Mamochki.by

Учиться быть родителем Вы готовитесь впервые стать родителем и не знаете, с чего начать? Прислушиваетесь к советам друзей, которые сами не так давно «обзавелись» малышом; читаете уйму литературы (хорошо, что достать ее – уже давно не проблема); проводите часы в Интернете, судорожно ища ответ на такой волнующий вопрос… Даже – в кои-то веки! – спрашиваете совета у родителей! Не помешает, конечно. Но попробуйте пойти немного другим путем. Представить себя ребенком Остановитесь на мгновение. Глубоко вдохните. Расслабьтесь. И постарайтесь представить себя ребенком (как показывает опыт, мужчинам это почему-то всегда дается проще. Если вы – молодая мама или только собираетесь ею стать – призовите на помощь благоверного. Вернитесь в детство вместе!). Итак, вам – два года. Возможно, и немногим больше. Родители – самые важные люди в вашей жизни. Они – ваш мир, ваша Вселенная. Ни с кем другим не бывает так хорошо и спокойно. И если вы иногда и позволяете себе «недостойное» поведение (истерику посередине улицы, или, того хуже, кусание-царапанье), то только потому, что они не хотят или не могут понять: ваша жизнь не так безмятежна, как может показаться. Взрослые – они ведь странные. Готовы найти любое оправдание подросткам – гормоны, неприятие старших, поиск себя в этой нелегкой жизни. Но неужели тем, кому уже «стукнуло» тринадцать-четырнадцать – сложнее?! С какими такими особыми переменами они сталкиваются? Каждый день – одно и тоже: школа, дополнительные занятия и не забыть нагрубить старшим. Совсем другое дело, вы. Только за два года (между 1 и 3) были «освоены» горшок, язык и прямохождение. Где же заслуженные аплодисменты?! И что делать с нереализованными амбициями?! Если бы только они – родители – могли представить себя за рубежом без знания языка… Или, еще лучше – вообще глухонемыми… А так хочется дотянуться до iPhone-126, расположенного на недоступной из-за малого роста полке… Что бы они сделали? Как бы объяснили, что социальное общение – вещь, требующая целеустремленности Юрия Гагарина и спокойствия Капитана Врунгеля? С вашей склонностью к скалолазанию, активным видам спорта и поиску приключений вам ничто не мешает стать космонавтом. Но вот, что делать с неумением делиться, которое уже стало головной болью? Как понять и принять потребности других людей, если все вокруг считают, что с этой способностью вы обязаны были родиться? И не обижаться, если забрали игрушку за несказанное «спасибо» или «пожалуйста» или не сделанную вовремя уборку? Они не понимают: нужно повторять. Мягко и настойчиво. Пусть и сто раз – до тех пор, пока, пока не запомнится. Вы же – маленький. Вам – пока еще – можно! учиться быть родителем Каким образом убедили, что ваши капризы и приступы непослушания имеют место не от вредности характера, а от стремления обратить на себя внимание (хотя бы негативного, если другого не достается)? Это внимание, как воздух, необходимо вам двадцать четыре часа в сутки. Сразу утомляются, раздражаются, а позже плачут – почему дети со своими проблемами идут куда угодно, но не к ним! Как бы заставили принять вас, такого импульсивного, не умеющего сосредоточиться, успокоиться и сидеть часами на месте? Приучить не наказывать за истерики, а искать их причину, устранять и … обнимать «бунтаря», только этого и ждущего? Не раздражаться, если не запоминается что-то с первого раза – ведь повторение помогает развивать речь, познавать мир и в дальнейшем, возможно, избегать опасностей! Не читать нотации, а являться примером поведения (такие странные: мои игрушки должны быть сложены, а сами вещи разбрасывают по всей квартире!)