Как понять душевное состояние ребенка? Диагностика в домашних условиях

Начнем с того, что мама – это тот человек, который, как правило, первый замечает малейшие изменения в состоянии, настроении своего ребенка. Особенно если ребенок маленький и проводит с ней большую часть своего времени. С другой стороны, каждодневное видение своего малыша немного «замыливает» глаз маме и случается, что посторонний человек либо родственник, который редко бывает в гостях, может заметить у ребенка тревожные проявления.

Ребенок – локатор и детектор семейной обстановки

Недаром говорят, что ребенок – это отражение нравственной и эмоциональной жизни родителей. Он – локатор и детектор в одном лице, «ловит и воспроизводит» те волны, на которых живут самые близкие для него люди. Ребенок до 6-7 познает жизнь не умом, а эмоцией, поэтому его эмоциональное состояние – самый верный индикатор происходящего с ним и его семьей.

 
Фото с сайта www.pixabay.com

Ребенок, реагируя на разные  проблемы в своей жизни, в каждом возрасте проявляет это особенным образом

  • Ребенок раннего возраста на травмирующие его события и отношения, отвечает сбоем в соматовегетативной системе: хуже, беспокойнее спит, меняется аппетит и пищеварение, терморегуляция (потеет на ровном месте, скачки температуры без проявлений болезни), плохо переносит любые перепады и изменения (давления, температуры) и сверхчувствительность (к климату, высоте, вибрации, укачиванию, звукам, запахам, пр.). По-другому проявить свой внутренний дискомфорт младенец пока не в состоянии, он «расплачивается» здоровьем. Мы, однако, помним про то, что влепить диагноз невроза ребенку, которого тошнит в транспорте, преждевременно и неумно. Все, что происходит, надо тщательно исследовать;
  • Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста расширяет диапазон проявлений. Эмоционально травмирующие события бьют, в первую очередь, на психомоторику (логоневрозы или заикание, тики, невротические привычки и действия, сосание пальчика, онанизм, энурезы, энкопрезы, мутизм, пр.);
  • Ребенок младшей и средней школы реагирует на проблемы потрясением аффективной сферы – фобии, страхи, возбудимость;
  • Подросток проявляет внутреннее неблагополучие формированием сверхценных убеждений, идей, которые заставляют его вести себя причудливым образом (ярый негативизм, анорексия, дисморфофобия, эмансипация, асоциальное поведение, эпатажное оформление себя, пр.).

Т.е. формирующаяся в конкретном возрасте функция (в младенчестве вегетатика, в дошкольном – моторика, в школьном - аффективная, в пубертате - интеллектуальная) оказывается под ударом проблемной ситуации. К примеру, хронический конфликт между супругами может вызывать беспокойный сон у младенца, заикание у дошкольника, навязчивые страхи у младшего школьника, эмансипацию с ранним уходом из дому у подростка.

А если внешне ребенок вполне себе спокоен, и никаких ярких проблем не выказывает? Как понять его внутреннее состояние на фоне обычной жизни?

Родители не зря этим озабочены, ведь внимательная мама неравнодушна к внутреннему миру ребенка, особенностям его восприятия жизни и семейной обстановки.

Творческие работы (рисунки, поделки) являются основным диагностическим инструментом для определения эмоционального состояния в дошкольном и младшем школьном возрасте.


Фото с сайта www.pixabay.com

Почему? Образное мышление - ведущее в этом возрасте, оно серьезно связано с эмоциональным самочувствием. Вербально объяснить свою проблему для ребенка этого возраста почти невозможно: слабые причинно-следственные связи и неразвитое логическое мышление не позволяют это сделать.

Немного диагностики в домашних условиях

Серьезная диагностика предполагает наблюдение за малышом во время исполнения рисунка и взаимодействие с ним. Потому что огромное количество важной информации можно получить именно во время выполнения (поза ребенка, комментарии, выражение лица, поведение во время исполнения).

Самые понятные и распространенные маркеры проблемного состояния ребенка-дошкольника и младшего школьника по рисунку, повторяющиеся из работы в работу, не разово:

  • Преобладание в рисунке моно– темных (серый, черный, коричневый) цветов (дошкольник в норме предпочитает яркое и блестящее);
  • Фигуры на рисунке занимают меньше половины листа, очень маленькие либо наоборот, огромные, занимают весь лист или не вмещаются (это маркер самооценки и общей уверенности в себе);
  • Рисунок много раз перерисовывается, стирается, штрихуется, перечеркивается (показатель конфликтности отношений и тревожности);
  • Не помещает в рисунке семьи живых присутствующих членов семьи (конфликтное отношение, обида, ревность, страх этого человека);
  • Не изображает себя в рисунке семьи (не может найти своего места, чувствует отверженность, заброшенность);
  • Изображает много агрессивных элементов в рисунках и работах (оскаленные пасти, открытые зубы, кулаки, торчащие иглы, волосы, шипы, острые углы) – это про накопившуюся агрессию.

Конечно, перечислить все критерии диагностики детского рисунка невозможно даже в контексте семинара, не то что статьи. Важное содержание несут в себе даже мелкие детали: наличие или отсутствие каких-то органов, начало рисования с определенной части тела, соотношение размеров одних частей тела к другим, одних людей к другим и т.д.

Смысл увлечения одним и тем же

Интересно, когда ребенок начинает увлекаться какой-то определенной игрушкой, игрой или книжкой, фильмом и может по многу раз прокручивать одну и ту же пластинку. Это значит, что эта вещь выполняет для ребенка какую-то важную на это время функцию: успокаивает, расслабляет, дает важную информацию, ободряет, дает поддержку, воодушевляет, пр.

Художественное творчество детей является одновременно и диагностикой, и терапией для различных проблем.


Фото с сайта www.pixabay.com

Наверняка, все слышали о том, что через мелкую моторику (ручную работу с природными материалами, рисование, лепку, конструирование) укрепляются нервные связи в головном мозгу. Это не только про подготовку руки к школе, но и про расслабление во время творчества. Играя и рисуя, ребенок может сам себя «пролечивать» от многих переживаний и страхов, сам этого не понимая, кстати. Проигрывая неоднократно внешне примитивные действия с игрушками, перебирая пальчиками крупы и песок, рисуя пальчиками, ребенок восстанавливает свое душевное равновесие, разгружает хрупкую психику от чрезмерных впечатлений.

Хочется еще предостеречь мамочек от быстрых и непроверенных ярлыков детям. Даже слова специалиста не должны припечатывать вас к «позорному столбу». При волнении и тревоге по поводу малыша надо обратиться к специалисту, дать исчерпывающую информацию о ситуации, исследовать с разных сторон вопрос и пути его решения.


08.02.2018 Екатерина Шевелева

Пока нет комментариев.




Популярные темы
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ

Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 42
           
участников: 63
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94