Mamochki.by

Ребенок начал заикаться Ваш малыш – заикается. С годами все больше мучается сам; у матери сильнее болит сердце, и нарастает чувство вины за непонятно почему случившуюся с вашим ребенком беду. Знакомая ситуация? Мне – да. В моем случае, правда, ситуация несколько упростилась некоторой нестандартностью сына: запинки в речи не наносили ему никакой моральной травмы, нисколько не подорвали уверенности в его полной неотразимости и не стали причиной издевательств со стороны других детей. При этом и заикание у него было какое-то нетипичное, вызвавшее профессиональный интерес логопедов и психологов: он не «застревал» на одной букве, а сбивался непрерывно, превращая речь в набор непрерывных стаккато. Проблемы возникли, скорее, у меня: я перестала понимать любителя поболтать. «Расшифровка» фраз для меня, стопроцентного «визуала» превратилась в пытку; часто ловила себя на мысли, что просто отключаюсь на втором предложении, чего допускать категорически было нельзя: сегодня ребенок поймет, что его не слушают, а завтра слова из него уже клещами не вытащишь (отсюда и жалобы родителей на скрытность подрастающего поколения). Такую возможность для себя категорически не приемлю. Поэтому, параллельно с лечением у специалистов, разработала свою собственную систему борьбы с коварным недугом. Много читала, придумывала свое, экспериментировала, не забывая, что имею дело с «гиперактивным партизаном», который вряд ли согласился бы выслушивать советы вроде «не спеши», «растягивай слова» и «не волнуйся». Мы – справились. Почему бы не попробовать вам?! Логопедические игры для детей Итак, начните с простых стишков – слава Агнии Барто – и песенок – честь и хвала Шаинскому. Структурированная, ритмичная речь может оказаться более доступной малышу и, заодно, неплохо повлияет на развитие памяти. Да и не всегда понятный взрослому уму детский стресс хорошо снимает. Продолжайте – играя. Как именно? • Предложите ребенку принять участие в ролевых играх. У некоторых детей заикание уменьшается, когда они представляют себя на месте кого-либо другого. Подобного рода игра может также помочь противостоять сверстникам или старшим, со стороны которых оказывается негативное давление. Принцип «предупрежден – значит вооружен», прекрасно срабатывает. Ситуация 1. На игровой площадке. Сосед по песочнице задает ребенку вопрос: – Что ты смотрел по телевизору вчера вечером? – Ш-ш-ш-оу т-т-т-т-т-елепузиков. – Почему ты говоришь так смешно? Возможный вариант ответа. – Иногда я п-п-п-росто не могу быстро п-п-п-роизносить с-с-с-слова. Но это с-с-совсем не весело. Ситуация 2. В первом классе. Мальчик сидит за партой. К нему подходит одноклассник и просит ручку. – И-и-и-извини, я н-н-н-е м-м-могу дать, у м-м-м-еня одна. – Н-н-н-у и н-н-н-е о-о-о-оч-ч-ень-то н-н-нужно было. – М-м-м-не не н-н-нравится, что ты с-с-смеешься. Я п-п-росто заикаюсь. Я з-з-знаю, что это скоро пройдет. Юмор в такой ситуации тоже подойдет. – Е-е-е-е-сли ты н-н-не можешь з-з-заикаться лучше меня, я готов д-д-дать т-т-т-тебе урок! • Разработайте упражнения на технику дыхания; научите малыша расслаблять челюсти и мышцы рта. Купите ему губную гармошку, даже если ненавидите музыку (утешьте себя тем, что она – не волынка). В виде исключения разрешите надувать пузыри из жевательной резинки: поощрение вдохновляет на подвиги и малышей. • Примените разработанную технику для отработки четкого произношения сначала одного слова (повторять до достижения полной беглости). Если «кролик» не устал – добавляйте слова по одному, пока быстро не сложится целое предложение. • Играйте в рифмы. Если вы сами – не великий стихоплет, Интернет придет на помощь. Обучение дошкольника искусству составление рифмы поможет ему чувствовать себя комфортно с определенным набором легко запоминающихся слов. Могу заметить, что первое «выданное на-гора» мною в возрасте пяти лет четверостишие я прекрасно помню до сих пор. • Сделайте карточки с изображениями, которые ребенок признает без лишних эмоций (дети, природа, животные) или которые его особо интересуют (в нашем случае, это было все, связанное с футболом). Дайте малышу возможность фантазировать. Пусть опишет даже то, чего на картинке и близко нет. Такой подход эффективен также для развития ассоциативного мышления и способности устанавливать причинно-следственные связи. Возможно, если из всей массы ребенок выделил чашку, он хочет пить? Если выяснится, что вы правильно предполагаете, его степень доверия к вам как к человеку, который пытается научить, только повысится. Рекомендуемый специалистами размер карт – примерно 10х10 см. Мой опыт показывает, что если они получаются разными (в том числе