Статьи

Почему быть Выскочкой хорошо?

Мы продолжаем, совместно с Владимиром Волченком, тему профориентации подростков, о том, как помочь им найти своё призвание, если они не "вписываются" в нормы средней школы, если они горят идеями, отличными от общепринятых. 
«Профориентация — это помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение — это следствие личностного самоопределения» (Антон Смирнов). Не просто определение со своими «хочу – имею право – могу – готов ответить», но и с тем, как это может быть реализовано в мире вокруг нас.

Мир – среда нашего обитания – и стохастичен и системен. Мир не создан для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям, чтобы способствовать, или намеренно противостоять осуществлению наших планов. Равным образом мир не создан для того, чтобы любить нас или ненавидеть. В действительности, все мы находимся в условиях китайской аксиомы относительности Ласло: «Как бы ни были грандиозны ваши достижения или глубоки неудачи, примерно 2 миллиардам китайцев это глубоко безразлично».

Мир динамичен, и его «хорошо» и «плохо» меняются быстро, и еще вчера и сегодня привлекательные (признаваемые, престижные, «хлебные», в конце концов) профессии перестают быть таковыми. Появляются новые. И «профориентация по-хорошему» непременно требует вариативности и проактивности. Постановка вопроса «как будет называться твоя профессия?» перестала быть адекватной, и ей на смену пришло «чем ты будешь заниматься, что ты будешь делать?». (Точно так же, как вместо ортодоксального «Кем ты хочешь быть?» для подростков я рекомендую формулировку «Какой ты хочешь видеть свою жизнь?»).

«Весь мир – театр, и люди в нем актеры»? Пожалуй. При этом есть только две возможности реализации себя. Первая – сыграть СВОЮ роль, учитывая общий замысел Режиссера, но вне зависимости от толчеи статистов на Сцене. Вторая – прожить роль, которую предпишет кто-нибудь другой, «как сложится». Вне зависимости от масштаба роли, третьего не дано.

Точно так же есть только две стратегии жизни. Первая – я строю свою жизнь сам, применяясь к обстоятельствам вокруг себя, но сам выбирая себе судьбу. Вторая – пусть будет, как будет. Первая – концентрироваться на возможностях, вторая – фиксироваться на препятствиях. Первая – это как вести мотоцикл, глядя вперед в направлении движения. Вторая – изо всех сил всматриваться, а что там у нас под колесом; и так до первой выбоины, камня на дороге или фонарного столба. Первая стратегия принадлежит активному меньшинству, вторая – всем остальным. Обладателей первой жизненной стратегии принято называть «лидеры», «элита». Мне больше нравится слово «Выскочка».

Сопоставьте синонимы: лидер, элита, представитель имманентного творческого меньшинства, выскочка. Лидер, элита – понятно, почетно, хорошо звучит. Имманентное творческое меньшинство – не слишком понятно, но звучит благородно. А вот «Выскочка» – другое дело. Выскочка – тот, кто выделяется среди остальных. Это успешный предприниматель, талантливый и признанный писатель, зажиточный фермер, одаренный ремесленник, просто яркая и красивая женщина.

Пассивному большинству Выскочки не нравятся. Большинство опасается Выскочек, смотрит на них с подозрением и черной завистью (часто скрываемой под маской презрительности), норовит «поставить на место» или просто плюнуть на спину. Но это тоже придется принять.

Опять одно из двух: или вы принадлежите большинству, и тогда ваши цели, способ жить, саму жизнь определяют те, кто в большинстве (точнее, те, кто сумели «оседлать» большинство). Или же вы строите свою жизнь сами, но издержки неизбежны. Свобода – это осознанная необходимость, сформулировал классик марксизма. В данном случае – осознанная необходимость жить внутри большинства, понимая его законы и его право следовать этим законам, но прокладывая свой путь. В том числе, вопреки парадигмам массового сознания и способа жить и действовать, точнее, существовать и бездействовать (нередко при этом трудясь в поте лица), гоняясь за внешними, навязанными обществом большинства ценностями – чаркой и шкваркой, подержанной иномаркой, пиджаком «от Бриони», билетом на концерт попсовой звезды – и в силу этого подчиняясь (даже не отдавая себе в этом отчета) лозунгу «хрусти <тем, что тебе перепало> и не грусти».

Теперь цитирую Дмитрия Быкова: «… Шесть-семь лет назад появилось поколение молодых гениев, которые не глупее своих преподавателей, а материал усваивают гораздо быстрее своих предшественников. Это повод говорить о качественном скачке, может быть, даже эволюционном…

Новое поколение — те, кому сегодня от 8 до 12, — гораздо умнее уже и этих гениальных детей. Нам пока трудно не только оставаться на их уровне, но и сформулировать для них задачи. Новые уже не делятся на технарей и гуманитариев: они равно продвинуты во всех направлениях, не готовятся ни к одной конкретной специальности и планируют их периодически менять. Как и чему их учить — не совсем понятно, тем более что они предпочитают самостоятельное обучение…

Разумеется, таких детей не очень много. То есть таковы не все. Типичны именно эти дети, и количество их стремительно растет. Я даже думаю: человечество поделилось наконец на две группы, что предсказывали еще Уэллс и Стругацкие: одна группа будет эволюционировать, причем довольно быстро, тогда как другая (возможно, большинство, хоть и не факт) станет топтаться на месте либо даже откатываться назад…»

И, наконец, «современному одаренному подростку нужны навыки психологической самозащиты. Косная среда, с которой он сталкивается, и сверстники, зачастую от него серьезно отстающие, рискуют создать ему невыносимый климат. Советская педагогика исходила из того, что главный воспитатель — коллектив, главный грех — отрыв от коллектива, а главная задача педагогики — дать задаваке по носу, чтобы не мнил о себе. Слово «элита» не является ругательством. Нам пора растить именно элиту, ибо под этим словом подразумеваются вовсе не те, кто больше других зарабатывает, а те, кто двигают общество вперед».

Мое мнение совпадает с тем, что пишет Быков. Правда, повторюсь, слово «Выскочка» мне представляется более точным. Хотя бы уже потому, что оно «включает» в себя сразу Аверс и Реверс. Аверс: особость, инаковость, неординарность… Реверс: а вот это как раз все то, для чего Выскочкам необходимы навыки психологической самозащиты. Вот как-то надежды на систему средней такой нашей массовой школы у меня нет. Отдельные школы и единичные выдающиеся Учителя проблему в целом не решат. Впрочем, об этом в другой раз.


14.05.2019 Владимир Волченок
© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены
Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Пока нет комментариев.


Популярные темы
ПРЯМОЙ ЭФИР
ОТЗЫВЫ

Группы

НОВОСТИ

КОНСУЛЬТАЦИИ

В дневниках

НАШИ ДЕТКИ
           
участников: 42
           
участников: 63
           
участников: 122

ТОП-10 СООБЩЕНИЙ
Популярные имена
Мальчики
Никита
109  
Даниил
97  
Максим
92  
Девочки
Полина
96  
Ксения
95  
София
94