Почему мы так говорим своим детям?

Как-то мой младший сын, первоклассник, вернулся из школы с круглыми глазами и со страхом сообщил, что какая-то тетя пригрозила забрать его в свой класс, если он будет носиться по коридору... Дальше были долгие объяснения и прояснения, что это всего лишь слова, что никто его не заберет никуда, но ребенок верил и боялся. Несколько дней после этого случая он отзванивался с словами: «Еще не забрала!». И я думала тогда, насколько мы, взрослые, наплевательски относимся к своим словам. Ведь та учительница наверняка и думать забыла о своих словах в тот же момент, как пошла дальше по коридору. А для ребенка стресс, который связался с началом школы...



Фото с сайта www.hsmedia.ru

Ребенок совершенно иначе относится к словам, нежели взрослый. Вспомним, с каким трудом человеку даются первые слова. Какой многоступенчатый процесс восприятия человеческой речи, запечатления, переработки, соотнесения звуков со словами проходит младенец, прежде чем начинает пользоваться речью. Неудивительно, что каждое слово у маленького ребенка на вес золота.

Речь активно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Ребенок сначала с трудом понимает иносказания, анекдоты, игру слов, сложные речевые обороты, рифмы и другое. Для дошкольника слова «имеют вес», а для годовалого ребенка одно слово кроет в себе целую мысль. Например, «мама» - это и еда, и запах, и теплые родные руки, и защита, и впечатления, и много чего еще. Дети верят в «магию» слова.

По большому счету, серьезное отношение к словам – это абсолютно правильный подход: «В начале было Слово..». «Слово лечит и калечит», «Молчание – золото, а речь – серебро» и т.д. Это все про то, что слово – не просто произнесенные в атмосферу звуки. Слово несет в себе смыслы и отношения - то, что составляет основу человеческой жизни. Язык – дом души, ее выражение. Чтобы понять человека, с ним надо поговорить.


Фото с сайта www.happymama.ru

Серьезное отношение к словам отбиваем у детей мы, взрослые. Мы давно уже позабыли, как это было у нас. Нам легко говорить, мы давно уже обожглись на своих и чужих словах и не придаем им значения. В какой-то момент жизни мы пришли к тому, что слова – ничто, главное – поступки.

Есть и еще факторы, которые влияют на словесную несдержанность взрослых в отношении детей:

  • Незрелость ребенка провоцирует несерьезность взрослость (чего с ним разговаривать, ничего еще не поймет);
  • Бессилие в сложившейся ситуации (ребенок не соглашается слушаться, взрослый не знает, на что надавить, как заставить, и начинает прибегать к словесному шантажу);
  • Автоматизм поведения (так общались мои родители со мной, я просто иду по той же дороге);
  • Относительная безнаказанность словесного оскорбления (чего разводить дипломатию с ребенком, что он мне сделает?)

И когда мы не выполняем своих обещаний или угрожаем детям тем, чего никогда не выполним, мы неосознанно:

  • Учим детей такому же несерьезному отношению к словам. Чего потом удивляться, когда ребенок перестает отвечать за свои слова, не держать их, даже где-то обманывать?
  • Заражаем их страхами от несбыточных угроз.
  • Роняем свой авторитет в глазах у ребенка, что может сработать и в важный момент, но у ребенка уже выработается «иммунитет» против слов родителя, который мелет языком без толку.


Фото с сайта www.hsmedia.ru

Какие слова страшнее всего услышать ребенку? Слова отвержения – ты мне больше не сын; я тебя не люблю, раз ты так сделал; уходи из моего дома; ищи себе другую маму; видеть тебя больше не хочу и пр. Они пробивают эмоциональные защиты подавляющего большинства детей, особенно сказанные с интонацией враждебности.

Да, разговаривать с ребенком всегда надо на уровне его возраста и жизненного опыта. Не надо, как со взрослым. Надо, как с ребенком. Но «как с ребенком» ни в коем случае не означает неуважение или пустословие. Как раз с ребенком надо думать, что ему говоришь. Он внимателен к словам, лучше запоминает ваши слова, чем взрослый. Он может буквально зацепится за слова. Поэтому, давая любую информацию ребенку, надо подумать:

  • Нужна ли ему эта информация? Для чего?
  • Не навредит ли ему она?
  • Что ему можно сказать, а что ему пока не надо говорить?

Например, подробно знакомить ребенка 2-5 лет с опасностью контактов с незнакомцами не стоит. Потому что ребенок пока не в той жизненной ситуации, когда ему надо передвигаться одному. Эта информация может только напугать его и добавить недоверия к жизни в целом. А вот когда ребенок уже выходит на улицу один, начинает самостоятельно ходить в школу, предупредить его надо.

Возьмите на вооружение принцип КПД в отношении дошколят и младших школьников: кратко, просто, доступно. С ребенком можно говорить о разных вещах (отношения полов, смерть, болезнь, нравственные вопросы), в том числе и сложных, взрослых, используя этот принцип. Чтобы снизить остроту темы, но не оставить ребенка самого искать ответы.

По мере взросления те же темы можно расширять, дополнять, говорить сложнее.
Помните, что лишняя, ненужная информация может создавать потребность, которой раньше не было.
Слово нематериально, но оно может, как исцелить, так и ранить, искалечить, убить. Будьте внимательны к словам, которые вы говорите своим детям.


22.06.2018 Екатерина Шевелева

Пока нет комментариев.




Популярные темы
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ

Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 42
           
участников: 63
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94