Mamochki.by

Расписание уроков

Расписание уроков
ПОНЯТЬ, что на самом деле чувствует первоклашка, опираясь на собственные воспоминания, вряд
ли получится: для этого наша память устроена
слишком милосердно. Поэтому обратимся к фантазии и попробуем представить, что мы попали в «Гуантанамо»: ранние подъемы, жесточайшая дисциплина и куча идиотских правил. Вот примерно так
ощущает себя ваш личный первоклассник. И вы
просто обязаны помочь ему выжить в этой страшной «тюрьме», лицемерно прикрывающейся красивым и основательным словом «школа». Добро пожаловать на курсы родительской адаптации!
Урок первый. Подьем
Даже если ребенок ходил в детский сад, надеяться на то, что
утро перед школой будет «добрым», не стоит. Одно
дело – упаковать сонного наследника в куртку со
штанами и торжественно вручить воспитательнице,
и совсем другое – ежедневно отправлять свою «плоть
и кровь» во взрослую жизнь с километровым перечнем обязательств.
Где колготки? Где тетрадь по природоведению? Где
фломастеры? Где были мои глаза, когда я выходила
за тебя замуж? О боги, мы опаздываем! Вы трогаете
дитя за плечо и бормочете что-то неправдоподобное
про старт нового интересного дня, а оно – в ответ –
поднимает на вас вопрошающий взгляд: «Мамочка,
за что мне все это?»
По итогам такого утра вы даете себе торжественное
обещание, что портфель теперь будет собираться с
вечера, а ребенок – оказываться в постели не позже 21: 00, но клятвы крайне недолговечны – назавтра весь этот кошмар почему-то повторяется снова.
И снова. И снова.
Работа над ошибками
Министерство образования абсолютно не волнует, жаворонок ваш ребенок
или сова, – в 8: 30 утра он, аккуратно одетый и причесанный, должен сидеть за партой. Для того чтобы подстроиться под новое расписание, малышу нужно перенастроить
биологические часы. Как только организм ребенка привыкнет к определенной последовательности действий, дело
пойдет гораздо легче. Большинство из нас выросло на алгоритме «Ужин – портфель – Хрюша со Степашкой – марш в
постель» – мы даже зевать начинали где-то между портфелем и появлением на экране тети Тани. Тетя с тех пор, конечно, поменялась, но суть-то, согласитесь, осталась прежней:
если наследник четко усвоит, что после того, как передача
закончилась, пора отправляться спать, то вскоре он начнет
клевать носом в строго положенное время.
С портфелем еще проще, потому что «собранный портфель» – это символ. Символ свободы. Ранний подъем, уроки, новые друзья, учителя, продленка, домашнее задание…
эта песня закончится только тогда, когда весь набор необходимых ручек, тетрадок и учебников перекочует в рюкзак.
Застегнул замок, и вперед – развлекаться. Больше о школе
сегодня можно не говорить.
Пытаясь перестроить жизнь малыша соответственно новым
требованиям, ни в коем случае не забывайте о том, что чувство ответственности вырабатывается у ребятишек только
к 8-9 годам, а потому старайтесь не давить на своего первоклашку слишком сильно.
Урок второй. Больше никогда!
Однажды прекрасным сентябрьским или
октябрьским
утром вы заходите в комнату со словами «зайчик, давай быстрее, ты опаздываешь», а в ответ получаете
печальное, но тем не менее вполне твердое: «Мама, я
больше туда не пойду. Никогда. Спасибо и прости
меня за все».
Вот она, настоящая, высокая трагедия! Бабушка
пьет корвалол, папа теребит ремень, мама плачет,
а надутый первоклассник сидит в своей комнате, демонстрируя просто-таки несгибаемую силу воли. Дада, он сказал, что больше НИ-КО-ГДА не пойдет в это
ужасное место!
Работа над ошибками
Детские психологи называют такое поведение «синдромом седьмого сентября». Цветы, поздравления и праздничные семейные ужины остались в прошлом, а на первый план вышли учеба и
безжалостное слово «надо». Кому же такое понравится!!!
