Перейти к содержимому

Mamochki.by

беременность, роды, развитие ребенка

  • Форум
    • ТОП — 10
    • Конкурсы
    • Опросы
    • Онлайн консультации специалистов
    • Дневники
  • Узнавай
    • Пособия
    • Справочник
    • Новости
    • Энциклопедия
    • Журнал
  • Выбирай
    • Роддомы
    • Женские консультации
    • Больницы
    • Центры подготовки к родам
    • Детские поликлиники
    • Детские сады
    • Школы
  • Покупай
    • Каталог товаров
    • Объявления
    • Интернет магазины
    • Совместные покупки
    • Прокат
  • Афиша
  • Сервисы
    • 7 доказательств
    • Дата родов
    • Когда ехать в роддом (схваткосчиталка)
    • Вес при беременности
    • Определение пола ребенка
    • Линейки для форумов
    • Бюджет малыша
    • Бюджет планирования беременности
    • Таблица ВОЗ
  • Рецепты

Мнение психолога о раннем развитии детей. Продолжение.

></p>
<p> </p>
<p><strong>— В последнее время стало модным обучать годовалого ребенка иностранным языкам. Что про это говорит детская психология?</strong></p>
<p> </p>
<p>Существует разные точки зрения на этот вопрос. Грубо говоря, есть предмет, который мы условно обозначаем каким-то словом. Мы договорились, что стул – это «стул» на этом языке. Эти знания сформировались в историческом контексте. Если мы даем ребенку названия этих предметов на другом языке, у него, как говорят некоторые психологические школы, формируется понимание, что слово «стул»– это всего лишь знак. Можно формировать чувство языка, понимание относительности слова. В этом нет ничего плохого. Но! Это хорошо работает и полезно только тем детям, ЦНС которых здорова.</p>
<p> </p>
<p>Кроме того, как показывает практика, до определенного возраста дети не могут усвоить логико-грамматические конструкции другого языка, они могут механически заучивать словосочетания, но, по большому счету, пользу в усвоении другой языковой культуры это не приносит. </p>
<p> </p>
<p>Я считаю, что нужно обучать иностранному языку, если ребенок воспитывается в двуязычной семье. В другом же случае это больше прихоть мамы. Когда мама водит ребенка в разные развивающие кружки, занимается иностранным языком, создается иллюзия совместной деятельности с ребенком, вкладывания в его развитие больших усилий и (это уже не иллюзия) материальных средств. А нужно ли это все ребенку? Сейчас ребенок очень сильно замкнут на родителях, а родители не готовы с ним играть, но готовы отвести его к компетентной тете, которая, по их мнению, занимается с ребенком. Родители не хотят брать на себя ответственность за воспитание и развитие ребенка. Многим просто неинтересно играть с малышом, вот пораскрашивать, поскладывать, порешать задачки — это пожалуйста. А как насчет поиграть в доктора, в магазин, в супер-героев и т. д.? Они не получают от этого удовольствия. Но вспомните, как это было здорово в детстве. Мне кажется, что во многом феномен утраты сюжетно-ролевой игрой своего статуса ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте  связан с тем, что у нас исчезла так называемая «дворовая культура», когда ребенок в разновозрастной среде играл и учился взаимодействовать с людьми. </p>
<p> </p>
<p><strong>— Насколько современные дети отличаются от предыдущих поколений?</strong></p>
<p> </p>
<p>— Детей сейчас лишают детства. Детство воспринимается как дошкольный этап развития, т.е. подготовка к школе. Сокращение времени детства напрямую связано со школами раннего развития и исчезновением сюжетно-ролевой игры из жизни ребенка. Если ребенок учится в дошкольном возрасте,  то когда ему играть? Сейчас у детей очень плохо с воображением, самоконтролем, творчеством, саморегуляцией. Растут идеальные исполнители.</p>
<p> </p>
<p>Исчезла дворовая культура и обычная двигательная активность ребенка. Наши педагоги говорят о развитии мелкой моторики, но забывают о крупной, что очень важно для формирования навыков восприятия пространства и действия с ним. Это то, что сейчас хорошо заметно в школе: наиболее проблемные для обучения предметы – математика и проистекающие от нее. А все из-за отсутствия активных действий. В самом начале ребенок изучает пространство в отношении своего тела: засовывает голову в прикроватные прутики, открывает на себя дверцу шкафа, т.е. он активно экспериментирует со своим телом, окружающим пространством. И мы должны дать ребенку это делать. Поэтому нельзя ограничивать естественную двигательную, поисковую активность малыша кроватками, манежами, ходунками – все это препятствует стимуляции тех отделов головного мозга, которые в дальнейшем будут способствовать усвоению понятия числа и счетных операций. </p>
<p> </p>
<p>Второй этап – понимание пространственных отношений между предметами окружающего мира. Это лазанье по лестницам, горкам, ролики, коньки, велосипеды. Это гораздо лучше, чем когда ребенок складывает пазлы и играет в  Лего. Подобные занятия полезны для развития тех отделов коры, которые реализуют двигательную позу и мелкие моторные движения. А крупная моторика, совместные движения левой и правой половины тела? Когда малыш двигательно активен, у него формируется адекватное взаимодействие двух полушарий. Вот если этап развития крупной моторики, взаимодействием с пространством малыш пропускает, то готовьтесь, что в школе у него будут проблемы с усвоением графического образа букв, цифр, понимания структуры числа, направления счета, решением задач. К примеру, дети пишут буквы и цифры в зеркальном отображении, не понимают значение нуля в структуре числа и т.д. Это все оттуда. </p>
<p> </p>
<p>Кстати, современные психологические книжки рекомендуют для детей, в качестве коррекционных, игры «Выбивалы», «Штандер-штандер», «Козел», «Бузики-Арбузики», «Резиночки», «Казаки-разбойники»…</p>
<p> </p>
<p><strong>— Что же делать родителям?</strong></p>
<p> </p>
<p>— Играть! Играть как можно больше.</p>
<p> </p>
<p>Популярная идея о том, что в дошкольном возрасте ребенок — это маленький взрослый и надо учить его читать, считать и писать, а те, кто этого не делает, плохие родители, – неверная. Видя всеобщую истерию по поводу раннего развития, человек начинает сомневаться. И сомневаться в своем собственном опыте – в своем детстве. Просто посмотрите трезво и рационально: хочет ли ваш ребенок этого? Как он реагирует на занятия? Променяет ли годовалый ребенок копание в песочнице и лазанье по горке, а трехлетний — игру в Человека-Паука, на обучение чтению и счету?</p>
<p> </p>
<p><strong>— Что вы можете посоветовать родителям, которые хотят видеть своих детей успешными?</strong></p>
<p> </p>
<p>— Успешность – понятие относительное. Для меня успешность – это способность ребенка к порождению чего-то нового. Он не будет винтиком в механизме, он не будет воспроизводить шаблоны какой-то деятельности. Я твердо уверена, что воображение не может родиться в ситуации жесткого контроля, жесткой регламентации действий и в беспроблемной  среде. Если вы понимаете успешность так же, как и я, то мой вам совет – играйте с детьми. Прислушивайтесь к их желаниям, к их мотивам, к тому, что они хотят. </p>
<p style=Беседовала Анна Копач

 

Начало читайте здесь

Запись опубликована 08.09.2022 автором admin в рубрике Статьи.

Навигация по записям

← Зимние помощники для мам и малышей Раннее развитие детей. Мнение психолога →
Сайт работает на WordPress