Mamochki.by

Как зажечь звезду?

Как зажечь звезду?
НАСЛЕДНИК практически не
рассказывает вам о детсадовских
друзьях, лишь иногда с восторгом
сообщая о каком-то мальчике,
с которым дружат все-все одногруппники. И не только дружат,
но и делятся полдничными
вафлями за право встать с ним
в пару! К сожалению, ваш малыш – последний в очереди. По
его мнению, расстановка сил в
коллективе выглядит так: с одной
стороны, есть чудо-мальчик, которого все обожают, а с другой –
он, которого вообще никто не
любит или в лучшем случае не замечает. Не отмахивайтесь от этих
высказываний: это «наивное и
детское» представление сына или
дочки об иерархии в малышовом
коллективе довольно часто соответствует реальному положению
вещей.
Многие родители пытаются убедить детей в том, что популярность среди ровесников – это
пшик, временное явление и,
вообще, полная ерунда. Но на
самом деле в дошкольном возрасте степень принятия малыша
коллективом является показателем его успешности и умения
адаптироваться к окружающей
среде. Некоторые мамы и папы не
жалеют сил для борьбы с чарами
«ребенка-звезды», заставляющими наследника чувствовать себя
отверженным. И такое поведение
вполне объяснимо: во-первых,
взрослых возмущает тот факт,
что их сокровище не обладает
столь высокой популярностью, а
во-вторых, у многих родителей,
не пользовавшихся успехом в
детстве, в глубине души до сих
пор живет обида, которую они
бессознательно вымещают на кумире своего чада.
В этой бескомпромиссной войне
мамам и папам ни в коем случае не стоит забывать о том, что
главной целью боевых действий
должно стать укрепление популярности собственного ребенка.
ОТВЕРЖЕННЫЕ
Прежде чем начать работать над
повышением «социального статуса» детки, необходимо понять,
почему его сторонятся ровесники. Некоторые родители склонны
приписывать неудачи в общении
«нестандартной» внешности ребенка или его чрезвычайно высокому интеллекту, который не
способна оценить «серая масса»
одногруппников. Эти иллюзии
нередко мешают проанализировать истинные причины неприятия малыша сверстниками! Посмотрите, сколько обаятельных
толстячков, общительных «дылд»
и эрудированных «очкариков»,
успешно собирают вокруг себя
толпы любопытных слушателей.
Детские психологи выделяют у
малышей несколько личностных
качеств, которые способны затруднить их общение с другими
детьми.
Эгоизм. Все дети (впрочем, как и
взрослые) – эгоисты, но если малыш
совершенно не пытается скрывать
этот факт, у окружающих его ровесников возникают сомнения в том, что
они ему интересны. Эгоист обладает
половинчатым видением жизненных
ситуаций: например, карапуз приносит в детский сад красивую игрушку,
предвкушая, как одногруппники потеряют дар речи и умрут от зависти. Он
даже не задумывается о том, что «выжившие» ребята настойчиво потребуют поделиться с ними или просто
отнимут у него объект всеобщего восхищения. В общении со сверстниками
эгоистичный ребенок сталкивается с
эффектом бумеранга: не получая от
него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие
и к его собственным чувствам.
Агрессивность. Частые вспышки
гнева и любовь к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно
настроенных ребят. Впрочем, в некоторых случаях поведение малыша может
лишь казаться агрессивным, а, по сути,
являться проявлением яркого темперамента или неумением контролировать
свою силу. Ребенок хочет обнять друга,
но лицо последнего почему-то синеет
на глазах, или, например, наследник,
заигрывая с девочкой, дергает ее за
косичку – и вот незадача, косичка остается у него в руке.
Обидчивость. Привычка малыша постоянно выяснять отношения
и пускать слезу по любому поводу
приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться.
Поначалу обидчивый ребенок рассчитывает на то, что все помчатся его
утешать, но через некоторое время
друзья перестают поддаваться на манипуляции. Маленькому страдальцу
остается лишь с тоской наблюдать за
игрой компании, которая прекрасно
обходится без него.
Пассивность. Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям и излишняя
восприимчивость к чужому давлению не позволяют ребенку завоевать
уважение сверстников. Сегодня дочка
дружит с Лизой, а завтра, услышав,
как мальчишки скандируют «Лизаподлиза!», весело повторяет дразнилку за ними. Кроме того, малыш не
может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем
занять себя в одиночестве, и потому
нещадно «липнет» к другим детям.