Тем более что весь предыдущий год ребенок с нетерпением
ждал начала Взрослой Жизни, а родители еще и подливали
масла, рассказывая, как это здорово и интересно – ходить
в школу. И в первые дни там действительно было «здорово и интересно», но потом… Ощущение новизны пропало,
и оказалось, что в этих стенах бывает трудно, скучно, больно и обидно. В общем, ребенок чувствует себя несчастным и
страшно обманутым. В такой ситуации мамам и папам нужно четко понимать, что лексическая конструкция «ты уже
первоклассник» – всего лишь набор слов, который не в состоянии автоматически перевести малыша в другую социальную категорию. Детка испытывает колоссальный стресс,
и бороться с этим состоянием нужно комплексно: тут важны и правильный сон, и здоровое питание, и соблюдение
баланса между занятиями и играми. Но первое, что должны сделать родители, – это немедленно позабыть о том, что
их ребенок самый гениальный на свете. Одной из основных
причин нежелания ходить в школу психологи называют отчаянье малыша, который не может удовлетворить высокие
родительские амбиции: еще пару дней назад мама была в
восторге от того, как похоже он нарисовал бабушку (без волос и с тремя глазами), а сегодня она впадает в ярость от
коряво написанной буквы «А». В результате первоклашка начинает думать примерно так: «Из-за этой школы меня
перестали любить родные, они все время ругаются и кричат» – и принимает совершенно правильное, на его взгляд,
решение – вычеркнуть учебу из своей жизни. А потому
уменьшайте свои требования и как можно больше времени проводите вместе с наследником за какими-нибудь приятными занятиями: пусть детка понимает, что родительская
любовь – штука постоянная и очень прочная и никакие корявые «А» и «Б» никогда не смогут ее сломать.
Урок третий. Домашняя работа
Ребенок возвращается из школы, кое-как съедает старательно
приготовленный вами полезный обед и заявляет, что
домашнее задание он будет делать вечером, а в данный момент лучше всего бы «погулять, мам». «Ладно, – думаете вы, – пусть побегает пару часиков, а потом за уроки». Но через пару часиков наследник,
честно глядя вам в глаза, заявляет, что на самом-то
деле ему вообще ничего не задали! Ну, честное слово
и крест на пузе для убедительности!
Или, скажем, вернувшись с прогулки, детка ложится на кровать и страдальчески сообщает, что теперь
он самый больной на свете человек. Само собой, для
быстрого выздоровления требуется мультфильм,
пицца, десяток конфет и абсолютный покой. Словом,
существует масса возможностей «отбояриться» от
уроков, а вот способов заставить лентяя заниматься
придумано, к сожалению, мало, и все эти варианты,
увы, чреваты конфликтами.
Работа над ошибками
Количество информации, которое первоклассник получает в школе, запредельно велико, поэтому после трудового дня ему действительно необходимо немного передохнуть. Подарите
ребенку хотя бы полтора-два часа покоя. Дети разные: ктото потратит это время на прогулки и беготню, кто-то решит
поспать или посмотреть мультики. Пусть малыш делает то,
что хочется именно ему, а вовсе не то, что кажется полезным вам. В конце концов, пусть посидит за компьютером и
пристрелит десяток зомби, ведь кто-то же должен их пристрелить.
Тем не менее переоценить значение домашних заданий невозможно: наследник обязан научиться работать даже тогда, когда у него над душой не стоит любимая учительница.
Для того чтобы убедить карапуза в важности этого процесса, существует небольшая хитрость. Не отвлекайте малыша, пока он кряхтит над прописями: никаких домашних
дел, громких разговоров и включенного телека. В этот момент вся ваша семья должна демонстрировать уважение к
Работающему Человеку – таким образом вы дадите понять
ребенку, что он занимается Настоящим Делом, а вовсе не
«приготовлением противной домашки».
