Неправильные установки: как мы программируем своих детей

Дети безоговорочно верят родителям, воспринимая каждое их слово, как аксиому. А если родители постоянно упрекают, ругают и демотивируют: «ну ты и неряха!», «это не твое дело!» или «где твои мозги?», тогда и ребенок чувствует себя очень уязвимо.

Иногда,желая уберечь детей от разочарования или непосильной для него, на наш взгляд, задачи, просим ребенка отказаться от затеи. «Это очень сложно... Ты пока не готов... Тебе еще рано», – говорим мы из лучших побуждений, но тем самым обрезаем крылья юному мечтателю.

Если взрослые могут некоторые установки «подвинуть», подвергнуть их сомнению: «очень сложно, но ведь не невозможно?», то ребенок этого еще не умеет. Он верит на слово, ведь мама так сказала. Многие программы, которые ребенок получил от родителей «в наследство», в будущем определяют его поведение, всю дальнейшую жизнь. Полезные установки, мудрые пословицы и поговорки помогают ребенку быть уверенным и сильным, а негативные программы мешают, потому их нужно выявить и начать борьбу с ними.

Как не запрограммировать ребенка на неудачу?


Фото с сайта www.botasot.info

Стыд и чувство вины не помогут стать ребенку успешнее. Но исторически так сложилось, что взывая именно к этим качествам, воспитывались наши родители. Действие этой проекции мы можем ощущать до сих пор, на себе и своих детях, произнося знакомые с детства фразы. А ведь многие из них не только не имеют должного педагогического эффекта, но даже, напротив, делают наших детей слабее. Остановитесь и задумайтесь, какие негативные фразы проскакивают у вас и попробуйте от них избавиться.

Негативные установки Результать Что делать? Трансформация в позитив
«Мальчики не плачут», «Плакса-вакса» Казалось бы, родители добиваются того, чтобы малыш был более выносливым, менее капризным, но в результате ребенок просто учится сдерживать эмоции, переживает их глубоко внутри, понимает, что не может поделиться ими с самими близкими людьми, и это может привести к неврозу. Так же ребенок становится замкнутым, озлобленным и черствым. Посочувствуйте ребенку, выслушайте его.  «Поплачь – легче станет!», «Я понимаю тебя»,
«Я тебе сочувствую».
«Ничего ты не умеешь», «Опять все испортил», «Я же тебе говорила, разобьешь (сломаешь…)!», «Кто тебя просил лезть?» Брошенная фраза с горяча имеет прочный эффект: у ребенка падает самооценка и снижается мотивация к действию, формируется стойкая неуверенность в себе и своих силах, ребенок становится безынициативным и настроенным на провал. В некоторых случаях это может привести к задержке психического развития. Поддержите ребенка, предложите свою помощь «Все ошибаются, в следующий раз у тебя обязательно получится», «Давай сделаем это вместе».
«Не мешай», «Вечно ты под ногами крутишься», «Мне некогда», «Отстань» Нет ничего хуже для ребенка, чем чувство ненужности. Ребенок чувствует себя беззащитным, становится скрытным и отчужденным, «уходит в себя», появляется излишняя самостоятельность, может стать капризным и истеричным, пытаясь получить желаемое. Займите ребенка на то время, когда вы заняты, придумывайте задания и никогда не отказывайте в помощи. «Я обязательно тебе помогу», «Я обязательно тебя выслушаю»
«Нельзя есть столько конфет, а то зубы заболят (станешь толстой/ появятся прыщи)» Запугивание в воспитание не самая лучшая тактика, которая приводит к формированию страхов у детей. У ребенка падает самооценка, появляется чувство недовольства и непринятия себя, могут возникнуть проблемы с лишним весом и зубами. Попробуйте договориться разделить сладости на несколько раз.

«Давай оставим немного на завтра», «Давай поделимся с братом».

 

