Mamochki.by

По парам

По парам
НАЛАЖИВАНИЕ взаимодействия
между правой и левой половинками головного мозга происходит
на протяжении первых 9-10 лет
жизни ребенка. Дело в том, что
в раннем детстве полушария связывают несколько пучков нервных волокон (по-научному они
называются комиссурами), самые крупные из которых – гиппокамп, передняя комиссура и
мозолистое тело (запомните это
название!). Когда малыш достигает 5-летнего возраста, ведущей
комиссурой становится именно
мозолистое тело: пока оно растет, нейроны (нервные клетки)
из обоих полушарий торопятся
установить связи друг с другом
при помощи нервных отростков. Как только развитие этого «мостика» заканчивается, клетки, не
нашедшие себе пару с противоположной стороны, гибнут. Что
ж, кто не успел, тот опоздал.
Уникальность условий, при которых происходило формирование
мозолистого тела, определяет
индивидуальную картину межполушарного взаимодействия у
каждого малыша. Помните заявление кота Матроскина: «Усы,
лапы и хвост – вот мои документы!»? Примерно то же самое можно сказать о ребенке: «Ведущий
правый глаз, левое ухо и толчковая правая нога!» Так какие же
трудности сопровождают «межполушарное общение» и как сделать так, чтобы этот процесс
проходил у малыша максимально гармонично?
ОБЩЕЕ ДЕЛО
Межполушарное взаимодействие
по сути является асимметричной работой полушарий. Благодаря мозолистому телу и другим
комиссурам не только происходит синхронный обмен информа-
цией между двумя половинками,
но и создаются условия, при которых отсутствует конкуренция
или повторение одних и тех же
действий каждой из них. Существует несколько видов взаимодействия полушарий: СОТРУДНИЧЕСТВО, то есть распределение нагрузки между левой и правой половинами мозга. Например, при
понимании речи левая височная область отвечает за анализ звуков, а правая – за восприятие интонации. СРАВНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, полученной разными полушариями.
Именно этот тип сотрудничества лежит в основе интуиции: бессознательно
отмечая несоответствие между улыб-
кой на лице медсестры и шприцем в
ее руке, малыш испытывает недоверие
к коварной тетке. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ФУНКЦИИ. Его далеко не всегда осуществляет то полушарие, которое
эффективнее перерабатывает информацию. Так, подсчет яблок, которые
Петя отдал Коле, обеспечивается работой лобных отделов левого полушария,
а удержание внимания на этой задаче – забота лобных отделов правого. СУММИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
В основном этот тип взаимодействия
касается восприятия зрительных, слуховых и тактильных стимулов. ПЕРЕНОС ИНФОРМАЦИИ. Если ребенок ударил по мячу правой ногой, об этом на всякий случай должен
узнать весь мозг. Вдруг хитрый соперник ответит ударом слева? ВОЗБУЖДЕНИЕ. Доказано, что первыми на зрительную информацию
реагируют затылочные отделы правого полушария. Однако довольно скоро
к ее обработке подключаются симметричные отделы левого. Одно полушарие хорошо, а два – лучше! ТОРМОЖЕНИЕ. Если одна рука ребенка тянется к конфете, то к другой
руке из противоположного полушария
поступает «просьба» оставаться на месте, чтобы хищения из вазочки не принимали особо крупных размеров.
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ
Описанные выше процессы межполушарного взаимодействия начинаются с теплых, дружеских
отношений между парными частями тела – глазами, ушами, руками и ногами ребенка. Поскольку
про левую и правую руки написано уже достаточно, остановимся
на оставшихся «дуэтах». Точно так
же, как левое полушарие головного мозга отвечает за правую руку,
оно принимает информацию от
правой ноги, уха и глаза. Соответственно, правому полушарию достается левая половина тела. Поскольку мозолистое тело помогает
распределить обязанности между
парными органами, с 5 лет у большинства детей уже можно определить ведущие глаз, ухо и ногу. Это
«лидерство» теперь будет относительно постоянным, изменяться
оно сможет лишь под воздействием требований окружающей среды
или после специального обучения.
Глаз.
