Mamochki.by

Родительские разговоры формируют мышление детей? – Мамин журнал

Родительские разговоры формируют мышление детей?Интересный и необычный  эксперимент поставили психологи из Калифорнийского университета. Они решили выяснить, каким образом родители влияют на формирование научного мышления у своих детей. И ученые пригласили родителей  с детьми 4-8 лет (22 девочки, 13 мальчиков, 16 отцов и 19 матерей) в музей!Исследователи записывали на видео, как родители с детьми читают энциклопедию, написанную так, чтобы спровоцировать обсуждение на самые разнообразные темы: научные, общественные, нравственные (говорили и о глобальном потеплении, и о половых различиях, и о том, является ли Плутон планетой, и о моральных аспектах воровства; обсуждали, существуют ли микробы и ангелы, рассказывали о вымирании мамонтов).Во время дискуссий родительские высказывания были разбиты на три категории:- абсолютизирующие (когда один из аргументов считается непреложным фактом);- равноценные (каждая точка зрения обладает одинаковой ценностью);- оценивающие (позиция, при которой окончательное решение принимается в зависимости от убедительности доказательств).Между тем, психологи наблюдали, как дети расценивали прочитанную информацию.  Особенно их интересовали случаи, когда дети приводили доказательства («Я знаю, что микробы существуют, я видел их под микроскопом») или требовали доказательств («А откуда вы знаете, как именно мамонты вымерли?»).В ходе эксперимента ученые заметили, что родительский подход меняется в зависимости от темы, возраста и пола ребенка. Так, родители девочек более категоричны в вопросах морали, чем родители мальчиков. Родители мальчиков, наоборот, чаще придерживались абсолютистской модели, если говорили о глобальном потеплении. Дети младшего возраста услышали от родителей больше абсолютизирующих высказыванияй, чем ребята постарше, при обсуждении вопроса, является ли Плутон планетой.Далее ученые сравнили тип родительских высказываний и детские требования к доказательности фактов и пришли к основному выводу:  чем больше родители использовали «оценивающую» модель, тем чаще их дети говорили о доказательствах. Детские высказывания о доказательности фактов оказались связаны с возрастом детей и научной позицией родителей в  обсуждениях, причем родительский способ обсуждения имел большее влияние, нежели возраст ребенка. Степень «подкованности» родителей в вопросах науки оказалась никак не связана с детской заинтересованностью в доказательствах.«Эти неожиданные выводы говорят о необходимости дальнейшего изучения того, как разговоры родителей формируют механизмы мышления у детей, – говорит Меган Льюс (Megan Luce), ведущий автор исследования. – Дети, которые с раннего возраста усвоили привычку требовать доказательств, будут устойчивы к «промывке мозгов» – к любой информации, не подкрепленной экспериментальными данными».Тем не менее, выводы этого исследования, которое было опубликовано в мартовском номере журнала «Developmental Psychology», нуждаются в отдельных доказательствах. Пока что не было подтверждено, что именно стиль общения родителей является причиной детской склонности к научному мышлению.

-->