«Как тебе не стыдно так себя вести?» Таким образом взрослый перебрасывает весь груз ответственности за поведение ребенка на самого малыша, в итоге ребенок испытывает стыд и чувство вины, становится озлобленным и очень часто наоборот начинает вредничать, ведь он и так «плохой»  Поддерживайте ребенка, даже если он сделал что-тоне так. Объясняйте ему, что было неправильно и как можно выйти из этой ситуации.  «Мне не нравится то, что ты делаешь», «Давай не будем так больше делать», «В следующий раз лучше поступить вот так…»
 «Ну ты и грязнуля», «неряха» От таких высказываний у ребенка развивается чувство вины, он становится рассеянным и невнимательным к своей внешности, в последствии становится неразборчив в выборе друзей.   Хвалите ребенка за опрятность.  «Какой ты опрятный», «Чистота – залог здоровья»
 «Ничего не трогай», «Всегда спрашивай разрешение у взрослых», «Только сам ничего не делай» Такие фразы напрочь убивают всю самостоятельность ребенка, он становится неуверенным в себе и нерешительным, зависит от чужого мнения, появляются страхи и тревожность, закрепляется желание оттянуть начало любого дела.  Поощрять любую инициативу ребенка, не ругать за негативный эффект действия, а подбодрить.   «Будь смелее», «Ты все сможешь сделать сам, у тебя все получится»
 «Горе ты мое!» Даже если родители говорят это ласково, ребенок все равно чувствует свою вину, что он какой-то не такой. У ребенка падает самооценка, он отчуждается и начинает относиться враждебно и агрессивно к окружающим, возникают проблемы в общении со сверстниками и родителями.  Все мы знаем, что дети – это счастье. Вот и говорите почаще об этом детям.   «Ты – мое счастье», «Как хорошо, что ты у меня есть»
 «За все приходится платить», «Жизнь – сложная штука» Говоря это родители показывают ребенку, что мир вокруг очень опасный. Малыш становится недоверчивым и трусливым, не умеет преодолевать препятствия, плывет по течению, может «притягивать» несчастные случаи, закрепляется пессимистичный взгляд на жизнь.  Рассказывайте ребенку о том, что вам нравится, как много замечательного вокруг.  «Жизнь прекрасна», «Вокруг столько всего интересного», «У тебя все будет хорошо», «Все зависит только от тебя»
«Будешь плохо себя вести, уйду к другому малышу», «Мне такой непослушный мальчик не нужен» Безусловная любовь мамы - это то, что нужно ребенку для гармоничного роста и развития. Если мама так легко готова отказаться от него, ребенок чувствует себя ненужным и нелюбимым, боится быть оставленным, это может привести к нарушениям сна, тревожности и само отстранению от родителей в подростковом возрасте.
Что делать? Говорить ребенку о своей любви, а для корректировки поведения использовать пояснительные беседы, объяснять, почему это плохо или хорошо.
«Я тебя никогда не оставлю», «Я тебя очень люблю», «Твое поведение мне не нравится»  
«И в кого ты такой!?», «У всех дети, как дети, а ты…» Сравнение с другими детьми приводит к нездоровому соперничеству и агрессии. Ребенок становится необщительным, обидчивым и ревнивым, неуверенным в своих силах и возможностях, может замкнуться в себе, страдает самооценка, появляется недовольство своей внешностью, чувство незащищенности, часто возникают проблемы с дисциплиной, когда ребенок начинает действовать наперекор. Сравнивать ребенка можно только с самим собой, подчеркивать его развитие и достижения, а не промахи. Раскрыться ребенок может только в стабильной среде. «Я люблю тебя любого»
«Нельзя никому верить» Это тот случай, когда свой негативный опыт родители переносят на детей. У ребенка возникают трудности в общении, он становится настороженным и недоверчивым, чувствует себя одиноким, старается избежать общения и близких отношений из-за чувства опасности, не умеет различать правду и ложь, не умеет доверять. Позвольте ребенку самому делать шаги и учиться на своих ошибках. А у него может быть совсем другой опыт.

«В мире много хороших людей», «Мир не без добрых людей».

 

«Никого не бойся», «Всегда давай сдачи»

Заложенная в этих фразах агрессивность приводит к тому, что ребенок становится конфликтным и грубым, возникают проблемы в общении и ощущение вседозволенности, отсутствует самоконтроль. Учите ребенка решать проблемы разными путями, не только с помощью кулаков.

«Нужно уважать мнения и чувства других», «Все люди разные».

«Не кричи так, а то оглохнешь»

Все фразы, устрашающие и обещающие разного рода беды, как правило, эти беды и притягивают. Ребенок живет со страхом кары, из-за чего возможно повышенное психоэмоциональное напряжение. Он может стать агрессивным и конфликтным, меньше проявлять свои эмоции Позволяйте ребенку выплескивать свои эмоции, прислушивайтесь к его чувствам. 

«Расскажи мне, что тебя расстроило», «Шепни мне на ушко»

«Будешь вредничать, – никто с тобой не будет дружить»

Из-за таких угроз ребенок становится замкнутым, безынициативным и подчиняемым, пытается угодить другим, теряя при этом самого себя. Объяснять ребенку его поведение и реакцию других на это. «Будь самим собой», «Каждый достоин любви и уважения», «Как ты относишься к людям, так и они к тебе».