Ведущий глаз берет на себя
выполнение таких важных задач,
как прицеливание, запечатление
зрительного образа при копировании, определение местоположения рисунка или букв на листе
бумаги, передача цвета и оценка
размера предметов. Он обладает
лучшей остротой зрения и более
высокой скоростью узнавания
знакомых объектов. Доминирование глаза, так же как и руки,
определяется уже к 3 годам: «глазость» напрямую связана с «рукостью» – большинство леворуких детей является левоглазыми,
а у праворуких, как правило,
лидирует правый глаз. Как определить ведущий глаз? 1. Покажите ребенку карточку из
бумаги зеленого цвета или лист дерева и попросите его посмотреть на них
каждым глазом по очереди. Ведущему
глазу зелень кажется более яркой и насыщенной.
2. Сверните в трубочку бумажный
листик и попросите чадо посмотреть
в эту своеобразную «подзорку». Тот
глаз, к которому детка приложит трубу,
и есть ведущий.
3. Самый сложный и в то же время
наиболее точный способ определения
«глазости» требует и от детей, и от родителей повышенной сосредоточенности. Дайте ребенку карандаш и попросите подержать его перед собой
вертикально, на вытянутой руке. Пусть
наследник попробует зрительно совместить карандаш с одной из стоек
оконной рамы или, например, ребром
шкафа. Когда детка сделает это, попросите его закрыть по очереди каждый глаз. Если ориентир не «убегает»
от карандаша, значит, малыш смотрит
на него ведущим глазом.
Ухо.
Ведущее ухо первым улавливает любую информацию, оно
лучше запоминает новые слова
и быстрее узнает те из них, которые ребенок когда-либо слышал. В то же время ведущее ухо
очень «капризно» – то проявляет свое доминирование, то ведет
себя так, как будто ни за что не
отвечает. Это связано с тем, что
речь малыша находится в стадии
развития – он пока еще только
учится выделять из услышанного
звуки и слоги. Лишь к 6-7 годам
ушам удается «договориться» друг
с другом о распределении ролей.
Как определить
ведущее ухо? 1. Посадите ребенка за стол и поло-
жите перед ним механические часы.
Затем попросите детку наклониться
и послушать, как они тикают. При вы-
полнении задания категорически нель-
зя пользоваться руками! То ухо, кото-
рым наследник прислушается первым,
и есть ведущее. 2. Окликните малыша, когда
он стоит спиной. Скорее всего, детка
повернется к вам ведущим ухом. 3. Скажите ребенку по три слова
на каждое ушко. Более точное запо-
минание характерно для доминирую-
щей стороны.
Нога.
Нейрофизиологи и нейро-психологи теряются в догадках,
почему ведущая нога так нерешительна: эта «привереда» долго
раздумывает, брать или не брать
на себя ответственность за поведение «хозяина», и окончательно определяется только к 16 годам. Кроме того, если в раннем
детстве подавляющее большинство ребятишек является правоногими, то ближе к подростковому возрасту они все чаще и чаще
встают с левой ноги. Если в 7 лет
левоногими можно считать около
10% девочек и 13% мальчиков, то
к 16 годам их становится соответственно 27% и 19%. Как определить ведущую ногу? 1. Попросите ребенка ударить по
мячу. Бьющая нога является ведущей. 2. Предложите наследнику забраться с коленками на диван, потом
слезть с дивана, сделать шаг вперед
и попрыгать на одной ножке. Ведущая
нога будет первой начинать все эти
действия. 3. Попросите малыша пройти 15–20
метров вперед. Если он отклоняется
от воображаемой прямой влево, значит,
у него ведущая правая. И наоборот. Важно помнить, что признаки доминирования, обнаруженные в
отношениях той или иной пары
органов, не являются абсолютными. Можно зафиксировать лишь
определенную склонность ребенка к тому или иному типу асимметрии. Чем младше карапуз,
тем более он симметричен. Так,
например, у 40% семилеток практически невозможно определить
ведущее ухо – такое впечатление,
что ушки на их макушках бодрствуют по очереди, показывая новые результаты при каждом тестировании.
НОГИ ВМЕСТЕ, РУКИ ВРОЗЬ
Несмотря на то что маленькому
ребенку далеко до сороконожки,
ему очень трудно скоординировать работу своих конечностей. Карапуз кричит: «Мамочка, лови
мячик!» – и попадает им в проходящую мимо даму с таксой.
Дама начинает ругаться, и испуганный малыш отбегает в сторону, спотыкаясь на ровном месте и плюхаясь точно на собачку.
Так через какие же этапы проходит формирование межполушарной асимметрии и чем чревато
ее недоразвитие?
Координация рук.
Движения рук
ребенка дублируют друг друга.
