Mamochki.by

Лекарство от страха

Лекарство от страха
Я не трус, но я боюсь
Лев из сказки «Волшебник Изумрудного города» хотел, чтобы Великий и Ужасный Гудвин подарил ему храбрость. При всем уважении к царю зверей надеяться на то, что кто-то другой решит за тебя твою проблему, и есть типичная позиция труса. Если карапуз судорожно цепляется за вашу шею, когда вы по щиколотку заходите в воду, не дает снять дополнительные колесики с велосипеда, чтобы поучиться кататься без них, отказывается гладить собачку размером с голубя, это свидетельствует о том, что он не умеет справляться со своим страхом. Но столь неприятный вывод вовсе не является пожизненным диагнозом. С трусостью можно и нужно бороться! Главное – разобраться в том, какое лекарство для храбрости подойдет именно вашему малышу.
1. Таблетки
«Оцени-Плюс»
Когда ребенок не может решиться на то или иное действие, это свидетельствует о том, что он представляет себе исключительно негативные последствия будущего поступка. Например, малыш отказывается идти к стоматологу, потому что воображение рисует ему страшного дядьку с огромными железными клещами в руках. Что хорошего сулит встреча с этим садистом?! Правильно, ничего! Для того чтобы помочь карапузу пересилить себя, родителям нужно переключить его внимание на позитивные моменты, которые появятся в результате преодоления страха. Например, можно рассказать чаду о том, что после посещения поликлиники у него перестанут болеть зубы, он сможет нормально есть, и – главное – на ближайший год забыть о визитах к стоматологу. Обсуждая с ребенком подобные ситуации, постарайтесь следовать следующим рекомендациям:
выясните, что именно пугает малыша. Детское восприятие мира значительно отличается от взрослого: взрослым кажется, что ребенок обходит за километр деревенский пруд, потому что боится утонуть, а малыш на самом деле может опасаться живущих в воде крокодилов или водяного;
помечтайте вслух о том, как будет здорово, если ребенок преодолеет свой страх. Ваши слова должны звучать так же приторно и заманчиво, как реклама шоколада, например: «Когда ты окунешься в водичку, тебе станет приятно и прохладно. А если ты решишься отойти от берега, то сможешь увидеть красивых рыбок
(головастиков, пиявок)»;
покажите ребенку реальных людей, которые уже смогли насладиться всеми описанными вами радостями. Пусть наследник увидит, как нравится папе плавать и нырять в эту «опасную» воду. Дело в том, что оценка положительных результатов (пусть и чужих) помогает переключиться с эмоциональной реакции на рациональную. А такой переход, в свою очередь,
дает «трусишке» возможность
немного успокоиться и уменьшает
выраженность физиологических
проявлений страха;
не давите на ребенка. Дайте ему время проанализировать возможную пользу от смелого поступка. Подождите немного, а затем снова обратитесь к малышу с тем же предложением.
2. Жевательные пастилки «Горький опыт»
Каждый трусливый поступок оставляет отпечаток в душе ребенка. Карапуз расстраивается из-за того, что не смог достойно ответить на дразнилку, и переживает, что, испугавшись участвовать в конкурсе, упустил прекрасный приз. Эти неприятные воспоминания так или иначе наводят малыша на размышления о том, что он должен был вести себя «как-нибудь по-другому». Поэтому, когда ребенок снова оказывается в похожей
ситуации, решиться на «подвиг» ему бывает значительно проще. Для того чтобы помочь малышу научиться делать правильные выводы из собственных ошибок, помогите ему выделить главное в полученном опыте:
расспросите ребенка, о каких упущенных возможностях он жалеет. Если малыш сам предложит разумное решение проблемы, подробно обсудите с ним все детали, чтобы в следующий раз он мог смело следовать разработанному алгоритму. Например: «Когда Петров снова будет дразнить тебя «жирдяем», остановись, спокойно посмотри на него и холодно попроси повторить, что он сказал. Если Петров не испугается и повторит, назови его в ответ «дохляком»;
предупредите малыша о том, что абсолютно идентичных друг другу ситуаций в жизни практически не бывает. Ребенок должен быть готов к неожиданным поворотам и нюансам: например, его могут обозвать не «жирдяем», а «сарделькой», и сделает это не Петров, а Кукушкин, который ну никак не подходит под определение «дохляк»;
зафиксируйте переживания малыша: «Видишь, как тебе неприятно из-за того, что ты испугался». В следующий раз, когда ребенок струсит, вы сможете напомнить ему об этом разговоре и таким образом подтолкнуть к верному решению;
обида, жажда мести и зависть – конечно, нехорошие эмоции, однако именно их часто не хватает детям для того, чтобы суметь переступить через свой страх. Вспоминая «как он боялся» и подогревая в себе эти чувства, ребенок постепенно настраивается на активные действия. Поэтому, успокаивая малыша, родителям очень важно не перестараться: пусть у детки все-таки останется легкий неприятный осадок от собственного поведения.
