Mamochki.by

Дальше – тишина?

Дальше – тишина?
ВАС НЕ СЛЫШНО!
Глухота – это потеря слуха,
полная или частичная. Тотальная глухота встречается
относительно редко – на
самом деле большинство
из тех, кого принято считать неслышашими, могут
уловить громкие звуки (например, рев самолета). Если
же человек в состоянии
распознать голос, то его называют слабослышащим.
Слух может нарушиться в
одном или сразу в обоих
ушах. Причины возникновения этой патологии – самые
разные.
Генетика. Малыши появляются на свет глухими или
слабослышащими из-за тех
или иных нарушений внутриутробного развития плода или наследуют недуг от
родителей. Кроме того, если
во время беременности
мама принимает некоторые
антибиотики (стрептомицин,
гентамицин), диуретики (фурасемид) и даже обычный
аспирин, у новорожденного
тоже могут возникнуть проблемы со слухом.
Последствия инфекционных заболеваний.
Микробы запросто могут
совершить «путешествие» из
носоглотки в ухо и вызвать
отит (воспаление среднего
уха) или евстахеит (воспаление евстахиевой трубы),
а эти болезни, если их вовремя не вылечить, часто
приводят к снижению слуха.
Травмы уха или мозговых центров, отвечающих
за переработку информации.
Нарушения проводимости. Наружное или
среднее ухо (в некоторых
случаях – оба сразу) не проводят звук так, как должны
это делать. Например, из-за
неправильного строения
слуховых косточек.
КСТАТИ
Из-за образовавшейся в ухе серной
пробки у ребенка тоже может
снизиться слух. К счастью,
с этой бедой легко справится
любой отоларинголог.
КАК РАСПОЗНАТЬ ПРОБЛЕМУ?
Для начала просто понаблюдайте за наследником. Часто
ли он переспрашивает вас,
сразу ли откликается на зов,
делает ли звук телевизора
погромче? Не игнорируйте
замечания родственников
или педагогов о возможном
снижении слуха у ребенка:
лучше лишний раз сходить
к отоларингологу и убедиться, что все у малыша в
порядке, чем упустить возможность скорректировать
нарушения.
Доктор проводит оценку
состояния слуха с помощью
различных тестов и визуального осмотра. Если есть необходимость, лор даст вам
направление в специальный
центр на проведение аудиограммы – самого достоверного метода проверки слуха.
Во время этого исследования на ребенка надевают
наушники, подключенные к
аппарату, издающему звуки
разной частоты и силы, а
затем составляется график,
на котором отмечено, какие
звуки малыш может воспринимать, а какие – нет. Опираясь на эти данные, врач
или сурдопедагог определяет степень нарушения слуха,
подбирает слуховой аппарат
и программу дальнейшего
развития малыша.
НЕ СЛЫШУ – НЕ ГОВОРЮ?
Если ребенок потерял слух
в относительно «зрелом»
возрасте, уже научившись
говорить, то основное внимание докторов, педагогов
и родителей сосредотачивается на его адаптации к
окружающему миру и устранении психологического дискомфорта.
ТЕСТИРУЕМ СЛУХ
ЗАКРОЙТЕ одно ухо ребенка ватным тампоном,
поверните малыша спиной к себе и отойдите от него
на 3 м. Шепотом (но непременно четким и понятным)
произносите следующие слова: мама, часы, булка,
заяц, кошка, книга, дедушка, парта, муха, дом –
а кроха должен повторять то, что услышит. Затем закройте тампоном другое ухо ребенка – и точно так же
произнесите: папа, сумка, хлеб, ручка, барабан, печка,
курица, мыло, палка, окно. Последний этап – проверка
слуха биноурально (оба уха открыты) с помощью таких
слов: Вова, глаза, утка, сахар, лошадь, белка, рубашка,
шар, ученик, стул. Если малыш ошибается, часто переспрашивает или вовсе отказывается повторять слова,
обязательно покажите его отоларингологу.