Законы реальности неумолимы – прилипшее всегда хочется отлепить.
Застенчивость. Само по себе
это качество не отталкивает сверстников. Наоборот, бойкие ребята
частенько берут стеснительного малыша под опеку. Однако если карапуз
настолько застенчив, что в коллективе чаще всего закрывает рот на замок,
это может привести к серьезным проблемам.
ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ
В чем же секрет популярности
некоторых детей? Попробуем выделить несколько правил эффективного общения.
Позитивный настрой. Помните, в
старом мультике про Крошку Енота
мама советовала своему сыну «улыбнуться тому, кто сидит в пруду»? Это
правило справедливо не только для
енотов: постоянно демонстрируя дружелюбие и желание общаться, ребенок
естественным образом вызывает у
окружающих положительные эмоции.
Понимание чужих переживаний.
«Ребенок-звезда» очень наблюдателен и внимателен к чувствам
других. Разговаривая
со сверстниками, он вслушивается в интонации и
«считывает» эмоциональное состояние по мимике
и жестам. Эта способность
позволяет карапузу предугадывать реакции других детей,
и поэтому он крайне редко попадает
впросак. Например, задумав угостить
друзей конфетами, он никогда не станет делать это при всех одногруппниках: им ведь будет обидно! Малыш,
пользующийся популярностью, умеет
выслушивать своих приятелей и, не
раздумывая, предлагает им помощь.
Контроль за своими
эмоциями.
Несмотря на свою
«звездность», популярный ребенок
не страдает «звездной болезнью»
или, по крайней мере, тщательно контролирует проявление ее симптомов.
Он умеет сдерживать гнев, прекращает шалить, когда кто-то из друзей просит: «Ну хва-а-атит!» –
и в случае ссоры никогда не лезет в
драку, пытаясь договориться мирно.
Его нелегко сбить с толку грубостью
или проявлением пренебрежения.
Чувство юмора.
«Звезда» умеет
рассмешить окружающих и получить удовольствие не только от
произведенного эффекта, но и от
самого процесса. Пародируя походку нянечки, несущей кастрюлю с
кашей, или изображая девочку, испугавшуюся ящерицы, такой ребенок
легко становится Человеком дня.
Одногруппники ходят за ним по пятам
и снова и снова просят повторить эффектный номер. В то же время малыш
использует чувство юмора не только
для того, чтобы развлекать себя и
окружающих. Умение видеть смешное помогает ему легко выходить из
конфликтных или неловких ситуаций.
РАСПЛАТА ЗА ПОПУЛЯРНОСТЬ
Не нужно думать, что «звезды» – это абсолютно счастливые дети.
Несмотря на все плюсы, популярность накладывает на характеры
малышей и весьма негативный отпечаток.
Развивается повышенная социальная желательность. Проще говоря,
ребенок старается быть хорошим для
всех и часто делает добро напоказ,
ради похвалы.
Окружающие садятся «звезде» на
шею, а он, боясь испортить репутацию, ни в чем не может им отказать.
Ребенок пользуется своим «звездным» положением, манипулирует
приятелями, рассчитывая на то, что
такому «обаяшке» никто не откажет.
Привыкнув к популярности, детка
будет сильно переживать, если в новом коллективе (например, в школе)
место «звезды» окажется занятым.
Поскольку быть хорошим для всех
невозможно, у карапуза часто возникают тревоги и обиды из-за того,
что он кому-то не понравился. Такие
случаи переживаются довольно
сильно, но ради сохранения образа
человека-праздника малыш подавляет все негативные ощущения в себе
и не дает им выхода. Эти невысказанные и непроговоренные ситуации
могут привести к неврозу.
Демонстрация
самодостаточности.
Большинство популярных детей вовсе не
стремятся к тому, чтобы быть лидерами в коллективе. «Звезда» – это
человек-праздник, а лидер – функционер, который должен ежедневно
что-то кому-то доказывать, покорять
все новые высоты и конкурировать с
соперниками. Популярному ребенку
нравится, что его любят, и он не хочет
омрачать эту идиллическую картину
борьбой за власть.
Гибкость мышления.
