Mamochki.by

Этапы развития мальчиков: современные интерпретации и исторический аспект

Этапы развития мальчиков: современные интерпретации и исторический аспект
Круг моих интересов, по мере того как Марсик становится все старше и старше, постепенно изменяется и расширяется. Совсем недавно все мои мысли были заняты тем, чем его накормить и как добиться поступательного развития самых необходимых навыков. Сейчас же передо мной становятся другие задачи. На первый план выдвигаются вопросы упрямства, ограничения агрессивных вспышек, купирования формирующихся нежелательных привычек, развития навыков самообслуживания и чистоплотности. Считаю очень важным, чтобы сын рос не просто хорошим ребенком, а хорошим МАЛЬЧИКОМ, чтобы он своевременно усваивал мужские черты характера, учился правильно взаимодействовать с девочками и взрослыми женщинами. Бесспорно, нам очень повезло с папой: он принимает самое деятельное участие в воспитании и развитии сына, но не хотелось бы что-то пропустить, и не сделать что-то очень важное.
Исключительно женский тип воспитания считаю не приемлемым
Перелопатив множество материалов в интернете я обнаружила самую общую и, с моей точки зрения, недостаточно подробную периодизацию взросления мальчиков:
с рождения до 6 лет – нежный возраст
с 6 до 13 лет – период интереса к мужественности
с 14 лет – этап, когда мальчик становится мужчиной.
Я сейчас не готова анализировать, почему столь широкие диапазоны взяты за основу, почему проигнорированы кризисы 3-х и 7-ми лет, но то, что при такой классификации влияние отца на формирование личности маленького человечка минимизируется, что до 6 лет ребенок нуждается исключительно в материнской любви, сделали эту теорию для меня совершенно неприемлемой.
Значительно более интересной кажется разбивка по возрасту, которую предлагает Мария Монтессори (она же в чуть видоизмененном виде присутствует во многих работах известных ученых: Л. С. Выгодского, Д. Б. Эльконина). Кстати с последним теория Монтессори соприкасается и по видам осваиваемых навыков и видов деятельности. Этим, а еще своими собственными соображениями я постараюсь поделиться с читателями моего блога.
Я решила не торопиться и не вникать в вопросы воспитания мальчика школьника и сосредоточиться пока на том, на что надо обратить внимание в период с 2-х до 3-х лет, чтобы без особенных потрясений пройти кризис 3-х лет, который предполагают все известные теории.
Итак, дошкольный период делится на два этапа:
от 0 до 3 лет, который в педагогике Монтессори называется периодом”духовных эмбрионов”, вся деятельность которых сосредоточена на активном познании окружающего мира, на запоминании того, как любой субъект этого мира относится либо к нему самому, либо к другим субъектам, либо к объектам (неважно, к камню или кошке). Взрослым в этот период необходимо создать непрерывный поток новых впечатлений, чтобы представление о мире у ребенка сформировалось максимально разностороннее.
от 3до 6 лет, когда”строители самого себя”сосредотачиваются на развитии своих чувств, ощущений, эмоций, используя для этого самые обычные и искусственно смоделированные ситуации. Роль взрослых заключается в том, чтобы предоставить маленькому работяге максимальную свободу деятельности, ненавязчиво предупредив слишком рискованные эксперименты. При этом надо учитывать, что прямой запрет ребенок будет стараться всегда обойти и попробовать, чего же ему не позволяют, до чего он по мнению взрослых еще не дорос.
Постепенно я буду публиковать то, что я нашла о том, как формируется память и воображение ребенка, как строятся отношения со сверстниками и со взрослыми, возможно коснусь вопросов физического развития (хотя это очень индивидуально) и, конечно, сексуальной самоидентификации.
Сейчас же небольшой экскурс в историю
Именно он сможет дать ответ на вопрос, почему детьми, в том числе и мальчиками, занимаются женщины (матери и бабушки) и что изменилось вследствие этого в обществе.
