Mamochki.by

Веселые старты

Веселые старты
НА СТАРТ!
Исследование, проведенное недавно учеными шотландского
Университета Глазго, показало,
что физическая активность современных трехлеток ниже положенной им по возрасту нормы
минимум в три раза. Впрочем, источник таких печальных результатов понятен: дворовые футбол и
«резиночку» давно и прочно заменили компьютерные игры и спортивные упражнения под кодовым
названием «посиделки у телевизора». Врачи и психологи по всему
миру бьют тревогу: «Мы растим
нежизнеспособное поколение, эти
дети будут слабыми, болезненными и крайне инертными!»
Понятно, что все хотят видеть
своих малышей сильными и здоровыми, но при этом мы почемуто напрочь забываем о том, что
начинать-то надо с самих себя. Знаменитый педагог Василий
Сухомлинский в своей книге
«Сердце отдаю детям» писал, что
спорт становится средством воспитания только в том случае, если
он является любимым занятием
каждого члена семьи. Вариант,
когда ребенка отдают в секцию,
но при этом дома никто даже банальных приседаний не делает,
имеет крайне опосредованное
отношение к «спортивному воспитанию». Безусловно, малыш
станет выносливее и закаленнее,
но как только в тренировках наступит перерыв, он и думать о них
забудет. В общем, если вы решили
воспитать в детке правильное отношение к спорту, придется усиленно подкреплять свои тезисы
на практике. Формируя у наследника «здоровое тело», не забывайте о том, что
вы действуете исключительно в
интересах ребенка. А это значит,
что он не должен любой ценой
реализовывать ваши детские мечты и становиться олимпийским
чемпионом. И помните, от «принудительных» занятий пользы не
будет – поэтому, выбирая секцию
для малыша, в первую очередь
учитывайте его наклонности.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
На первом этапе от родителей требуется готовность поддержать и
поощрить «спортивные» желания
малыша. Хочет прыгать на батуте? Отлично! С удовольствием катается на велике? Замечательно!
Не слезает со шведской стенки? Да ради бога – пусть лазает сколько хочет! Не забудьте про домашний спортивный уголок: практика
показывает, что дети, у которых
было специальное место для «лазанья и кувырканья», оказываются значительно ловчее и сильнее
своих ровесников (о том, какой
спортивный уголок выбрать, читайте в нашей рубрике «Разбор
полетов» на стр. 58). И конечно
же, не обойтись без старых добрых прыгалок: 2-летние малыши
могут переступать через положенные на пол скакалки, трехлетки –
перепрыгивать через них и, наконец, карапузы постарше – просто
прыгать.
ЗАВТРАК ДЛЯ ЧЕМПИОНА
Если ребенок много времени проводит на тренировках, значит, он тратит
значительно больше энергии, чем его
неспортивные сверстники, и, стало быть,
заслуживает усиленного рациона.
Правило № 1
Чем выше физическая активность
малыша, тем больше калорий и питательных веществ
ему требуется, чтобы
полноценно расти. К примеру, 6-летний
спортсмен должен
потреблять в день
1800 килокалорий,
а 6-летняя спортсменка – 1600.
Правило № 2
Углеводы в рационе будущего
чемпиона должны
быть сложными
(рис, крупы, макароны, хлеб), а не простыми (шоколадки,
газировки, чипсы). Углеводы отвечают
за строительство
мышц, поэтому следите за тем, чтобы
ребенок потреблял
их в достаточных
количествах.
Правило № 3
Кормите ребенка
по 5–7 раз в день,
причем три раза –
горячей едой.
Иногда, конечно, встречаются
дети, предпочитающие активным
играм спокойные занятия: им гораздо больше нравится рисовать,
собирать конструктор или воевать
с компьютерными монстрами. В этом случае имеет смысл раз в
пару часов устраивать наследнику веселые мини-зарядки. Причем обыкновенные приседания
здесь не подойдут, важно найти те
упражнения, от которых ребенок
действительно будет получать
удовольствие. Можно поиграть в
мяч, погонять во дворе в футбол
или, например, устроить соревнование «кто быстрее преодолеет
квартирный коридор на корточках». В общем, определите, что
доставляет малышу радость, и
действуйте в заданном направ-лении. А в выходные – в субботу
или в воскресенье – хорошо бы
устроить небольшую «спортивную
вылазку». Не важно, что это будет:
велосипедная прогулка, турнир по
бадминтону или игра в «вышибалы обыкновенные», главное, чтобы ребенок увидел, как нравятся
подобные занятия его родителям. Для того чтобы испытать радость
от «движухи», двухлеткам достаточно просто побегать за мячом
или попрыгать на диване в гостиной (помните, что маленьким
детям нельзя спрыгивать с банкеток, стульев или диванов, которые
возвышаются над полом больше
чем на 30 см). Что же касается
детей постарше, то их можно и
нужно стимулировать возможной
победой (и про приз не забудьте!).