Умение рассматривать любую ситуацию с разных сторон позволяет «успешному»
ребенку быстрее остальных реагировать на происходящее вокруг
и приспосабливаться к меняющимся
условиям: к новой воспитательнице,
громоздкому карнавальному костюму
или правилам незнакомой игры. Такой
малыш без предубеждения относится к детям, чем-то отличающимся от
большинства окружающих его ребят,
или к обладателям нехорошей репутации – драчунам, жадинам, ябедам
и т. д. В психологии принятие других
людей считается одним из главных
компонентов эффективного общения.
Вот почему «ребенок-звезда» может
пользоваться одинаковой популярностью и у образцово-показательных
детей, и у хулиганов.
Стремление
к компромиссам.
«Звезда» всячески избегает прямых конфликтов
и умеет (по крайней мере, всегда
пытается) находить компромиссы. Например, если такой ребенок
не поделил с приятелем качели, он
обязательно попробует договориться
об очередности качания, вспомнит
случаи, когда он уже уступал в аналогичной ситуации, или прикинет, нельзя ли поместиться вдвоем на одном
сиденье. При этом, понаблюдав за
деткой, вы заметите, что он далеко не
всегда идет на уступки. Если придется
все-таки освободить качели, карапуз
сделает это с таким видом, как будто
вовсе и не интересуется подобными
развлечениями для малышни, и с
азартом начнет штурмовать горку.
В результате у соперника возникнет
чувство, что он ошибся с выбором!
Развитая речь.
Для того чтобы реализовать все вышеперечисленные
качества, ребенок должен очень
хорошо разговаривать и получать
от этого процесса настоящее удовольствие. Популярные детки, как правило, могут легко поддержать беседу на
любую тему.
ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ СМЕСЬ
Как превратить в «звезду» карапуза, совершенно не пользующегося популярностью? Выражаясь
астрономическим языком, не следует сразу замахиваться на репутацию «желтого гиганта» – начните с «голубого карлика», а дальше
ребенок сам сможет наращивать
силу своего сияния. Попробуйте
воспользоваться нашей зажигательной смесью, приготовленной
по особому рецепту.
Щепотка родительской
мудрости
Когда наблюдаешь за детьми, находящимися в центре
внимания сверстников, невольно задумываешься над тем, откуда у маленького ребенка взялась
такая дипломатичность, деликатность и мудрость? Важную роль в
социализации малыша играет его
темперамент: как правило, подавляющее большинство «звезд»
– сангвиники. Кроме того, очень
важна и тактика внутрисемейного общения: наследник смотрит
на то, как его родители общаются
между собой и с друзьями, и перенимает их манеру. Психологические исследования показывают,
что среди маленьких «звезд»
преобладают вторые и третьи
дети, нарастившие силу своего
обаяния, тренируясь на братьях
и сестрах. Есть и еще один очень
важный фактор: чем больше и
доброжелательнее мать разговаривает с наследником, тем проще
ему будет коммуницировать с посторонними людьми, в том числе
и со сверстниками. В общем, если
ваша детка не пользуется у малышни успехом, первым делом
поразмышляйте о том, есть ли у
него перед глазами положительным пример для подражания.
Старайтесь не показывать
свои негативные эмоции по
отношению к чужим ребятишкам. Да, эта противная Дашенька
опять сыплет песок за шиворот
вашему ребенку! Ужасно раздражает, конечно, но надо сдержаться! Широко улыбнитесь и тихо
прошипите, что песочком кидаться нехорошо, а потом повторите
то же самое, повернувшись лицом
к Дашенькиным родителем. Теперь можно вытряхнуть остатки
грунта из-за воротника наследника и предложить ему делать
куличики на противоположной
стороне песочницы.
Не вмешивайтесь в детские
конфликты без крайней необходимости. Если вы чувствуете,
что требуется ваше участие, берите на себя роль посредника,
но ни в коем случае не обвинителя: слишком активно защищая
своего ребенка, вы мешаете ему
научиться слушать и понимать
противника.
Обсуждая знакомых детей,
избегайте однозначных оценок: «Вася – жадный мальчик»
или «Наташа – капризная девочка». Подобные формулировки
затрудняют формирование позитивных установок по отношению
к ровесникам.