3. Микстура
«В час по чайной ложке»
Представьте, что вас запустили в клетку с тигром, которого надо покормить, или посадили за руль «КамАЗа» и отправили на базу за керамзитом. Если вы никогда не делали ничего подобного, то, скорее всего, вас ждет сильнейший приступ паники. В то же время тысячи дрессировщиков и водителей грузовиков спокойно выполняют свою работу каждый день. Они ничуть не смелее вас – просто у этих людей есть опыт, благодаря которому они без проблем справляются с поставленными задачами. Так же и с детьми: дайте малышу возможность потренироваться в специально смоделированных ситуациях, и тогда со временем ему будет значительно проще преодолевать себя:
в отличие от взрослых дети очень чутко прислушиваются к своим физическим ощущениям, и это обстоятельство необходимо учитывать при адаптации ребенка к пугающей ситуации. Например, если малыш боится кататься на велосипеде, посадите его на велотренажер или дайте покрутить педали руками. Получив представление о новой деятельности, ребенок будет готов к следующим шагам;
от лабораторных экспериментов переходите к полевым испытаниям. Например, можно для начала прокатить ребенка на своем – взрослом – велике. А потом, когда наследник пересядет на детскую «машину», пару раз провезти его по площадке. Постепенно малыш привыкнет и решится попробовать покрутить педали самостоятельно;
перечислите ребенку те меры безопасности, которые он может предпринять, если что-то пойдет не так: например, налокотники и наколенники защитят его от сильных ударов при падении, а тормоз поможет вовремя остановить велосипед. Ощущение контроля над ситуацией придаст малышу смелости;
убедите ребенка не прятать голову в песок при появлении мнимой или реальной опасности, прежде чем он не изучит все детали ситуации. Допустим, встретив большую собаку, не нужно сразу бежать от нее сломя голову. Для начала стоит посмотреть, есть ли рядом с животным хозяин и держит ли он зверя на поводке;
учите кроху не только правильно вести себя в опасных ситуациях, но и предвосхищать их. Так, при общении с агрессивно настроенными сверстниками ребенку наверняка пригодится джентльменский набор грозных реплик и воинственных жестов.
4. Спрей
«Сделал и забыл!»
Существуют ситуации, в которых человек просто обязан преодолевать страх. Это касается и необходимости выполнять неприятные медицинские процедуры, и, скажем, спасения своей или чужой жизни. Очень важно с самого раннего возраста сформировать у ребенка правильные реакции на подобные моменты: малыш должен понимать, что в определенных случаях может быть только один-единственный алгоритм действий, и убегать с «поля боя» категорически нельзя:
– не оставляйте ребенку лазейки для того, чтобы он мог избежать требуемого поступка. Например, ни в коем случае не отменяйте визит к врачу, если малыш капризничает. Успокойте его и отправляйтесь в поликлинику: надо – значит надо; – придумайте или прочитайте сказку, в которой герои делали только то, что они хотели, и в результате серьезно поплатились за свое поведение. Подойдет, например, «Праздник Непослушания» Сергея Михалкова. Чувство долга – один из главных мотивов преодоления страха: чем лучше оно развито у ребенка, тем реже он трусит. – определите круг домашних обязанностей, которые малыш должен будет регулярно выполнять. Постоянно преодолевая лень и нежелание, он научится легче справляться и со страхом.
5. Бальзам
«На сердце»
Герою полагается награда – так что взрослым не следует «зажимать» причитающиеся ребенку комплименты и подарки. Пусть он знает, что за бесстрашное поведение ему причитается какой-нибудь прекрасный приз. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его юный рыцарь или отважная амазонка совершали подвиги бескорыстно. Но до этого уровня героического самосознания требуется еще дорасти, а для начала карапуз должен обрести элементарное самоуважение и почувствовать вкус победы:
не скупитесь на похвалы после каждого проявления смелости: «Потрясающе! Ты не испугался этого огромного ужасающего жука!» или «Какая ты молодец, что согласилась читать стихи на празднике!»;
в присутствии ребенка рассказывайте родным и друзьям о том, на какие фантастические подвиги он способен. Признание публики – мощный стимул для проявления смелости;
поднимайте самооценку малыша не только после бесстрашного поступка, но и до него. Подобным образом тренеры обычно заводят боксеров перед поединком: «Ты ему покажешь, кто тут главный! Он будет лежать на лопатках!» Демонстрируя свою уверенность в том, что ребенок не станет трусить, вы тем самым не оставите ему выбора. Не смотря на то что родительские ожидания принято считать далеко не самым этичным способом манипуляции, в борьбе со страхами они будут более чем уместны;
заметив, что ребенок колеблется, вспомните его достижения в аналогичных ситуациях. Ваши рассказы придадут малышу уверенности: «Если я смог сделать это тогда, сумею и сейчас!»