Если хватать игрушки двумя ладошками достаточно удобно, то
для того, чтобы рисовать или собирать пазлы, левая и правая
руки должны уметь работать по
отдельности и при этом не быть
совсем уж независимыми. Когда между руками нет сотрудничества, движения становятся
избыточными, и это приводит
к быстрому утомлению. Кроме
того, работа выполняется медленнее и недостаточно качественно, а некоторые действия
оказываются и вовсе недоступными. Попробуйте-ка залезть по
шведской стенке, одновременно
ставя обе руки на перекладины!
Упражнения:
«Котик точит когти». Предложите ребенку сжать одну ладонь в кулак и одновременно
распрямить пальцы на другой.
Непрерывно меняя руки, повторите упражнение не менее 10 раз.
«У вас все дома?» Левой рукой малыш похлопывает себя
по макушке, а правой круговыми движениями гладит живот.
Затем руки меняются.
«Туки-тук». Перекрещенные
руки лежат на коленях. Попеременно то правая ладонь ударяет по левому колену, то левая – по правому.
«Барабанщик». Попросите
карапуза простучать простой
ритм: правой рукой – два удара, а левой – один. Пусть руки
сначала стучат по очереди,
а потом попробуют делать это
одновременно.
«Художник-виртуоз». Предложите ребенку правой рукой
рисовать на бумаге круг, а левой – квадрат. Затем поменяйте
задания для рук.
У детей до 5 лет к одновременным
движениям руками часто добавляется непроизвольное открывание рта или высовывание языка.
Чтобы помочь карапузу разорвать эту ненужную связь, попросите его в первом случае при выполнении упражнений аккуратно
зажать язык зубами, а во втором,
наоборот, широко открыть рот.
Координация ног.
Дети, у которых имеются трудности в «содружественной» работе ног, не умеют
прыгать на одной ножке, плохо танцуют и неважнецки обращаются с мячиком. Например,
играя в футбол, ребенок не сможет сильно ударить по мячу, поскольку действовать будет не
только ногой, но и всем корпусом.
Упражнения:
«Цапля». Попросите чадо на
счет раз-два пройтись по комнате, высоко поднимая колени.
Для полного сходства с болотной птицей держите перед малышом игрушечную лягушку на
веревочке, до которой он будет
пытаться достать коленкой. Канкан. Обязательно научите ребенка танцевать этот веселый танец. Следите за тем,
чтобы малыш поднимал ножки
как можно выше – угол между
ними должен быть максимально большим. Наклоны. Карапуз делает шаг
вперед, одновременно наклоняясь к выставленной ноге.
Быстрое перешагивание в
прыжке через лежащую на полу
палку или натянутую веревку.
Координация движений рук и ног.
Любая сложная деятельность предполагает четкое разделение труда между руками и ногами. Без подчинения непослушных
конечностей невозможно ни
играть на музыкальных инструментах, ни шить на машинке, ни
водить автомобиль.
Упражнения:
Цыганочка.
Ребенок ставит
ноги на ширине плеч и опускает руки. Затем он дотрагивается
правой рукой до поднятого левого колена, возвращается в исходное положение, после чего
дотрагивается левой рукой до
пятки правой ноги (нога к тому
моменту должна быть согнута в
колене и отведена назад). Затем
рука и нога меняются и упражнение повторяется. Теперь остается лишь приобрести маленького
медвежонка на поводке, и можно
отправляться на заработки! «Партизан».
Предложите ребенку поползать сначала на
четвереньках, а потом попластунски. Следите за тем,
чтобы движения маленького партизана были четкими
и не слишком быстрыми. «Человек-паук». Обратите внимание, как ребенок забирается
по вертикальной лесенке или
шведской стенке. Если он передвигается приставными шагами,
поднимаясь только за счет активности какой-то одной стороны
тела (например, только правой
руки и правой ноги), попросите
его чередовать руки и ноги. «Канатоходец». Начертите на
земле прямую линию или положите на пол длинную нитку.
Попросите карапуза пройти по
импровизированному «канату»,
сохраняя равновесие. «Велосипед». Лежа на спине,
ребенок имитирует езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена.
Катание на настоящем самокате или велосипеде также развивает координацию рук и ног. Некоторых родителей огорчает, что
малыш отказывается сам крутить педали и предпочитает гордо восседать, обозревая окрестности, пока мама
выполняет роль
рикши. На самом деле даже
пассивное кручение педалей приносит большую пользу и
является хорошей
подготовкой для самостоятельной езды.
