Зависимость детей от телефона. Психологические аспекты

Совместно с Еленой Ковалевой, психологом Центра комфортного общения Натальи Шеиной мы подготовили материал, о том, что же заставляет наших детей погружаться в мир интернета и что же нам, родителям, с этим делать. Сначала определимся, от чего же на самом деле зависимость у наших детей. Как таковой, телефон сам по себе, не вызывает зависимости, а вот интернет да, и еще какую. Дети не просто смотрят на телефонные номера в записной книге телефона, они «залипают» в играх, социальных сетях, на Youtube. Всего несколько лет назад это была компьютерная зависимость, а сейчас это уже приняло огромные масштабы, так как стационарный компьютер с интернетом не будешь брать с собой, а вот телефон, в котором уже весь мир – в кармане, wi-fi есть почти в каждом кафе, мобильный интернет в каждом тарифном плане.

В этой статье мы рассмотрим психологические аспекты зависимости детей и подростков, а в следующей предложим вам практические инструменты по безопасности наших детей в интернете.

Основные причины зависимости детей от интернета:

  1. Не хватает внимания от родителей.
  2. Трудности в общении со сверстниками, «травля» ребенка в школе.
  3. Неуверенность в себе, комплексы, стеснение в реальном общении.
  4. Тяга к новому. Желание не отставать от модных тенденций.

Казалось бы, какого внимания не хватает детям, особенно подросткам, которые наоборот, пытаются всеми силами дистанцироваться от родителей? К сожалению, мы, родители, не замечаем за собой многих вещей, постоянно заняты, утратили доверие, которое было у наших малышей к нам. А потом они подросли, научились обходится всё меньшим вниманием, и вот вернуть это внимание, а только потом доверие к нам, как к самым близким людям, к мнению которых стоит прислушаться – основная задача родителей!

Будем честны с собой, ответьте себе на вопросы, говорили вы такое своим детям? Или может быть так думали, но вслух не говорили, но ведь раздражение видно, невербально так же можно донести много информации.

Бывает такое:

Что мы говорим?

Что они слышат?

"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй"

"Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"

"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!"

"У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"

"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!"

"Удовольствие надо получать любой ценой!"

 

Или такое:

Что мы говорим?

Что они слышат?

"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!"

"Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"

"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!"

"Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"

"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!"

"Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"

 

Опишем основные психологические аспекты погружения наших детей в интернет – зависимость.

  1. С телефоном или любым другим гаджетом, в котором есть доступ в интернет, ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в обычной жизни. Снимается любой контроль: обычные социальные нормы поведения, которые требуют учета интересов других людей, которые «напрягают», которые заставляют координировать свои действия с другими людьми запросто меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя воли родителей он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив всех компьютерных игр. Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.
  2. Низкая самооценка у ребенка — вот еще одна почва для формирования любой зависимости. Если приятных стимулов, которые приносят радость, успокаивают, дают уверенность в своих силах, вдохновляют или смешат в жизни слишком мало, то любое удовольствие может вызвать зависимость. Низкая самооценка у детей — это результат слабой родительской любви. Она же и выражается в том, чтобы быть близким своему ребенку, давать ему уверенность в себе и своих силах, помогать видеть свои успехи, научить радоваться и находить интересное в мире вокруг!
  3. Интернет займет основное место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с социумом, таких как кружки по интересам или спортивные секции. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр с ребенком, или пребывания в группе сверстников, которые учатся чему-то полезному, не упускайте ее.

Социальные сети.

В основном подростки сейчас погружены в социальные сети и Yutube. В Беларуси не проводилось масштабных исследований на эту тему, но вот что говорят нам Российские и Европейские исследования:

Как мы можем помочь своим детям сначала понять, что это зависимость, а потом научить с ней справляться?

Можно и нужно предложить детям выполнять 5 простых правил:

  1. Можно проводите в соц.сетях и на каналах блогеров не более двух часов в день. Не заходите на свою страничку «просто так».
  2. Напишите список дел, которые надо сделать обязательно. И только после выполнения всех важных или нужных дел можно зайти в соц.сеть или на канал. И так в течение дня – сначала дела, которые надо сделать, потом телефон.
  3. Нельзя рассказывать о каждом своем шаге в соц. сети, и уж тем более не делитесь личными переживаниями и интимными подробностями. Эту информацию может увидеть кто угодно и использовать ее против вас.
  4. Не становитесь участником групп и каналов, которые вам не интересны – от этого лента новостей длиннее, просматривать её будете дольше, а толку и пользы никакой.
  5. Инициируйте в своей жизни как можно больше живого общения. Не игнорируйте встречи с друзьями, прогулки, поездки к родственникам, кино. В мире так много интересного за пределами телефона!

Еще один действенный метод – общение с вашими детьми в реальном мире, а не виртуальном. Договоритесь о какой-то совместной экскурсии, вылазке на природу или просто посиделках в кафе (только таком, где нет бесплатной wi - fi сети). И постарайтесь это время посвятить именно отдыху и общению с ребенком, а не телефонным переговорам! В первую очередь родители должны сделать усилия над собой, а потом уже вовлекать детей в общение, совместное времяпрепровождение. Ведь часто бывает, что вся семья вот так:

Находите время на самых любимых людей, а не на тех, которые пишут в Инстаграмм, или рассказывают что-то о своей жизни на YouTube – канале. У вас своя жизнь, и дети в ней занимают самое главное место.

 

 


18.04.2019 Алеся Денисова
© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены
Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Пока нет комментариев.


Популярные темы
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ

Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 42
           
участников: 63
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94