Правильное отношение к неудачам в жизни

Стрессоустойчивость – одно из очень полезных качеств человека. Тем более, в мире быстро меняющемся, в режиме «сконцентрированного» времени и информационного наводнения. Т.е. сегодня стрессоустойчивость можно смело приравнивать к технике психической безопасности, которой надо владеть любому.
Что оно означает? Это умение:
• не «разрушаться» после поражения, не ощущать себя последним неудачником;
• извлечь урок из поражения – т.е. увидеть свои промахи, чтобы не стать на эти грабли еще раз;
• быстро восстанавливаться после досады и разочарования;
• не бояться пробовать себя в дальнейшем развитии.
Посмотрим пошагово, как можно направлять своего ребенка по пути развития стрессоустойчивости.
Стрессоустойчивость не появляется просто так, в каждодневной рутине жизни. Для нее необходимо наличие какого-то малого риска (впервые сам надел куртку, подписывал открытку, пошел на улицу, познакомился с ребенком, перешел дорогу, купил продукты, пр., пр.) Т.е. она проявляется, когда ребенок в чем-то принял участие/сделал и «пожинает плоды» своего поступка. И во многом развитие этого качества зависит от реакции родителя на поступок и на самого ребенка в целом.
Как мы видим из составляющих факторов, стрессоустойчивость серьезно связана с самоотношением ребенка.
Чтобы не разрушаться и быстро восстанавливаться, требуется достаточно сильный стержень хорошего самоотношения. На это работает родитель первые годы жизни ребенка, поддерживая его и поощряя на развитие. Но, понятно, уходить в сторону бездумного необъективного захваливания, закрывая глаза на реальные достоинства и недостатки поведения ребенка, глупо. Это не дает уверенности, зато в будущем создаст проблемы в общении, потому что другие люди не будут и не должны любить ваше чадо так как вы. Ребенок, воспитанный только в поощрении хороших поступков без разбора и объективного наказания за промахи и проступки, гораздо слабее и дольше восстанавливается, когда сталкивается с реальностью мира.
Чтобы у ребенка не возник страх перед развитием (т.е. перед чем-то новым), родителю надо чувствовать доверие к ребенку и к жизни в целом, чтобы позволять своему чаду экспериментировать. И совершать первые ошибки в жизни. Это не так-то просто, учитывая желание каждого любящего родителя уберечь ребенка от ошибки и боли и не дать ему сделать то, что потом надо будет долго убирать/исправлять.
Очень важно после любого серьезного действия давать спокойное видение и адекватную оценку происшедшему. Если родитель сам «убивается» по поводу любой мелочи (ну вот, сломал, неправильно сделал, не то сказал, пр.), т.е. часто демонстрирует стрессовую реакцию на происходящее, то он дает ребенку посыл также реагировать и где-то блокирует познавательную активность. Тогда ребенок, чтобы не получить нагоняй от родителя, предпочитает вообще ничего не делать. И это сигнал взрослому проанализировать свое отношение и реакцию. Если у него больше страха за то, как ребенок справится, а не напутает ли, а не подведет ли, то он может прямо или косвенно давать информацию, что проявления ребенка его пугают. Ребенок что, он чуткий, он «считает» на раз, что лучше ему не «рыпаться», и всем будет хорошо. Так формируется мотивация избегания неудач. Человек выбирает жить в привычном, но рутинном мире, боясь ошибиться при выполнении чего-то нового.
Для того чтобы извлекать уроки и делать выводы из поражения, требуется уже определенная зрелость. Это умение мало доступно дошкольнику, а вот школьнику вполне. Сначала итоги подводит родитель, проводя и доступно объясняя ребенку причинно – следственную связь. Делать это нужно осторожно, чтобы вывод звучал, не как приговор, а как совет.


Помним про то, что ребенок – дошкольник и младший школьник очень не любит проигрывать, хочет мир прогнуть под себя, быть в центре и, конечно, ожидать, что он абсолютно безболезненно воспримет любое поражение, не приходится.
Очень острое реагирование на поражения наблюдается у деток амбициозных, горделивых, с высокими притязаниями, и деток неуверенных, которые неудачу действия связывают с общей негативной оценкой себя. И то, и другое надо приводить в разумный баланс: зазнайке добавлять объективной оценки (но ни в коем случае не унижения), тихоню укреплять и разделять действие от личности.
Адекватное реагирование родителя на поражение ребенка будет такое:
• выслушать ребенка,
• не торопиться с оценкой и советом (особенно для девочки, ей надо побыть в переживании дольше)
• разбор полетов начинать, увидев, что ребенок вполне успокоился (пока не пришел в себя, вряд ли он усвоит урок!)
• самому родителю спокойно вести себя, показывая ребенку, что из смертельных вещей может произойти только смерть, остальное все можно пережить и даже исправить.
Т.е. показали ребенку, что понимаете его переживания, но в конце обязательно показываем выход из них, не варимся с ребенком бесконечно.

Что может мешать развивать стрессоустойчивость у ребенка?
1. Нервность самих родителей, которые не умеют спокойно реагировать на события жизни, но пытаются учить этому детей. Откуда ребенок возьмет пример реагирования?
2. Изначально неверная последовательность реагирования родителей. Чтобы ребенок хорошо воспринял замечание, прежде он должен быть напитан поддержкой. Другими словами, ребенок, усвоивший на глубинном уровне, что он принят и признан, быстрее услышит конструктивные замечания, причем он услышит, что не получилось конкретное действие, а не «ты ничего не умеешь, бестолочь!» Сначала поддержка, потом замечание, разбор и выводы, а не наоборот. 


21.03.2019 Екатерина Шевелева
© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены
Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Пока нет комментариев.


Популярные темы
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ
Опросы


Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 42
           
участников: 63
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94