Поощряйте любую инициативу ребенка в общении. Ну и
что, что новый приятель старше
на 5 лет? Не важно и то, что завтра он переезжает в другой город.
Заводя новые знакомства, малыш
получает возможность исправить
прошлые ошибки, приукрасить
свою биографию и умолчать о досадных оплошностях.
Не одергивайте дочку или
сына при других детях. И замечаний не делайте! Ведь таким
образом вы нанесете удар по
авторитету детки, который и без
того не слишком высок. Люстра,
разбитая в гостях, как известно,
дело житейское, главным для вас
должен быть тот факт, что ребенок вдруг оказался принятым в
общую игру.
Полстакана детской
инициативы
Надеваем розовые очки.
Не торопитесь сообщать ребенку
о том, что мир жесток и несправедлив. Настороженность убивает детскую непосредственность,
без которой невозможны спонтанные знакомства и быстрое
переключение с одних игр на
другие. Обсуждая какое-то событие, помогайте малышу увидеть
в нем как можно больше плюсов.
Например, если дочка безуспешно пытается найти в квартире
кукольное платье, обратите ее
внимание на то, что в игрушечном шкафчике теперь освободилось место для новых туалетов,
или, сообщите, что наряд вовсе
не потерян, а просто отдан в химчистку.
Повышаем чувствительность. Научите малыша определять чувства и намерения других
людей по мимике. С этой целью
можно поиграть в такую игру:
вы изображаете какую-то эмоцию, а ребенок угадывает, что вы
чувствуете. И наоборот – малыш
кривляется, а вы определяете по
гримасам его настроение. Активно применяйте мимические
средства в ежедневном общении:
если вы недовольны поведением
детки, вместо того чтобы громко
возмущаться, тихонько позовите
его и удивленно поднимите брови, мол, «это что такое?».
Анализируем намерения
других. Наблюдайте вместе с
ребенком за другими детьми на
площадке. Обращайте его внимание на последовательность событий, происходящих с объектом
наблюдения: допустим, мальчик,
отнимающий у девочки игрушку,
со стороны может восприниматься сущим злодеем. Однако если
знать о том, что до этого момента
«жертва» грозилась забросить
предмет спора на крышу беседки,
симпатии окажутся на другой
стороне.
Ускоряем реакцию. Многие
«непринятые» дети склонны
чрезмерно фиксироваться на мелочах, не успевая за сменой настроения ровесников. Устройте
дома дискотеку с разнообразной
музыкой, сильно отличающейся по темпу и жанру. Попросите
ребенка придумывать новые движения для каждой мелодии. Постепенно делайте музыкальные
отрывки все короче и короче.
Ищем точки опоры. Ошибка
многих непопулярных детей заключается в том, что они воспринимают ровесников как однородную массу, причем враждебно
настроенную. Помогите наследнику понять роль каждого из
приятелей и выделить среди них
наиболее дружелюбного.
Распределяем внимание.
Дети склонны делать далеко идущие выводы: получив отказ от
тех, кто им интересен, они, как
правило, заявляют: «Со мной вообще никто не хочет дружить».
Обратите внимание малыша на
то, что, возможно, он точно так
же игнорирует кого-то, кто был
бы не против пообщаться с ним
самим.
Обогащаем речь. Поиграйте
с ребенком в игру «Да» и «нет» не
говори, черное и белое не бери».
Или попробуйте на любую деткину фразу отвечать вопросом:
«А почему?» Такие упражнения
научат чадо не ограничиваться
простыми предложениями, а вести долгий, развернутый диалог.
Учим шутить. Для начала помогите ребенку увидеть что-то
забавное в самых заурядных ситуациях и предметах (например, щетина зубной щетки похожа на при-ческу папы, который только что
проснулся, и т. д.). Не запрещайте
малышу кривляться и дурачиться – пусть пробует себя в разных
комических образах. Устройте
семейный вечер анекдотов, а потом попросите ребенка позвонить
бабушке и пересказать ей самое
смешное из услышанного.
Вселяем надежду. Какие бы
серьезные проблемы в общении
ни испытывал ваш малыш, укрепляйте его веру в то, что эти неудачи – явление временное и для
того, чтобы изменить положение
дел, ему нужно сделать всего
лишь несколько шагов навстречу
тем, кто ему интересен.

-->
-->