?! Не заставлять разочаровываться неэффективностью методов воспитания (крик и шлепки никого не исправили и ума-разума никому не добавили. Намного лучше, на самом деле, работает «метод» объятий и отвлечения, но взрослые об этом – почему-то – не догадываются!). И, наконец, как принудили бы выучить список слов и выражений, которые они никогда не должны произносить? Такая возможность, к сожалению, редко предоставляется детям в реальной жизни, но предположим, она у вас есть? Помощь примете? Что не должны говорить родители 1)«Перестань реветь!». Знакомо, наверное, многим. Словосочетание «мужчины – не плачут» и «глаза опухнут – будешь некрасивой» точно не поспособствуют успокоению и разрешению конфликта. Ребенок, как и взрослый, имеет право на выражение своих эмоций; пренебрежительное отношение к ним со стороны близких может разрушить веру в их значимость; создать неверное впечатление, что быть испуганным или расстроенным – это плохо. Неужели намертво «приклеенная» к лицу улыбка – лучше? И почему никому из нас не приходит в голову подобным образом утешать подругу или маму?! 2)«Поторопись!». Утро – катастрофа для любой семьи, где оба родителя – работают. Бессмысленно подгонять малыша душераздирающим: «Если я опоздаю, меня уволят!». Чтобы ускорить процесс сбора, лучше с вечера подготовить все необходимое; рассказать ребенку, как важно уметь быстро собираться. Если его все время подгонять – не важно, перед выходом или во время покупок в магазине – у него возникнет и будет накапливаться чувство вины перед вами. «Нам пора идти» – нейтральная фраза, сказанная подчеркнуто спокойным тоном, настроит малыша на правильный лад без пагубных последствий для его психики. 3)«Ты такой…». Нельзя навешивать ярлыки, каким бы бессмысленным не казался поступок ребенка. «Ну как такой умный мальчик, как ты, мог поступить так опрометчиво»… Согласитесь, звучит несколько по-другому. Хотя тоже не панацея. Объясните без лишних эпитетов и сравнений со старшей сестрой-отличницей, в чем заключалась ошибка. В конце концов, у ребенка – родительские гены и воспитывали его мама и папа – так к кому же должны быть претензии?! учиться быть родителем 4)«Оставьте меня в покое!». Фраза, с помощью которой взрослые «отмахиваются» от слишком уж настойчивых чад. Последствия: четкая детская установка на то, добиваться желаемого – плохо, и что он вам мешает. Кто-нибудь мечтает вырастить аморфного замкнутого в себе подростка? 5) «Не трогай это!». Сказать можно: нельзя оставить без объяснения на доступном для ребенка языке. «Будет вава» – для годовалых. Старшим можно рассказывать об ожогах, ранках, инфекции. Дети будут слушать просто потому, что им дорого внимание! 6) «Почему ты это сделал?». Действия малыша часто спонтанны; он далеко не всегда способен дать вразумительный ответ на вопрос, зачем, например, он выбросил яблоки в окно (вдруг он второй Ньютон?), ударил соседскую девочку или съел кошкину еду. От того, что он почувствует себя сумасшедшим, легче ему не станет. Предложите ему варианты выхода сами и поясните, что так лучше больше не делать. 7) «Дождемся отца (маму)…». Никогда не стоит апеллировать к тому, кого в данный момент нет дома. Если ребенок провинился, отсутствующий родитель невольно превращается в палача, которого в агонии ждут с мыслью о грядущем наказании. Если проблема заключается в необходимости принятия важного решения другого плана, нерешительность того, кто находится с малышом, также подрывает авторитет в его глазах. 8)”Отличная работа!”или”Молодец!”. Что опасного может быть в похвале? Привыкание в случае, если она расплывчата, не обоснована и носит механический характер. Как избежать? Хвалить только те достижения, которые требуют реальных усилий. Не стоит обращать внимание, если ребенок каждый день создает десятки рисованных «шедевров». Но если вдруг ему удалось провести ровную, никак до этого не получавшуюся линию… Похвалу необходимо конкретизировать. Вместо”Отлично!”скажите: “Как хорошо сегодня ты подобрал цвета!”. Или: “Я вижу, у тебя и красками стало очень неплохо получаться!». Научитесь оценивать результат, а не ребенка: «Ты так хорошо себя вел! Я смогла быстро закончить работу. Чем бы ты хотел заняться сейчас?!”. Вы – опять ребенок. У вас есть еще пару минут для того, чтобы ответить и, заодно, выдать самый страшный детский секрет: объяснить родителям, что самое желанное, жизненно необходимое для вас – ощущение собственной нужности. Очнитесь… И постарайтесь не забыть.

