность – это не только норма, но и признак талантливости. И наоборот, отсутствие любознательности должно насторожить. Поощряя и развивая пытливость в юном исследователе, вы закладываете в нем любовь к обучению и развитию.

Не спешите ругать кроху за то, что он скачет по кровати, возможно, если бы батут еще не изобрели, именно ваш ребенок придумал бы его. Тем более что этот «почемучный» возраст очень быстро проходит.


17.01.2018 Ольга Давлетбаева

Пока нет комментариев.




Популярные темы
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы


Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 42
           
участников: 63
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94