Причины и следствия Продолжительное переживание страха связано с активностью так называемого парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Парасимпатические реакции усиливают работу кишечника и неприятные ощущения в животе (именно этим вызвана пресловутая «медвежья болезнь»), снижают температуру и артериальное давление и замедляют ритм дыхания. Умение отслеживать и контролировать свои физиологические реакции поможет справиться с парализующим страхом. Предложите малышу потереть друг о друга ладошки, сделать несколько глубоких вдохов, подвигать руками и ногами: эти нехитрые манипуляции успокоят «трусишку», и он станет значительно более решительным.
6. Капли
«Чужой пример»
Дети склонны судить о чувствах окружающих исключительно по внешним проявлениям, которые далеко не всегда получается правильно расшифровать. Например, наглого ровесника ребенок обычно считает сильным, а драчливого – смелым. Постарайтесь объяснить малышу, что его выводы ошибочны. А помогут вам в этом мультики, фильмы и книги, в которых хорошо видны переживания и размышления персонажей:
расскажите крохе о героях Великой Отечественной или войны 1812 года. Эта информация расширит представления ребенка о границах человеческих возможностей: что такое удаление зуба по сравнению с огнестрельными ранениями солдат;
понаблюдайте за тем, с кем из героических персонажей идентифицирует себя ребенок. Тогда в минуты душевной слабости вы сможете невзначай упомянуть о том, что Добрыня Никитич никогда не боялся лазить по канату или кувыркаться через голову;
не упрекайте малыша, если он чего-то пугается, и тем более никогда не называйте «трусом». Наоборот, удивляйтесь, почему такой смелый человечище не решается кататься на роликах без поддержки;
поделитесь с ребенком собственными страхами и опытом их преодоления. Расскажите свою историю так, чтобы малыш смог проследить, как менялся ваш настрой в процессе принятия решения: «Сначала, когда я увидела мальчишек на площадке, то хотела попросить маму пойти гулять в другое место, но потом подумала: «Почему я должна уходить из-за них?» Я сделала вид, что они меня совсем не интересуют!»
7. Пилюли
«Трезвый взгляд»
В основе большинства детских страхов лежат мифы, проанализировать которые без помощи взрослого ребенок просто не в состоянии. Услышав от кого-то, что ночью в комнату слетаются злые привидения, малыш может категорически отказаться спать в одиночестве и эмигрировать в родительскую спальню. Чем больше карапуз будет знать об опасной ситуации, тем адекватнее он ее оценит:
помогите ребенку отделить реальные опасности от мнимых. Так, просьба «не пей больше, а то лопнешь» – это всего лишь образное выражение. А хорошо всем знакомое «не бегай – разобьешься» – есть не что иное, как проявление бабушкиного страха, не имеющего никакого отношения к реальности;
досконально изучите источник опасности. Прочитайте книги о том, что привидений не существует, посмотрите соответствующие мультики и т. д.;
если опасения ребенка обоснованы, заверьте его в том, что вы будете рядом и поможете ему в сложной ситуации. Обязательно держите слово: пообещали придерживать малыша на шведской стенке, значит, ни в коем случае не отпускайте его без предупреждения;
помогите ребенку отнестись с юмором к беспокоящим его ситуациям, шутливо преувеличивая их опасность: «Да, это ужжжасно кусачий свитер! Он ест маленьких детей!» Вдоволь насмеявшись, детка вряд ли будет и дальше дрожать от страха.
Синдром жертвы
В 1872 году Чарльз Дарвин выпустил книгу под названием «Выражение эмоций у человека и животных», в которой доказал, что переживания – это такой же продукт эволюции, как и многие другие приобретения человеческого организма. Кошка, собака или обезьяна выражают страх примерно так же, как и люди. В то же время животные интуитивно «считывают» чувства той или иной особи по ее мимике и жестам. Вот почему хозяева собак часто говорят о том, что нельзя показывать страх перед их питомцами. По той же причине в психологии существует такое понятие, как виктимное (то есть жертвенное) поведение, провоцирующее других людей на агрессию.

-->
-->