В древней Спарте, например, мальчиками занимались исключительно мужчины. Более того, в 7 лет их просто забирали из семьи и воспитывали в суровых лишениях и постоянных физических упражнениях. Столь жесткого подхода больше не было нигде. В те далекие времена вряд ли кто-то задумывался о том, как развивается психика ребенка. Обществу нужны были воины и их воспитывали.
Мне кажется, что если бы такие традиции воспитания практиковались во всех странах насилия, войн в мире было бы значительно больше. Стоит ли говорить о том, что во многих мусульманских странах воспитание детей в значительной мере сохранило такие казарменные методы. Об их плодах мы регулярно узнаем из сводок новостей (увы, далеко не радующих).
Гармония между воспитанием мужественности и гуманности должна выдерживаться в любом возрасте, чтобы не сделать душу черствой, не лишить её сострадания.
С наступлением новой эры нравы людей сильно смягчились, но и в России, и в Европе развитие будущих воинов и наследников являлось обязанностью мужчины, женщины видели своих сыновей чаще всего только за столом. Даже за младенцем, кроме няньки ухаживали еще и крепостные дядьки, на которых лежала ответственность за правильное физическое развитие и гигиену мальчиков. Лет с 6-7 к мальчикам приглашали гувернеров, которые, кроме воспитания, занимались еще и образованием ребенка. Контакты с матерью были весьма ограничены и формальны. В крестьянской же среде 6-летний ребенок был полноправным мужчиной, наравне со старшими управлялся с ездовой лошадью и со скотом, рубил и возил дрова, его оставляли в доме за стершего, если отец и старшие братья куда-то уезжали.
О соблюдении прав детей, подростков и в Европе длительное время никому не приходило в голову задумываться. Работал они наравне со взрослыми с очень нежного возраста. Считались естественными жестокие телесные наказания, причем не только в семье. Известны случаи, когда детей сажали в тюрьму и даже казнили. Различия по возрасту никому не приходили в голову.
Учили грамоте в основном в школах, организованных при церквях, монастырях. Состоятельные родители часто устраивали своих наследников в пансионы, где вместе с образованием мальчиков (школы всегда были раздельными по половому признаку) учили военному делу. В сущности с 10-12 лет дети изымались из семьи и возвращались в общество только став взрослыми. Считалось, что такая система убережет молодежь от пристрастия к постыдным порокам.
По инерции в СССР длительное время сохранялось раздельное обучение девочек и мальчиков, как в царской России преподавателями и воспитателями были мужчины. Система была сломана Второй мировой войной, когда подавляющее большинство мужчин ушли на фронт, но и по окончании боевых действий мужчины занимались восстановлением экономики и на детей у них не оставалось времени.
В результате уже через два десятка лет в активную жизнь вошли мужчины, которые были воспитаны женщинами и не видели в этом ничего плохого. В школах, кроме физрука и трудовика найти преподавателя мужчину стало затруднительным, а в детских садах они просто исчезли.
В семьях, в зависимости от традиций, мужчины детьми занимаются, но их влияние на порядок ниже, чем 100, а тем более 200 лет назад. Эта ситуация должна быть переломлена сознательно, и решающая роль в этом принадлежит мамам, которые будут перекладывать большую долю ответственности за подрастающего мальчика на папу и относиться к своему ненаглядному малышу, как к мужчине, на которого можно положиться, рассчитывать, доверять.
В Европе гуманизация воспитания (и домашнего, и общественного) началась во второй половине XIX века. О принципах Марии Монтессори и её педагогики мы говорили много раз. Появлялись такие новаторы и в России, но их принципам не суждено было реализоваться в полной мере.
Не судите меня за столь пространное отступление, но я считаю, что только осознание проблемы женского воспитания мальчиков, поможет вырастить их настоящими мужчинами, даже если ему случилось жить в неполной семье. Все в наших женских головах. И решение проблем тоже.

-->
-->