В этом случае
отлично помогают слуховые
аппараты (они помещаются
внутрь слухового прохода):
с их помощью слабослышащий малыш может вполне
успешно контактировать со
сверстниками и взрослыми.
Современные аппараты
удобны и практически
нзаметны, их можно носить
в ухе в течение всего дня
(разумеется, вынимая перед
купанием).
ВНИМАНИЕ. Чтобы
«позднооглохший» ребенок не утратил речевых
навыков, очень важно общаться с ним не жестами,
а как обычно.
С глухими и слабослышащими от рождения детками,
а также с малышами, потерявшими слух в раннем возрасте, дело обстоит иначе.
Научить их говорить – задача трудная, но тем не менее
выполнимая. Для этого используется так называемая
дактильная (пальцевая)
речь. Кроме того, детишек
обучают правильному произношению слов, а также
систематически упражняют
в «чтении с губ» – это умение им очень пригодится
в общении с нормально
слышащими людьми. Помимо прочего применяется
и жестовая речь: в этом
случае слово или целая фраза передается с помощью
одного жеста (правда, специалисты считают, что такая
метода не особенно полезна
для неслышаших деток, так
как не способствует усвоению грамматики).
МОЙ ОСОБЕННЫЙ
Если ваш малыш глухой или
слабослышащий, это вовсе
не означает, что вам не
нужно с ним разговаривать
или играть. Совсем наоборот! Улыбайтесь наследнику,
смотрите ему в глаза, поглаживайте, обнимайте и
обязательно реагируйте на
любые попытки установить
контакт – пусть кроха видит,
насколько вам это приятно!
Следите за тем, чтобы ваши
жесты и мимика были максимально выразительными: это поможет малышу
понимать ваши слова и
намерения. Безусловно,
мамам и папам (в идеале –
и другим членам семьи)
нужно научиться «говорить»
руками. Кстати, существуют
специальные курсы жестового языка, например при
Всероссийском обществе
глухих (www. vog. su).
Очень важно выработать
правильную стратегию воспитания глухого ребенка. Вы
разрешаете малышу делать
все что вздумается, всячески
опекаете его и жалеете
только потому, что он не
слышит? В этом случае есть
риск вырастить маленького
тирана, рассчитывающего,
что и другие люди всегда
будут держать его на «особом положении», а с такой
установкой детка запросто может стать изгоем в
коллективе сверстников.
Если же вы, напротив, относитесь к малышу излишне
сдержанно и даже ругаете
за то, что он чего-то не понял или сделал не так, как
вам хотелось, наследник
может превратиться в
замкнутого, нерешительного и неуверенного в себе
человека. А это опять-таки
грозит трудностями в
установлении контакта с
окружающими. Относитесь
к ребенку как к «нормальному»: поощряйте проявления
самостоятельности, хвалите
за достижения и отчитывайте (наказывайте) за непослушание. И будьте уверены:
в плане интеллекта глухой
карапуз ни в чем не уступает
слышащему!
НАУКА И ЖИЗНЬ
МЕДИКИ научились восстанавливать слух с помощью метода кохлеарной
имплантации. Суть его заключается в следующем: в организм вживляется
устройство, которое способно преобразовывать электрические импульсы,
поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе.
И глухой человек начинает слышать. Однако у этого чудо-метода есть ряд
минусов: операция очень сложна и подходит далеко не всем, слух не воз-
вращается моментально, и в период адаптации ребенку все равно требуются
специальные занятия.
А ЧТО ПОТОМ?
Если малыш хорошо развит, умеет говорить, носит
слуховой аппарат (или
имеет остаточный слух, позволяющий воспринимать
человеческую речь хотя бы
на расстоянии 1, 5–2 м), то
он может учиться в обычной
школе. Разумеется, нужно
сообщить учителям о проблеме ребенка и попросить
их по возможности создать
ему необходимые условия:
посадить за первую парту,
говорить с ним как можно
четче и смотреть при этом в
глаза и т. д.