Учиться быть родителем Вы готовитесь впервые стать родителем и не знаете, с чего начать? Прислушиваетесь к советам друзей, которые сами не так давно «обзавелись» малышом; читаете уйму литературы (хорошо, что достать ее – уже давно не проблема); проводите часы в Интернете, судорожно ища ответ на такой волнующий вопрос… Даже – в кои-то веки! – спрашиваете совета у родителей! Не помешает, конечно. Но попробуйте пойти немного другим путем. Представить себя ребенком Остановитесь на мгновение. Глубоко вдохните. Расслабьтесь. И постарайтесь представить себя ребенком (как показывает опыт, мужчинам это почему-то всегда дается проще. Если вы – молодая мама или только собираетесь ею стать – призовите на помощь благоверного. Вернитесь в детство вместе!). Итак, вам – два года. Возможно, и немногим больше. Родители – самые важные люди в вашей жизни. Они – ваш мир, ваша Вселенная. Ни с кем другим не бывает так хорошо и спокойно. И если вы иногда и позволяете себе «недостойное» поведение (истерику посередине улицы, или, того хуже, кусание-царапанье), то только потому, что они не хотят или не могут понять: ваша жизнь не так безмятежна, как может показаться. Взрослые – они ведь странные. Готовы найти любое оправдание подросткам – гормоны, неприятие старших, поиск себя в этой нелегкой жизни. Но неужели тем, кому уже «стукнуло» тринадцать-четырнадцать – сложнее?! С какими такими особыми переменами они сталкиваются? Каждый день – одно и тоже: школа, дополнительные занятия и не забыть нагрубить старшим. Совсем другое дело, вы. Только за два года (между 1 и 3) были «освоены» горшок, язык и прямохождение. Где же заслуженные аплодисменты?! И что делать с нереализованными амбициями?! Если бы только они – родители – могли представить себя за рубежом без знания языка… Или, еще лучше – вообще глухонемыми… А так хочется дотянуться до iPhone-126, расположенного на недоступной из-за малого роста полке… Что бы они сделали? Как бы объяснили, что социальное общение – вещь, требующая целеустремленности Юрия Гагарина и спокойствия Капитана Врунгеля? С вашей склонностью к скалолазанию, активным видам спорта и поиску приключений вам ничто не мешает стать космонавтом. Но вот, что делать с неумением делиться, которое уже стало головной болью? Как понять и принять потребности других людей, если все вокруг считают, что с этой способностью вы обязаны были родиться? И не обижаться, если забрали игрушку за несказанное «спасибо» или «пожалуйста» или не сделанную вовремя уборку? Они не понимают: нужно повторять. Мягко и настойчиво. Пусть и сто раз – до тех пор, пока, пока не запомнится. Вы же – маленький. Вам – пока еще – можно! учиться быть родителем Каким образом убедили, что ваши капризы и приступы непослушания имеют место не от вредности характера, а от стремления обратить на себя внимание (хотя бы негативного, если другого не достается)? Это внимание, как воздух, необходимо вам двадцать четыре часа в сутки. Сразу утомляются, раздражаются, а позже плачут – почему дети со своими проблемами идут куда угодно, но не к ним! Как бы заставили принять вас, такого импульсивного, не умеющего сосредоточиться, успокоиться и сидеть часами на месте? Приучить не наказывать за истерики, а искать их причину, устранять и … обнимать «бунтаря», только этого и ждущего? Не раздражаться, если не запоминается что-то с первого раза – ведь повторение помогает развивать речь, познавать мир и в дальнейшем, возможно, избегать опасностей! Не читать нотации, а являться примером поведения (такие странные: мои игрушки должны быть сложены, а сами вещи разбрасывают по всей квартире!)