Ежедневная общесемейная зарядка способна сотворить чудеса не
только с вашей фигурой, но и с отношением ребенка к спорту: занимаясь вместе с вами каждое утро,
малыш станет воспринимать
«прыжки и наклоны» так же, как,
скажем, чистку зубов или уборку в
комнате, – то есть включит физические упражнения в круг своих
ежедневных бытовых обязанностей. И поверьте, привычка «быть
в форме» сохранится у него практически на всю жизнь.
СПЛОШНАЯ ПОЛЬЗА
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ и хоккей
развивают у малышей гибкость,
вестибулярный аппарат и реакцию, а также отлично закаляют
детский организм. ПЛАВАНИЕ укрепляет мышцы
спины, исправляет осанку и развивает легкие. ВЕЛОСПОРТ укрепляет мышцы
ног и улучшает работу сердечнососудистой и дыхательной
систем. ЕДИНОБОРСТВА развивают
гибкость, реакцию, логическое
мышление и внимание. Кроме
того, на таких занятиях детей
учат уважительно относиться к
своим соперникам – и это, согласитесь, важнейший психологический навык, который пригодится
ребенку на всю жизнь. БЕГОВЫЕ ЛЫЖИ развивают
вестибулярный аппарат,
укрепляют мышцы всего тела и
значительно улучшают координацию движений. ГОРНЫЕ ЛЫЖИ укрепляют
мышечный корсет ребенка, развивают координацию движений
и выносливость.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ
Задумываясь о спортивной школе
для малыша, важно безошибочно определить, какой вид спорта
лучше ему подойдет. При этом
мы очень советуем вам обращать
внимание не на физические кондиции карапуза (они с возрастом
очень меняются), а на его психологические особенности. Если
детка отлично чувствует себя в
большой компании и проявляет
явные лидерские или, наоборот,
командные качества, значит,
ему прямая дорога в коллективные виды спорта: футбол, хоккей
или, скажем, баскетбол. Если же
малыш – явный индивидуалист,
значит, ему будет гораздо комфортнее на занятиях теннисом
или плаванием, то есть там, где не
требуется слаженной работы всей
группы, а результат зависит только от твоих личных усилий. Ну и
конечно, пристрастия ребенка
тоже надо учитывать: если ваша
дочь далека от балетных пропорций, но с удовольствием смотрит
по телевизору фигурное катание
и мечтает научиться прыгать «как
Плющенко» – пусть идет и занимается. Главное, чтобы детке нра-вился процесс, а потенциальные
рекорды и достижения не имеют
никакого значения.
МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ
Методика определения спортивной пригодности ребенка
базируется на шести критериях:
конституция, психический склад,
мотивация, физическое развитие,
координационные способности и
здоровье. Первые пять критериев – определяет тренер, а вот последний находится в ведении врачей. В каждой спортивной секции,
перед тем как допускать малыша
к занятиям, от вас обязательно
потребуют медицинскую справку – и это не пустая формальность. Подойдите к вопросу со всей
возможной ответственностью, в
противном случае «спортивное
воспитание» может оказаться совсем не таким полезным, как вы
планируете. Специалисты, работающие в серьезных спортивных
учреждениях, не случайно советуют перед началом занятий пройти
полноценное функциональное
обследование – в большом деле
мелочей не бывает. Задача вашего
педиатра – изучить все показатели здоровья ребенка, составить
по ним заключение о состоянии
организма (нагрузки в спорте
растут год от года) и по итогам
всего вышеперечисленного выдать рекомендации по поводу того, чем именно стоит заниматься
наследнику. Помните, что спорт
может не только оздоровить, но и
нанести серьезный вред. Скажем,
если у малыша слабое зрение, ему
категорически противопоказаны
бокс, футбол, хоккей и любые другие занятия, где возможны удары
в голову. Карапуза с хроническими гайморитами и заболеваниями
дыхательных путей лучше не от-давать в плавание. Детям с ортопедическими проблемами бассейн
подходит просто идеально, но зато
им вредны теннис и бадминтон.
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Для детей, которые не очень жалуют спорт, существуют
подвижные игры, отлично развивающие реакцию,
силу и выносливость.
НА РЕАКЦИЮ.