Существуют две любимые родительские крайности, которые сводят суть домашних заданий на нет. В первом случае
мы решаем, что наследник должен учиться работать самостоятельно, и полностью перестаем контролировать процесс выполнения уроков. Во втором – усаживаемся рядом и
фактически самостоятельно делаем все, что задали. Гораздо правильнее будет отслеживать работу малыша на черно
виках. Заметили ошибку? Остановите ребенка и предложите вместе подумать, где же он напортачил. И, ради бога, не
кричите! Да-да-да, вы уже объясняли эти «2+2» тысячу раз,
а он все равно ошибается! Возьмите себя в руки и начните
по новой, деваться-то некуда. Терпите, сколько хватит сил, а
когда поймете, что нервы уже на исходе, устройте импровизированный перерыв – в конце концов, расслабиться и перевести дух одинаково нужно вам обоим.
Урок четвертый. Все пропало!
Еще одна классическая ситуация – наследник
без особого сопротивления уходит делать уроки и внезапно кричит: «Ма-а-а, а дай мне ручку». Вы сдавленно икаете,
потому что накануне самостоятельно вложили в пенал пять синих ручек, две красных и еще одну черную на всякий случай. Сегодня же в пенале гордо
красуется один-единственный простой карандаш,
и тот, кстати, сломанный.
Канцелярия, шарфики, сменная обувь, дневники,
учебники и тетрадки, увы, не подпадают под фундаментальный закон Вселенной о том, что материя не
исчезает бесследно. Исчезает, честное слово! Да еще
и в промышленных количествах!
Работа над ошибками
Нас всех (и вас в том
числе) спасет смирение! Нет, серьезно. Мы уже говорили о
том, какой стресс испытывает первоклашка в связи со случившимися с ним переменами. Малыш вынужден уделять
внимание такому количеству дел и вещей одновременно,
что было бы просто поразительно, если бы он умудрился
сохранить все школьные предметы в целости и сохранности. Кроме того, за первые шесть лет своей жизни спиногрыз привык, что за его вещами следите вы, и привычки
проверять, все ли на месте, у него попросту нет. Как нет ее,
кстати, и у многих взрослых.
Повторяем, смиритесь с постоянными пропажами и постарайтесь при этом минимизировать потери. Подпишите
учебники, курточки, шапочки и обувь (или купите веселенькие этикетки, произведенные специально для этих целей).
А на канцелярию просто наплюйте – покупайте самую дешевую и желательно оптом. Ну а если человеческий детеныш умудрился посеять на переменке золотую диадему с
изумрудами, вот уже четыреста лет передающуюся в вашей
семье из поколения в поколение, то ругайте не ребенка, а
себя: носить в школу ценные вещи категорически нельзя.
Урок пятый. Опять двойка!
Нет на свете такого отличника,
который хоть однажды не схватил бы трояк, и тем не менее для многих детей плохая оценка – это катастрофа. Все видели мой позор,
меня выгонят из школы, разлюбят мама с папой, а
продавец пирожных больше никогда не продаст любимый эклер. Несчастный ребенок пожинает плоды
«золотой лихорадки», устроенной родителями. «Наш
малыш – лучше всех», – утверждают они направо и
налево, не забывая постоянно повторять эту сомнительную истину и самому наследнику. Если карапуз
привык, что папа с мамой любуются оценками, проставленными в его дневнике, как полотнами в Третьяковке, нет ничего странного в том, что даже безобидная четверка способна привести его в ужас.
Работа над ошибками
Воспринимать все отличные от пятерок оценки как конец света первоклашка будет только в том случае, если вы сами делаете то
же самое. Перфекционизм хорош в теории, а вот на практике он отчаянно мешает жить и взрослым, и детям. Конечно, нужно стараться учиться как можно лучше, но при
этом карапуз должен понимать, что результат, не дотягивающий до «отлично», не является катастрофой – его ведь
можно исправить. Плохая оценка? Ну бывает, давай разберемся, что ты сделал не так! Наберитесь терпения, освежите в голове проблемный вопрос, объясните все малышу и
попросите учительницу еще раз спросить его по пройденной теме. Вот он момент триумфа! На самом деле плохая
оценка может сыграть весьма полезную роль, особенно,
это касается детишек, которым учеба дается без больших
проблем. Знание, что в жизни получается далеко не все, –
ценно. Знание, что неполучившееся можно и нужно исправить, – еще ценнее.