и по форме) – тоже неплохо: заодно и пальчиковая гимнастика играет свою немаловажную роль. Если ребенку нравится – привлекайте его и к процессу создания карт: расслабляет и сближает членов семьи, принимающих участие в процессе. • Вовлекайте свое чадо в дискуссию, даже если это может спровоцировать заикание. Пусть адаптируется: доказывать что-то маме всегда проще, чем посторонним. Поощряйте его умение отстоять свою точку зрения независимо от того, насколько бегло это у него получается. • Начинайте учить английский. Довольно часты случае, когда дети, заикающиеся на родном славянском языке, преодолевают эту проблему, переходя на English (не уверена, что подход сработает в случае, например, с немецким – уж очень близок он по структуре к русскому). Опять-таки, можно убить сразу двух зайцев: самой не забыть (подучить) и расширить кругозор ребенка. Да и уверенности в его силах добавит; • Вместе сделайте настольную игру, используя маркеры, картон и кубик. Пусть ребенок нарисует звуки, которые даются ему с большим трудом, и соединит их в цепь. Усложните задачу, чтобы движение не было исключительно по прямой. Привлеките папу: его авторитет невозможно переоценить. •Потратьте немного больше времени на «рыболовлю». Сделайте «удочку» и «рыб» с прикрепленными к ним магнитами: ребенку понравится «охотиться» за выбранным вами звуком, который он должен произнести. Мы для этой цели приспособили готовый вариант, «нафаршировав» головастиков записочками; • Используйте пустую коробку из-под яиц. Напишите и положите в каждую ячейку фразу. Назначьте цену. Пусть ребенок бросает фишку с определенного вами расстояния. Получится попасть и произнести предложение – приз его! • Возьмите игрушки в качестве своих помощников. Позвольте мальчику «расстрелять» из пистолета наиболее трудные для произношения слова. Мой сын предпочитал лупить боксерскую грушу: высказывая все, что о ней думает, он каким-то чудом совершенно забывал о заикании! • Сымитируйте беседу по телефону. Дайте в руки малышу настоящую или игрушечную трубку – пусть он расскажет вам по ней свою историю. Отвечайте ему, заставляя развивать свою мысль: «Если мы в воскресенье поедем к бабушке, то…». Вам все вышеперечисленное хорошо знакомо? Тогда, возможно, есть игры для заики, неучтенные мною? Поделитесь. С любой бедой бороться легче сообща.

Ребенок начал заикаться Ваш малыш – заикается. С годами все больше мучается сам; у матери сильнее болит сердце, и нарастает чувство вины за непонятно почему случившуюся с вашим ребенком беду. Знакомая ситуация? Мне – да. В моем случае, правда, ситуация несколько упростилась некоторой нестандартностью сына: запинки в речи не наносили ему никакой моральной травмы, нисколько не подорвали уверенности в его полной неотразимости и не стали причиной издевательств со стороны других детей. При этом и заикание у него было какое-то нетипичное, вызвавшее профессиональный интерес логопедов и психологов: он не «застревал» на одной букве, а сбивался непрерывно, превращая речь в набор непрерывных стаккато. Проблемы возникли, скорее, у меня: я перестала понимать любителя поболтать. «Расшифровка» фраз для меня, стопроцентного «визуала» превратилась в пытку; часто ловила себя на мысли, что просто отключаюсь на втором предложении, чего допускать категорически было нельзя: сегодня ребенок поймет, что его не слушают, а завтра слова из него уже клещами не вытащишь (отсюда и жалобы родителей на скрытность подрастающего поколения). Такую возможность для себя категорически не приемлю. Поэтому, параллельно с лечением у специалистов, разработала свою собственную систему борьбы с коварным недугом. Много читала, придумывала свое, экспериментировала, не забывая, что имею дело с «гиперактивным партизаном», который вряд ли согласился бы выслушивать советы вроде «не спеши», «растягивай слова» и «не волнуйся». Мы – справились. Почему бы не попробовать вам?! Логопедические игры для детей Итак, начните с простых стишков – слава Агнии Барто – и песенок – честь и хвала Шаинскому. Структурированная, ритмичная речь может оказаться более доступной малышу и, заодно, неплохо повлияет на развитие памяти. Да и не всегда понятный взрослому уму детский стресс хорошо снимает. Продолжайте – играя. Как именно? • Предложите ребенку принять участие в ролевых играх. У некоторых детей заикание уменьшается, когда они представляют себя на месте кого-либо другого. Подобного рода игра может также помочь противостоять сверстникам или старшим, со стороны которых оказывается негативное давление. Принцип «предупрежден – значит вооружен», прекрасно срабатывает. Ситуация 1. На игровой площадке. Сосед по песочнице задает ребенку