Однако часто бывает
так, что у глухого или
слабослышащего карапуза
развивается ряд вторичных
нарушений – проявляются, например, какие-либо
психологические проблемы
или особенности развития
мышления. Кроме того, не
всем деткам к школьному
возрасту удается полностью
овладеть правильной речью. В этом случае рекомендуется отдать наследника
в специальную школу для
глухих и слабослыщащих
детей, где с ним продолжат
занятия сурдопедагоги,
логопеды и психологи.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ СО СЛУХОМ
1. Научите малыша правильно сморкаться: не шмыгать носом, втягивая слизь
в себя, не высмаркивать обе
ноздри сразу и вообще не
особенно усердствовать. Излишнее напряжение в этом
деле ни к чему!
2. Следите за тем, чтобы
телевизоркомпьютерплеер
ребенка не «орал». Доказано: у людей, постоянно
слышащих громкие звуки
(особенно, в наушниках),
слух неизбежно снижается.
3. Объясните наследнику,
что нельзя засовывать что
бы то ни было в ухо (свое
или чужое) – иначе можно
запросто повредить барабанную перепонку.
4. Возьмите с крохи обещание, что при малейших
проблемах с ухом (заболело,
стало хуже слышать и т. д.)
он тут же расскажет обо
всем вам или кому-то из
взрослых.
ПОИГРАЕМ
Вот несколько игровых
упражнений, которые используются для развития
слухового восприятия – как
у абсолютно здоровых, так
и у слабослышащих ребятишек. Кроме того, эти задания
можно (и нужно) выполнять
с малышом в период адаптации к слуховому аппарату.
«Разведчик»
Взрослый и ребенок садятся за стол на расстоянии
2-3 м друг от друга. На столе
заранее нужно разложить
всевозможные игрушки.
«Представь, что ты разведчик, – говорите вы. – Я буду
давать тебе секретные задания, но только шепотом, чтобы нас никто не услышал, а
тебе нужно все в точности
выполнить». Спецзадания
могут быть, например, такими: «возьми мишку и посади его в машину», «усади куклу за столик», «построй из
кубиков башню» и т. д. Команды должны быть краткими и простыми, а произносить их следует тихо, но
очень четко.
«Слушаем улицу»
Подойдите к открытому
окну и попросите ребенка
назвать звуки, которые он
слышит, например шум машины, пение птиц, голоса
людей, лай собак и прочее.
Можно устроить соревнование: кто назовет больше звуков, тот и выиграл.
«Где звенит?»
Ребенок закрывает глаза, а
взрослый в это время потихоньку отходит в сторону –
и звонит в колокольчик. Не
открывая глаз, малыш должен указать рукой, откуда
раздается звук.
«Что звучит?»
Ребенок усаживается на стул
спиной к взрослому, а тот
начинает производить всевозможные шумы. Например, бросать на пол поочередно ложку, мяч и бумажку;
перелистывать книгу; рвать
или мять бумагу и т. п. Задача малыша – угадать, что
происходит за его спиной.
Подглядывать запрещено!
ДЫШИМ, ДЫШИМ!
Нельзя забывать и о тренировке дыхания, ведь
без него даже здоровому
ребенку непросто освоить
речевые навыки, а что уж
говорить о слабослышащем!
Вот несколько полезных
упражнений:
налейте в тазик воды
и запустите туда несколько
бумажных корабликов.
Пусть малыш дует на них изо
всех сил, чтобы флотилия
поплыла.
предложите ребенку
как можно сильнее подуть
на воду, чтобы поднялся
веер брызг.
надувайте по очереди
шарики, резиновые круги
или игрушки.
на прогулке сдувайте
«зонтики» с одуванчиков.
пускайте мыльные
пузыри.

-->
-->