Зрительно-моторная координация.
Раскрашивание, рисование, освоение письма, лепка
и другие важные занятия требуют согласованной работы рук и
глаз. Особенно важна здесь координация между ведущим глазом
и ведущей рукой, ведь если она
отсутствует, то цветные росчерки в раскраске будут выходить
далеко за контур, буквы начнут скакать по строчкам, а уши у
пластилинового медведя и вовсе
окажутся на лбу.
Упражнения:
Делаем бусы. Нанизывание
бусин на леску или хотя бы сушек на веревку – самый первый этап тренировки зрительно-моторной координации. Одним
детям проще надевать предметы на неподвижную леску,
другим – вставлять леску в отверстия зафиксированных предметов. Не навязывайте свой способ действия! Пусть ребенок
делает так, как ему удобнее.
Мозаика. Выкладывание узора
из мозаики или поделки из конструктора – обязательные игры
в «рационе» малыша. Они принесут максимальную пользу,
если ребенок будет пользоваться нарисованным образцом.
«Школа художника». Обведение трафаретов и рисование по
пунктирным линиям позволяют карапузу овладеть богатой
палитрой самых разнообразных движений – именно поэтому эти задания так активно используют при подготовке руки
к письму.
Слухо-моторная координация.
Несмотря на то что родители
стремятся вырастить свободную
и самостоятельную личность, в
жизни этой самой личности время от времени возникают ситуации, когда необходимо быстро
реагировать на голосовые команды. Например, на соревнованиях игнорирование слов судьи
«На старт… внимание… марш!»
чревато проигрышем. Что уж
говорить о таких криках, как
«пожар!» или «ложись!». В экстренных случаях замедленная
слухо-моторная реакция может
стоить жизни!
Упражнения:
«Стоп-игра». Ребенок танцует или бегает по комнате под
музыку. Если мелодия внезапно прекращается, малыш мгновенно замирает.
«Продвинутой версией» этого задания является выполнение определенно-
го действия после наступления
тишины. Например, ребенок не
просто останавливается, а садится на коленки или два раза
хлопает в ладоши. «Левой-правой». На полу
в комнате расставлены в два
ряда кубики или другие не
очень крупные предметы. Малыш идет между ними и по команде собирает в мешок то левой, то правой рукой.
«Барабанщик». На радость соседям возьмите два барабана и
договоритесь с ребенком о том,
что он будет совершать один
или два удара в определенном
месте заданного вами ритма.
Зрительно-слуховая координация. Этот тип межполушарных
взаимодействий очень важен для
развития устной и письменной
речи. Если зрительно-слуховая
координация не сформирована,
ребенку трудно запоминать новые слова, писать под диктовку
и вспоминать прочитанное. Чтобы все эти задачи не вызывали
у него проблем, необходимо укрепить связь зрительных и звуковых образов.
Упражнения:
«Я знаю десять имен…»
Перебрасывая мяч, по очереди называйте с ребенком 10 мужских
имен, потом столько же женских (затем можно поиграть
в города, овощи, птиц и т. д.).
Лото. Соотнесение картинки
со словом расширяет словарный запас малыша и закрепляет
зрительно-слуховые связи.
«Холодно-горячо». Ребенок ищет спрятанный в комнате предмет, слушая инструкции
и подсказки взрослого.
По мере развития разных типов
координаций ведущие рука, нога,
ухо и глаз утверждаются в своей
лидирующей позиции, обеспечивая слаженную работу всех парных органов.
КАЖДОМУ СВОЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ межполушарной асимметрии показывают ее
связь с теми видами деятельности, в которых ребенку удается
достичь высоких результатов.
Среди юных футболистов и теннисистов наибольшим потенци-
алом обладают карапузы, у которых не выделяется ведущая
нога. Эти особенности позволяют им быстрее реагировать на
меняющуюся ситуацию на футбольном поле или корте.
Если протестировать гимнасток, то окажется, что большинство из них являются пра-
воглазыми и правоногими,
ведь, чтобы правильно приземлиться на мат, нужна скоординированность движений
с каждой стороны.
Те виды спорта, которые связаны с выдерживанием максимальных нагрузок (например,
подъем штанги или борьба),
лучше даются детям, имеющим
сочетание левой ведущей руки
и левой ведущей ноги с правыми ухом и глазом. Такая гремучая смесь позволяет опти-
мально распределять нагрузку
на разные отделы головного
мозга.

-->
-->