вопрос: – Что ты смотрел по телевизору вчера вечером? – Ш-ш-ш-оу т-т-т-т-т-елепузиков. – Почему ты говоришь так смешно? Возможный вариант ответа. – Иногда я п-п-п-росто не могу быстро п-п-п-роизносить с-с-с-слова. Но это с-с-совсем не весело. Ситуация 2. В первом классе. Мальчик сидит за партой. К нему подходит одноклассник и просит ручку. – И-и-и-извини, я н-н-н-е м-м-могу дать, у м-м-м-еня одна. – Н-н-н-у и н-н-н-е о-о-о-оч-ч-ень-то н-н-нужно было. – М-м-м-не не н-н-нравится, что ты с-с-смеешься. Я п-п-росто заикаюсь. Я з-з-знаю, что это скоро пройдет. Юмор в такой ситуации тоже подойдет. – Е-е-е-е-сли ты н-н-не можешь з-з-заикаться лучше меня, я готов д-д-дать т-т-т-тебе урок! • Разработайте упражнения на технику дыхания; научите малыша расслаблять челюсти и мышцы рта. Купите ему губную гармошку, даже если ненавидите музыку (утешьте себя тем, что она – не волынка). В виде исключения разрешите надувать пузыри из жевательной резинки: поощрение вдохновляет на подвиги и малышей. • Примените разработанную технику для отработки четкого произношения сначала одного слова (повторять до достижения полной беглости). Если «кролик» не устал – добавляйте слова по одному, пока быстро не сложится целое предложение. • Играйте в рифмы. Если вы сами – не великий стихоплет, Интернет придет на помощь. Обучение дошкольника искусству составление рифмы поможет ему чувствовать себя комфортно с определенным набором легко запоминающихся слов. Могу заметить, что первое «выданное на-гора» мною в возрасте пяти лет четверостишие я прекрасно помню до сих пор. • Сделайте карточки с изображениями, которые ребенок признает без лишних эмоций (дети, природа, животные) или которые его особо интересуют (в нашем случае, это было все, связанное с футболом). Дайте малышу возможность фантазировать. Пусть опишет даже то, чего на картинке и близко нет. Такой подход эффективен также для развития ассоциативного мышления и способности устанавливать причинно-следственные связи. Возможно, если из всей массы ребенок выделил чашку, он хочет пить? Если выяснится, что вы правильно предполагаете, его степень доверия к вам как к человеку, который пытается научить, только повысится. Рекомендуемый специалистами размер карт – примерно 10х10 см. Мой опыт показывает, что если они получаются разными (в том числе и по форме) – тоже неплохо: заодно и пальчиковая гимнастика играет свою немаловажную роль. Если ребенку нравится – привлекайте его и к процессу создания карт: расслабляет и сближает членов семьи, принимающих участие в процессе. • Вовлекайте свое чадо в дискуссию, даже если это может спровоцировать заикание. Пусть адаптируется: доказывать что-то маме всегда проще, чем посторонним. Поощряйте его умение отстоять свою точку зрения независимо от того, насколько бегло это у него получается. • Начинайте учить английский. Довольно часты случае, когда дети, заикающиеся на родном славянском языке, преодолевают эту проблему, переходя на English (не уверена, что подход сработает в случае, например, с немецким – уж очень близок он по структуре к русскому). Опять-таки, можно убить сразу двух зайцев: самой не забыть (подучить) и расширить кругозор ребенка. Да и уверенности в его силах добавит; • Вместе сделайте настольную игру, используя маркеры, картон и кубик. Пусть ребенок нарисует звуки, которые даются ему с большим трудом, и соединит их в цепь. Усложните задачу, чтобы движение не было исключительно по прямой. Привлеките папу: его авторитет невозможно переоценить. •Потратьте немного больше времени на «рыболовлю». Сделайте «удочку» и «рыб» с прикрепленными к ним магнитами: ребенку понравится «охотиться» за выбранным вами звуком, который он должен произнести. Мы для этой цели приспособили готовый вариант, «нафаршировав» головастиков записочками; • Используйте пустую коробку из-под яиц. Напишите и положите в каждую ячейку фразу. Назначьте цену. Пусть ребенок бросает фишку с определенного вами расстояния. Получится попасть и произнести предложение – приз его! • Возьмите игрушки в качестве своих помощников. Позвольте мальчику «расстрелять» из пистолета наиболее трудные для произношения слова. Мой сын предпочитал лупить боксерскую грушу: высказывая все, что о ней думает, он каким-то чудом совершенно забывал о заикании! • Сымитируйте беседу по телефону. Дайте в руки малышу настоящую или игрушечную трубку – пусть он расскажет вам по ней свою историю. Отвечайте ему, заставляя развивать свою мысль: «Если мы в воскресенье поедем к бабушке, то…». Вам все вышеперечисленное хорошо знакомо? Тогда, возможно, есть игры для заики, неучтенные мною? Поделитесь. С любой бедой бороться легче сообща.

-->
-->