Классические салки
и догонялки можно
разнообразить
новыми сюжетами. Например, игра
для двух команд:
участник идет в стан
противника (где
все стоят вытянув
ладошки), хлопает
каждого по ладони,
по слогам произнося «пой»«май»
«ме»«ня». На «ня»
нужно развернуться, быстро убежать
к своей группе. А игрок, которому,
собственно, и досталось это «ня», должен догнать «воду»,
осалить и забрать
в свою команду.
НА ВНИМАНИЕ.
Кроме хорошо знакомых нам пряток
и жмурок, можно
поиграть с детьми
в «Кот и мышки». Правила просты:
ведущий закрывает
глаза, мышки разбегаются по комнате
или площадке и
вскакивают на стулья, скамейки или
кровати, затем кот
вдруг просыпается
и ловит тех участников, которые «на
земле».
НА ПРЫГУ ЧЕСТЬ.
Чертим две
линии на расстоянии метра друг от
друга, пространство
между ними – это
ров, в котором живет волк (или даже
парочка зубастых). Вокруг – пастбище,
с одной стороны
которого пасутся
козочки. По сигналу
участники должны
перебежать на
другую сторону, не
попав в лапы хищника. Выигрывают
те козочки, которых
ни разу не осалили,
и те волки, которые
поймали больше
всех пленников.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
ВЫСОКИЙ 100% и выше 5 баллов
ВЫШЕ СРЕДНЕГО 85–99% 4 балла
СРЕДНИЙ 70–84% 3 балла
НИЖЕ СРЕДНЕГО 51–69% 2 балла
НИЗКИЙ 50% и ниже 1 балл
ВОЗРАСТ  
БЕГ НА 30 М
4, 0–4, 5 5, 0–5, 5 6, 0–6, 5 7, 0–7, 5
8, 1 и ниже 6, 9 и ниже 6, 4 и ниже 5, 6 и ниже
8, 2–8, 6 сек. 7, 0–7, 5 сек. 6, 5–6, 9 сек. 5, 7–6, 1 сек.
8, 7–9, 2 сек. 7, 6–8, 1 сек. 7, 0–7, 5 сек. 6, 2–6, 7 сек.
9, 3–9, 9 сек. 8, 2–8, 9 сек. 7, 6–8, 3 сек. 6, 8–7, 4 сек.
10, 0 и выше 9, 0 и выше 8, 4 и выше 7, 5 и выше
ПОДЪЕМ ТУЛОВИЩА, РА З / 3 0 С Е К.
4, 0–4, 5 5, 0–5, 5 6, 0–6, 5 7, 0–7, 5
12 и выше 13 и выше 15 и выше 16 и выше
11 12 13–14 14–15
9–10 10–11 11–12 12–13
6–8 7–9 8–10 9–11
5 и ниже 6 и ниже 7 и ниже 8 и ниже
ПРЫЖОК В ДЛИНУ СМЕСТА, СМ
4, 0–4, 5 5, 0–5, 5 6, 0–6, 5 7, 0–7, 5
85 и выше 105 и выше 122 и выше 130 и выше
74–84 94–104 109–121 117–129
63–73 83–93 96–108 104–116
49–62 69–82 80–95 88–103
48 и ниже 68 и ниже 79 и ниже 87 и ниже
Если девочка обладает невероятной гибкостью, это вовсе не
говорит о том, что ее немедленно
нужно отдать в художественную
гимнастику: гипермобильность
суставов может свидетельствовать не только о сверходаренности, но и о дисплазии (нарушении формирования и развития
соединительной ткани) – в этом
случае интенсивная нагрузка на
мышцы чревата сколиозом и еще
множеством крайне неприятных
заболеваний. А вот спортивная
гимнастика или акробатика, в которых основной упор делается на
общую физическую подготовку,
может помочь детям с дисплазией
скорректировать заболевание.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ХВОСТА
РАЗМИНКА
В течение 5–10 минут (зависит от возраста) вы с ребенком по-солдатски маршируете на месте, чеканя каждый шаг и высоко поднимая колени, ходите на носках,
пятках, на разных ребрах ступней (внешних и внутренних) и прыгаете «зайчиком»
(ноги согнуты в коленях, руки соответствующим образом сложены на груди). Когда
мышцы как следует разогреются, можно переходить к основной части. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Для 2-летки Ограничьтесь тремя, максимум пятью
заданиями – больше малыш просто не
выдержит – и обязательно придумайте
игровые названия для упражнений
(иначе, сами понимаете, скучно!). 1. Невидимый стул (приседания,
разумеется, безо всякого стульчика). 2. Демонстрация силы (руки вытянуты вперед, ладошки сжимаются в
кулаки и разжимаются). 3. Послушный (наклоны головой вперед) и непослушный (мотаем головой
в разные стороны и поворачиваем ее
вправо-влево). 4. Ничего не знаю (поднимаем и
опускаем плечи). 5. Я – главный! (руки на поясе, топаем
сначала 2 раза правой ногой, потом два
раза левой). Все упражнения нужно делать максимум 4 раза. Время занятия – 10 минут.
