Страсти по экзаменам: а как у других?

С этого года в Беларуси для зачисления в гимназию будущим пятиклассникам не нужно будет сдавать экзамены. Вступительные испытания школьники будут проходить лишь после 9 класса. И только потом, пройдя конкурс, они 2 года будут обучаться по более углубленной программе.

Министерство образования объясняет это решение желанием снять лишний стресс с учеников. Родители, считают чиновники, реализуют, прежде всего, свои амбиции, когда хотят чтоб их дети были зачислены в гимназии. Безусловно, доля правды в этой позиции есть. Но есть и иная сторона вопроса. На первый взгляд, гимназии мало чем отличаются от общеобразовательных школ, но из-за того самого промежуточного отбора ученики более мотивированы. Учителя отмечают, что 7 баллов в гимназии по предмету сопоставимы с 9 баллами в общеобразовательной школе.  

В мире все устроено подобным образом: чтобы получить что-то лучшее, нужно пройти некий отбор, что абсолютно нормально. А чтобы получить право обучаться в гимназии, нужно подтвердить свой уровень знаний. Если для маленьких ребят экзамены – это стресс, нужно подумать над другой более щадящей формой отбора. Теперь экзамены для поступления в гимназии будут после окончания средней школы. Ребята смогут учиться в гимназиях только 10 и 11 класс. Опытные педагоги считают, что этого будет недостаточно, чтобы реализовать, к примеру, творческий потенциал ребёнка, развить стремление к углубленному изучению языков, точных наук. К тому же сейчас, закончив 9 классов, многие юноши и девушки поступают в колледжи и продолжают образование там. Они в принципе не всегда мотивированы еще 2 года тратить на обучение в школе. Скептически настроенные преподаватели теперь и вовсе считают, что гимназии перестанут существовать.


Фото с сайта www.nikatv.ru

А как у других?

Система экзаменов при переходе на новую ступень обучения существует не только в Беларуси. Во Франции по окончании начальной школы все дети проходят испытания и получают сертификат о начальном образовании. В Британии unior schools – начальные школы, от 7 до 13 лет, также завершаются особым способом проверки знаний Common Entrance Examination. Без этого испытания путь ученику дальше закрыт. К слову, в Соединенном Королевстве обучение всегда сопровождают различные проверки и тесты. Но при этом британская система образования – одна из самых сильных в мире.

После пяти лет, проведенных в итальянской начальной школе, дети сдают экзамены устно и письменно, и получают свой первый аттестат - diploma di licenza elementare. Причем такая аттестация ожидает ребят в конце каждой ступени обучения.  В Японии в начальной школе экзаменов нет, но зато в дальнейшем школьники сдают их по нескольку раз в год. По завершении начальной школы, то есть шестого класса, китайцы также сдают выпускные экзамены.

В Израиле, если ребенок талантлив и трудолюбив, после второго класса начальной школы он может пройти испытания и перейти в школу для одаренных. В средней школе (школе промежуточного уровня с 12 до 15 лет) учащихся начинают делить по уровню успеваемости и распределяют по группам. Все австралийские школьники сдают экзамены, начиная с третьего класса, а затем каждый второй год.


Фото с сайта www.nikatv.ru

Приведенные выше примеры образовательных систем, зарекомендовавших себя в мире, говорят о том, что экзамены - это не камень преткновения. Часто именно родители придают особую важность испытаниям и нагнетают обстановку. Переходя в среднюю школу, ребенок в любом случае столкнется со стрессом. Новые учителя, иная система организации учебного процесса, другой статус и уровень ответственности. У ребенка может возникнуть дезадаптация, и, как следствие, – падение мотивации. В таком случае экзамены в том классическом виде, в котором мы привыкли их понимать, не совсем подходящая форма отбора для 11-летних школьников. В Финляндии, к примеру, в школах нет вообще никаких экзаменов. Но система получения знаний там кардинально отличается от нашей.

Из этого можно сделать вывод, что мы не можем просто взять какую-то успешную образовательную систему и перенести ее в наши реалии. Должен быть выработан механизм, который не позволит потерять действительно талантливых детей. А выровнять всех под одну планку - это странный эксперимент.  Всегда остается возможность нанять репетитора, но не всем это по карману. В большинстве своем только шанс поступить в гимназию для семей с невысокими доходами была возможностью развивать таланты своего ребенка.


Если вы хотите поделиться своим опытом, который может кому-то помочь, пишите нам. Свои истории присылайте по адресу: info@mamochki.by с пометкой «личный опыт».


26.02.2018 Ксения Потапенко
Комментарии  
Sveta1981
12.03.2018
09:47
сообщений:
10
Минск
1
Познавательная статья! Спасибо автору. На мой взгляд экзамены за начальную школу нужны и причем всем, а не только поступающим в гимназии, хотя бы для того, чтобы дети учились не абы как и просто так. В учебе, как и в спорте, нужна цель для чего мы всё это делаем... соревнования в спорте = экзамены за начальную школу в учебе как
результат труда.
В Израиле вообще шикарная система!




Популярные темы
Планирование. Беременность. Роды
Малыш родился
Мамина жизнь
Онлайн консультации
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы


Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 42
           
участников: 63
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94