?! Не заставлять разочаровываться неэффективностью методов воспитания (крик и шлепки никого не исправили и ума-разума никому не добавили. Намного лучше, на самом деле, работает «метод» объятий и отвлечения, но взрослые об этом – почему-то – не догадываются!). И, наконец, как принудили бы выучить список слов и выражений, которые они никогда не должны произносить? Такая возможность, к сожалению, редко предоставляется детям в реальной жизни, но предположим, она у вас есть? Помощь примете? Что не должны говорить родители 1)«Перестань реветь!». Знакомо, наверное, многим. Словосочетание «мужчины – не плачут» и «глаза опухнут – будешь некрасивой» точно не поспособствуют успокоению и разрешению конфликта. Ребенок, как и взрослый, имеет право на выражение своих эмоций; пренебрежительное отношение к ним со стороны близких может разрушить веру в их значимость; создать неверное впечатление, что быть испуганным или расстроенным – это плохо. Неужели намертво «приклеенная» к лицу улыбка – лучше? И почему никому из нас не приходит в голову подобным образом утешать подругу или маму?! 2)«Поторопись!». Утро – катастрофа для любой семьи, где оба родителя – работают. Бессмысленно подгонять малыша душераздирающим: «Если я опоздаю, меня уволят!». Чтобы ускорить процесс сбора, лучше с вечера подготовить все необходимое; рассказать ребенку, как важно уметь быстро собираться. Если его все время подгонять – не важно, перед выходом или во время покупок в магазине – у него возникнет и будет накапливаться чувство вины перед вами. «Нам пора идти» – нейтральная фраза, сказанная подчеркнуто спокойным тоном, настроит малыша на правильный лад без пагубных последствий для его психики. 3)«Ты такой…». Нельзя навешивать ярлыки, каким бы бессмысленным не казался поступок ребенка. «Ну как такой умный мальчик, как ты, мог поступить так опрометчиво»… Согласитесь, звучит несколько по-другому. Хотя тоже не панацея. Объясните без лишних эпитетов и сравнений со старшей сестрой-отличницей, в чем заключалась ошибка. В конце концов, у ребенка – родительские гены и воспитывали его мама и папа – так к кому же должны быть претензии?! учиться быть родителем 4)«Оставьте меня в покое!». Фраза, с помощью которой взрослые «отмахиваются» от слишком уж настойчивых чад. Последствия: четкая детская установка на то, добиваться желаемого – плохо, и что он вам мешает. Кто-нибудь мечтает вырастить аморфного замкнутого в себе подростка? 5) «Не трогай это!». Сказать можно: нельзя оставить без объяснения на доступном для ребенка языке. «Будет вава» – для годовалых. Старшим можно рассказывать об ожогах, ранках, инфекции. Дети будут слушать просто потому, что им дорого внимание! 6) «Почему ты это сделал?». Действия малыша часто спонтанны; он далеко не всегда способен дать вразумительный ответ на вопрос, зачем, например, он выбросил яблоки в окно (вдруг он второй Ньютон?), ударил соседскую девочку или съел кошкину еду. От того, что он почувствует себя сумасшедшим, легче ему не станет. Предложите ему варианты выхода сами и поясните, что так лучше больше не делать. 7) «Дождемся отца (маму)…». Никогда не стоит апеллировать к тому, кого в данный момент нет дома. Если ребенок провинился, отсутствующий родитель невольно превращается в палача, которого в агонии ждут с мыслью о грядущем наказании. Если проблема заключается в необходимости принятия важного решения другого плана, нерешительность того, кто находится с малышом, также подрывает авторитет в его глазах. 8)”Отличная работа!”или”Молодец!”. Что опасного может быть в похвале? Привыкание в случае, если она расплывчата, не обоснована и носит механический характер. Как избежать? Хвалить только те достижения, которые требуют реальных усилий. Не стоит обращать внимание, если ребенок каждый день создает десятки рисованных «шедевров». Но если вдруг ему удалось провести ровную, никак до этого не получавшуюся линию… Похвалу необходимо конкретизировать. Вместо”Отлично!”скажите: “Как хорошо сегодня ты подобрал цвета!”. Или: “Я вижу, у тебя и красками стало очень неплохо получаться!». Научитесь оценивать результат, а не ребенка: «Ты так хорошо себя вел! Я смогла быстро закончить работу. Чем бы ты хотел заняться сейчас?!”. Вы – опять ребенок. У вас есть еще пару минут для того, чтобы ответить и, заодно, выдать самый страшный детский секрет: объяснить родителям, что самое желанное, жизненно необходимое для вас – ощущение собственной нужности. Очнитесь… И постарайтесь не забыть.

-->
-->