Урок шестой. А нам все равно!
Ситуация, прямо
противоположная той, что мы
проходили в
предыдущем уроке. Двойка? Ну и что? Вторая двойка? Да подумаешь… Третья? Мам, пап, пора бы вам
уже привыкнуть и отстать от меня. Оценки – ерунда,
зато я могу залезть на самое высокое дерево, лучше
всех стою на воротах и мои бумажные жабки прыгают по партам шустрее всех. И вообще, может быть, я
буду актрисой, так чего ж вы прицепились ко мне со
своим фонетическим разбором слов и задачками про
пять яблок?
Родственники двоечника пребывают в полной растерянности: от ласковых обещаний и уговоров они переходят к угрозам, но справиться с наследником категорически не могут! Ну не учится он, и все тут!
Работа над ошибками
Ругать за оценки нельзя. Это все знают. И все равно ругают. А потом жутко удивляются, почему же ребенок снова принес двойку?! Как
быть? Ну во-первых, понять, что плохая оценка – уже само
по себе нешуточное наказание и усиливать его точно не
стоит. Но и принимать проклятые двойки равнодушно тоже
не нужно. Ваша реакция должна зависеть от того, какие в
вашей семье царят взаимоотношения: некоторым родителям достаточно нахмуриться, чтобы ребенок бросился за
уроки, другим – приходится вести с наследником долгие и
занудные разговоры. А третьи, потеряв терпение, пытаются убедить бездельника криком и заламыванием рук (собственных, разумеется).
Запомните раз и навсегда – ваши воспитательные методы ни в коем случае не должны унижать ребенка. Не сравнивайте его с одноклассниками, не называйте «позором
семьи» и не рассказывайте о собственных невероятных
школьных успехах. Все это, дорогие взрослые, слышать
очень обидно!
Гораздо правильнее переключить внимание наследника
на тот школьный предмет, который дается лучше других, и
только после этого попробовать разобраться с существующими проблемами – так ребенок будет чувствовать себя
гораздо более уверенным в себе, а значит, и с задачкой он
справится значительно быстрее.
Урок седьмой. Авангардисты атакуют.
Тут порвано,
здесь зачеркнуто, а буквы расползаются по тетрадной странице, как клерки после новогоднего корпоратива.
Глядя на эти каракули, Сальвадор Дали наверняка
лопнул бы от зависти: словосочетание «Классная работа» занимает пять линеечек и симметрично окружено кляксами. «Способный ребенок, но очень уж
неаккуратный», – говорит учительница на собрании.
И вроде умное дите-то растет. И стихи читает. И по
математике программу первого курса мехмата освоил. И танцует ничуть не хуже, чем Цискаридзе.
Но проклятые буквы все равно отказываются ходить строем, а повидло из пирожка непременно
капает на решенную тремя оригинальными
способами задачку.
Работа над ошибками
Когда малыш делает
уроки в тетрадке, ему приходится решать две мало связанные друг с другом, но одинаково сложные задачи.
Писать нужно не только правильно, но и аккуратно. Умение
решать сложные математические примеры имеет крайне
опосредованное отношение к мелкой моторике, а ведь правильные цифры надо еще и суметь красиво начирикать. Для
того чтобы детке не приходилось справляться с двумя проблемами одновременно, приучите его пользоваться черновиками. Пусть черкает, сколько хочет! Если же с переписыванием тоже возникают проблемы, то можно попробовать
повторить задание «начисто» еще разочек. Но не больше!
Ну а если, несмотря на все старания, почерк ребенка все
еще далек от идеального (но ошибок при этом нет), успокаивайте себя тем, что малыш умница и соображает гораздо
быстрее, чем пишет. В конце концов, мы живем в век Word,
и, если быть честным, нам крайне редко приходится писать
от руки.
Урок восьмой. Пираты Карибского моря.