«Не твое дело», «Не лезь, куда не просят», «Делай, как я сказала»

Не самая лучшая попытка показать, кто главный. Давление на ребенка приводит к тому, что он становится робким и отчужденным, отсутствует свое мнение, снижается самооценка. Могут возникать конфликты во взаимоотношениях с родителями, если ребенок будет пытаться отстоять свое мнение. Интересоваться мнением ребенка, а настаивая на своем, объясняйте ребенку почему так, а не иначе. «А как бы ты поступил?», «мне интересно твое мнение»

«Какой ты неблагодарный», «Мы для тебя все, а ты…»

Добиться послушания ребенка под гнетом чувства вины? Разве этого хотят родители? Ребенок становится угодливым и подчиняемым, у ребенка возникает чрезмерная эмоциональная зависимость от родителей и всегда ребенок себя чувствует виноватым, даже в тех ситуациях, к которым он имеет лишь косвенное отношение. Спрашивайте у ребенка, почему он поступает так. Возможно его интересы отличаются от ваших, но он и не должен быть вашей копией «Мы тебя любим»

«Как тебе не стыдно, бояться темноты (злиться на маму)?»

Ребенок вынужден держать эмоции под запретом, что негативно сказывается на психическом здоровье, развивается чувство непринятия себя, появляется скрытность и отчужденность. Не игнорируйте чувства и страхи ребенка, помогите малышу справиться с ними. «Все люди боятся», «Все люди иногда испытывают злость и гнев», «То, что ты чувствуешь - это нормально»

«Подумаешь, какая-то царапина (поругался с другом)»

Взрослые и дети по-разному смотрят на многие вещи: то, что для взрослого – пустяк, для ребенка может быть настоящей трагедией. Из-за пренебрежения чувствами ребенка, он становится неуверенным, иногда теряет чувство безопасности, старается подстроиться под общие стандарты. Пытаться понять ребенка и приободрить, убедить, что все проблемы временны.  «Я тебе сочувствую», «Все обязательно наладится», «Я всегда рядом»

«У тебя все равно ничего не выйдет», «Давай я»

Если уж родители в него не верят, то и ребенок теряет всякую неуверенность в своих силах, он чувствует себя неуклюжим и неспособным ни на что, снижается самооценка, а любой успех ощущается незаслуженным. Поддерживать ребенка во всех начинаниях, верить в его успех. «Все возможно», «Все получится», «Я в тебя верю»

Фраз с негативными программами очень много. Чтобы избежать негативных установок, концентрируйте внимание на хороших качествах своего ребенка, а не на промахах. Почаще говорите своим детям, что любите их и всегда поддержете, несмотря ни на что. Не ругайте детей за оплошность, хвалите за правильные действия, даже если эти действия кажутся вам обыденными.

 

Как только вы начнете замечать «неправильные» фразы, вы непременно найдете и свои негативные установки, которые закрепили еще в детстве. Что с этим делать?

  1. Написать свою негативную установку на одной половине листа, а на второй – перечислить наибольшее количество фактов, которые доказывают несостоятельность вашего убеждения. Например:
    Негативная установка Факты
    Ты – обычная, звезд с неба не хватаешь

    я закончила школу с красным дипломом;
    закончила университет;
    нашла хорошую работу;
    начальство меня ценит;
    я получила повышение;
    мне подняли зарплату;
    ко мне идут за профессиональным советом со всего предприятия и т.д.


    Так проработать все установки, которые вам мешают быть счастливым человеком. Почаще обращайтесь к  этим записям: повторяйте по памяти или зачитывайте факты до тех пор, пока не почувствуете, что больше не верите своей негативной установке.

2. Поиграйте в антонимы: напишите свои негативные установки, замените негативные слова на антонимы и повторяйте себе каждое утро.

Негативная установка Факты
Я - некрасивая Я - красивая, милая, чудесная...
Я - нервная Я - спокойная, уравновешенная...



Фото с сайта www.islam.ru

3. А еще берите пример с ребенка и мечтайте, мечтайте и мечтайте, не ограничивая свою фантазию. Вот увидите, мечты имеют свойство сбываться. Даже самые фантастические.


20.01.2018 Ольга Давлетбаева
Комментарии  
heather
25.01.2018
07:02
сообщений:
163
Минск
1
замечательная статья, спасибо.


чем кот отличается от мужа? - ничем! оба пылесоса боятся!)




Популярные темы
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ

Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 43
           
участников: 65
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94