Mamochki.by

Говорящие картины В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА психологи начали использовать детские рисунки в качестве источника информации о переживаниях ребенка и его восприятии мира.

Говорящие картины В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА психологи начали использовать детские рисунки в качестве источника информации о переживаниях ребенка и его восприятии мира.
Логика исследователей была проста: если карапуз не может сформулировать то, что думает и чувствует, словами, значит нужно изучать его творчество. Наибольшую популярность обрели такие методики как «Рисунок семьи», «Дом–Дерево–Человек» и «Рисунок несуществующего животного».
К сожалению, как и всякое модное веяние, некоторые приемы интерпретации детских рисунков грешат радикализмом. Более того, многие крайности в толковании каракулей перекочевали из психологического сообщества в родительские массы и обрели сакральный смысл. Например, если розовощекий карапуз рисует исключительно черным цветом, мамы и папы начинают подозревать, что у ребенка депрессия, даже в том случае, если он хохочет с утра до вечера. Так что же можно увидеть в детском рисунке и как правильно его «читать»? ПАЛКА, ПАЛКА, ОГУРЕЧИК Каждое из многочисленных психологических направлений предлагает свой алгоритм интерпретации детского рисунка, однако все методики отличаются излишней буквальностью и в чем-то похожи на карточные гадания. Так, в некоторых руководствах можно прочитать следующие рекомендации: «Обращайте внимание на разрывы контура при рисовании. Разрыв при рисовании головы справа символизирует восприимчивость к мнению социального окружения, а слева – податливость к давлению семьи». Откроешь такую книгу и сразу веет благовониями и слышится бормотание ясновидящей: «Вижу, красавица, что ждет тебя дорога к казенному дому». Эти литературные источники сейчас имеют преимущественно историческую ценность (хотя большинство интернетресурсов выдает их за новейшие психологические взгляды).
Современные специалисты воспринимают рисунок ребенка не как зеркало его души, а всего лишь как отблеск деткиных переживаний, указывающий на тот или иной круг проблем.
Даже самая живописная «каляка–маляка» не должна подвергаться анализу без учета:
возраста, интеллекта и уровня графических навыков малыша;
пояснений ребенка к рисунку; реальных событий, происходящих в жизни карапуза.
Интерпретация осложняется еще и тем, что рисунок может как напрямую отражать действительность, так и в символической форме выражать детские страхи или мечты. На что же следует обращать внимание, рассматривая рисунок сына или дочери? 1. Структура рисунка Любуясь очередным шедевром чада, внимательно рассмотрите, где расположен каждый персонаж, сколько он занимает места, как далеко находится от других. Так, если ребенок нарисовал вашу семью, проверьте, все ли домочадцы запечатлены на «полотне». Как правило, малыш «забывает» того родственника, к кому испытывает негативные эмоции или равнодушен. Не изображая кого-то из родных, ребенок в символической форме как бы устанавливает гармонию в семье.
Чаще всего на рисунке отсутствуют братья или сестры под тем предлогом, что на листе не хватило места. Интересно, что дети, которые являются единственными в семье, иногда «расширяют» состав близких за счет домашних животных, дальних родственников, друзей или даже киногероя. Никак не угодишь этим капризулям: есть братик – плохо, нет братика – тоже плохо!
Обратите внимание и на размер персонажей. Самая крупная фигура на листе, как правило, самая главная. Собственно, это и есть та цель, ради которой малыш взял в руки карандаш или кисточку. Однако интерпретировать данный показатель можно только в сочетании с анализом манеры изображения героя. Так, густо заштрихованный волк, занимающий столько места, что у бедного зайчика остаются недорисованными лапы, – персонаж, которого ребенок боится. А крупная мама в роскошном сарафане с цветочками и рюшечками – это просто самая любимая мама.
У психологов на эту тему есть шутка: «Чем ближе Новый год, тем крупнее на детском рисунке мешок с подарками».
Не стоит придавать слишком много значения тому, в какой части листа расположено изображение. Из-за несформированности пространственных представлений малышам довольно трудно ориентироваться на бумаге. Вы получите гораздо больше информации, если обратите внимание на то, изображены ли персонажи группами или расположены отдельно, держатся ли они за руки и кто к кому повернут лицом. 2. Графические особенности рисунка В психологии cередины ХХ века сформировался своеобразный культ цвета. Черный и серый были объявлены депрессивными, красный – агрессивным, зеленый – спокойным. Такие представления были связаны со стремлением специалистов найти как можно больше однозначных корреляций между стимулами окружающей среды и реакциями человека.
От этой теории давно отказались, но некоторые психологи по-прежнему хватаются за грудь в поисках сердца, увидев изображение фиолетовой девочки с коричневым пятном на голове под названием «Красная Шапочка».
К счастью, малыши не обременены лишними знаниями, поэтому проявляют живой интерес ко всем цветам и оттенкам, и делают это, как положено истинным исследователям, последовательно. Например, многие дети проходят через стадию любви к черному.
Почему? Потому что черный – самый контрастный цвет по сравнению с белым листом. Повозишь желтым или розовым карандашом – почти ничего не видно, а черным черкнешь разочек и – вуаля! – автограф на белом диване на всю жизнь! Поэтому стоит обращать внимание не столько на выбранный цвет, сколько на закономерности его использования. Так, одинаковая расцветка одежды у нарисованного мальчика и изображенного рядом дедушки может указывать на идентификацию ребенка с ним.
Важной особенностью рисунка является проработка деталей.
Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком или вымышленным персонажем отражаются в виде концентрации ребенка на его рисовании. Сюда относятся всевозможные «украшательства», подробная прорисовка, использование разнообразных цветов. И, наоборот, негативное отношение к герою приводит к схематичности и незаконченности его изображения.
Следует различать детали, несущие смысловую нагрузку, и стереотипы, привитые ребенку в процессе обучения рисованию.
Так, если рисунок носит откровенно агрессивный характер, пусть вас не вводит в заблуждение улыбка людоеда, поедающего живых принцесс, и солнышко, освещающее все это безобразие. 3. Процесс рисования Если вы присутствуете при рождении шедевра, то имеете возможность проследить за:
последовательностью рисования персонажей
последовательностью рисования деталей
моментами, в которые юному дарованию требуется что-то исправить или стереть
паузами и повторным возвращением к уже нарисованным объектам или деталям.
Большое значение имеют комментарии художника и название его полотна. Во-первых, потому что без пояснений далеко не всегда понятно, что именно нарисовано. А во-вторых, название рисунка отражает отношение к нему автора. Например, картина «Самолет, в котором девочка летит на море» и акварель «Самолет с бомбами» внешне могут выглядеть совершенно одинаково.

-->
-->