В школе ваш милый и ангелоподобный ребенок
почему-то превращается в
гремлина: он не может сидеть на месте, постоянно
болтает и пропускает мимо ушей задания преподавателя. «Гиперактивный!» – безапелляционно заявляют учительница и школьный психолог. И вот вы
уже пьете успокоительное и нервно читаете в Интернете про синдром дефицита внимания, моторный
тип развития, мышечный тик, асимметрию передачи сигналов и уменьшение лобных долей правого полушария головного мозга.
Работа над ошибками
Для начала вспомним
о том, что постановкой диагнозов должны заниматься
врачи, а вовсе даже не учителя. Невнимательность и неумение спокойно сидеть на одном месте зачастую банально связаны с отсутствием соответствующих навыков. В детском саду карапуз мог спокойно перемещаться по комнате
и играть именно в те машинки, которые ему нравятся. Это
вы знаете, что в школе такой возможности нет, а наследник
пока еще пробует новые стены на прочность.
Прежде всего поговорите с учительницей и попробуйте
спокойно разобраться, в том, что происходит. Быть может,
если вашу Леночку отсадить от Васи, ситуация наладится.
Или, скажем, если ваш Петенька очень любит отвечать у доски, имеет смысл почаще его спрашивать?
Так или иначе, стреляться пока рановато – лучше попробуйте научить малыша концентрироваться на том, чем он в
данный момент занимается. Например, поиграйте вместе в
«Крокодила» (или «Ассоциации»): показывая слова руками,
ребенок будет одновременно и двигаться, и думать – а ведь
именно эти процессы он и должен научиться совмещать.
Следующий этап – игры вида «найди двадцать отличий». Тут
малыш вынужден концентрироваться, ведь в противном
случае решить поставленную задачу ему не удастся. И, наконец, занятия, рассчитанные на то, чтобы ребенок слушал.
Договоритесь, что чадо будет говорить вам «стоп», если вы
произнесете запретное слово (допустим, «окно»).
Урок девятый. Учительница первая моя.
«Ну почему, почему ты идешь в
школу в таком
плохом настроении?» – спрашиваете вы свою печальную кровиночку и в ответ – неожиданно – получаете настоящий водопад слез.
Сквозь всхлипы вам с трудом удается разобрать, что
Марьванна – злая. Иначе говоря, ребенок боится
учительницу, т. к. та постоянно кричит и всячески
его унижает. Первую родительскую реакцию – пойти
и убить Марьванну – нужно давить в зародыше. Обуздайте свой гнев и постарайтесь разобраться в причинах происходящего. Вполне вероятно, что ничего
монструозного в педагогине нет. Возможно, все дело
в том, что она не выделяет ваше чадо из двадцати
других (а это ужасно обидно), требует, чтобы ребенок
занимался, да еще и ругается на него при одноклассниках. Кроме того, эта «противная тетка» не разрешает прыгать во время уроков и играть в мобильный. Ну настоящая злодейка, что уж тут говорить!
Работа над ошибками
Ролевая игра «учитель
и ученик» вам в помощь! Пусть ребенок представит, что он
педагог, а вы его подопечный – непослушный, невнимательный и нерадивый. Вот, скажем, малыш взялся объяснять вам
азы математики, а вы в ответ вскочили и принялись прыгать
по комнате. Пусть теперь попробует вас утихомирить! Переигрывать не нужно, но дать наследнику почувствовать почем фунт лиха определенно стоит: поверьте, это сработает
гораздо лучше скучных нотаций.
Впрочем, ситуации, когда первая учительница действительно оказывается цербером, увы, тоже встречаются. Допустим,
вы не без оснований убеждены в святости собственной детки, а в его дневнике, тем не менее, каждый день появляются
новые замечания. Увы, пришло время идти в школу и серьезно разговаривать с этой «загадочной» учительницей. Внятно и спокойно обсудите волнующие вас темы, внимательно
выслушайте ответы и по результатам беседы решайте, можно ли иметь с этим человеком дело или наследника все-таки
стоит перевести в другой класс. Принимайте меры и не бойтесь защищать карапуза от «трудных» взрослых, ведь наряду со всем остальным это тоже – ваша прямая родительская
обязанность. Удачи на баррикадах!

-->
-->