Для ребенка 3–4 лет В этом возрасте двигательные возможности малышей еще довольно ограниченны и большая часть физических сил
затрачивается ими на то, чтобы поддерживать равновесие собственного
тела. Дети еще не могут в полной мере
управлять руками и ногами, но при
этом очень любят активные игры. 1. Цапля (медленно ходим по комнате,
высоко поднимая согнутые ноги
и по возможности прижимая колени
к груди). 2. Пропеллер (ноги на ширине плеч,
руки в стороны, пытаемся дотянуться
левой рукой до носка правой ноги
и наоборот). 3. Вверх-вниз (глубокое приседание,
резкий подъем, встать на носочки
и вытянуть руки вверх). 4. Ловим птичку (прыгаем вверх
и хлопаем в воздухе ладошками). 5. Дровосек (ноги на ширине плеч,
руки сцеплены в замок над головой, с
громким «ух» резко наклоняемся вниз). 6. Прыг-скок (прыжки на одной ноге). Каждое упражнение нужно делать не
больше 5 раз. Время занятий – максимум 20 минут (лучше меньше).
Для старших дошкольников В этом возрасте дети уже вполне сносно управляют своим телом и потому
способны выполнять более серьезные
упражнения. Тем не менее устраивать
им атлетический марафон из 20 отжиманий и 40 приседаний все-таки
не стоит. Будьте снисходительны! 1. С плеча (положить ладони на плечи
и делать круговые движения в разные
стороны – внутрь и наружу). 2. Поворотный момент (ноги на
ширине плеч, руки на поясе: поворачиваем тело вправо и одновременно
отводим в сторону правую руку, потом
то же самое делаем в левую сторону). 3. Два хлопка (хлопнуть над головой,
а затем наклониться и хлопнуть под
коленками). 4. Прыг-скок (прыжки на одной ноге). 5. Велосипед (ложимся на спину,
не отрывая позвоночник от пола,
поднимаем ноги и двигаем ими так,
как будто едем на велике). 6. Размахайка (ноги на ширине плеч;
поочередно делаем руками по два маха
вверх и назад: когда правая рука наверху, левая, соответственно, внизу). 7. Рыбка (ложимся на живот и одновременно вытягиваем руки и ноги,
немного прогибая при этом спину). 8. Восстановление. Восстанавливаем
дыхание (руки вверх – вдох, опускаем
– выдох), остываем, возвращаемся к
нормальному состоянию.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Марина Анатольевна
Сидякина, воспитатель
по физической культуре
детского сада 2514 (Москва)
Если вы решили привить детям
любовь к спорту, то для начала вам необходимо усвоить
главное: насилие над ребенком
недопустимо. Все упражнения, которые малыш делает,
должны приносить ему радость. И не гонитесь за результатом:
у каждого карапуза от природы
разные возможности, поэтому
обращать внимание на возрастные нормативы нужно
постольку-поскольку. Куда важнее, чтобы раз от раза ребенок
(даже самый слабенький) улучшал свои показатели – именно
это, а не цифра в таблице
свидетельствует о том, что
относительно собственных
способностей детка развивается нормально. Мой опыт показывает, что
у детей, которые систематически занимаются спортом,
уровень интеллектуального
развития значительно выше,
чем у большинства (исключения
все-таки бывают) их неспортивных сверстников. Ребятишки из нашего садика постоянно участвуют
(и побеждают!) в районных,
окружных и городских соревнованиях, и я вижу, как от
старта к старту у них растет
мотивация, повышаются
чувство ответственности
и внимание к «коллегам» по
команде. Согласитесь, все эти
навыки очень пригодятся им и в
обычной жизни! А вот к детскому спорту
высоких достижений я отношусь отрицательно. Я сама
– мастер спорта по спортивной гимнастике и потому
не понаслышке знаю, какой
тяжелый и неблагодарный это
труд: повезет единицам, а
тяжелейшие нагрузки, которые
будут постоянно испытывать
ребята, впоследствии могут
привести к серьезным проблемам со здоровьем. И это, мне
кажется, главное, о чем должны
задуматься родители, прежде
чем требовать от своего чада
побед или отдавать его в настоящую спортивную школу.

-->
-->