Развитие личности по Фрейду

Зигмунд Фрейд за свою жизнь выдвинул немало теорий относительно развития личности и её становления в обществе. Пожалуй, одной из самых спорных является теория психосексуального развития.

 

Согласно ей, ребёнок развивается по нескольким стадиям, и каждой стадии соответствует определённая зона, в которой находит своё отражение первичная сексуальная потребность. Ставит в тупик то, что развитие ребёнка (в том числе и малыша) подвержено сексуальной нужде. Однако Фрейд считал иначе. В его представлении даже кроха испытывает потребность в получении удовольствия. 

 

В развитии личности учёный выделил несколько стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

 

Оральная фаза.

 

Длится с момента рождения и примерно до полутора лет. В этот период основным источником удовольствия для малыша является область рта. Через рот он не только удовлетворяет физиологическую потребность в питании, но и получает удовольствие путём сосания.  Вообще Фрейд был уверен, что оральная зависимость остаётся с нами на всю жизнь: поцелуи, курение, жевательная резинка, поглощение вкусной пищи – всё это привычка, полученная ещё в младенческом возрасте. Он утверждал, что дети с первых дней начинают разграничивать чувство утоления голода и приятные ощущения от процесса сосания. Поэтому со временем, когда малыш немного подрастёт, он так любит брать в рот различные предметы, сосать свои пальцы. Этим он заменяет материнскую грудь с того момента, как его начинают отучать от грудного кормления. Между прочим, именно на этот момент учёный обращал особое внимание.

 

Он предполагал, что если отлучить ребёнка от груди слишком рано, то он вырастет и станет требовать от партнёра излишней заботы и ласки. Поэтому пока мать способна кормить грудью, она просто обязана это делать. Спустя некоторое время, когда у малыша начинают пробиваться зубки, он с рьяным любопытством будет кусать и грызть. Порой, от переполняющей любви и невозможности иначе проявить свою любовь, ребёнок может даже кусать родителей. 

 

><br /><span style=Фото с сайта www.generation.uz

Анальная фаза.

 

Продолжается до 3-х лет. В этот период ребёнок основное своё внимание сосредотачивает на области ануса. Дело в том, что в это время у него получается осознанно контролировать свой первый процесс – процесс испражнения. В силу этого ребенок испытывает огромное удовольствие от того, что сам может решать, в какое время он будет ходить в туалет. Фрейд даже предположил, что ребёнок может осознанно сдерживать процесс испражнения, чтобы потом испытать приятные эмоции от давления на боковые стенки ануса. И здесь уже всё зависит от родителей. Если они силой будут принуждать малыша сходить на горшок, то он может, наоборот, сдерживаться, что повлечёт за собой запоры. В будущем такие дети вырастут скупыми, замкнутыми, требовательными и чрезвычайно упрямыми. Если же родители будут поощрять и хвалить регулярное использование горшка, то они не только сберегут здоровье чада, но и воспитают в нём правильную самооценку.

 

В то же время ребёнок получает информацию о том, что в обществе есть запреты, которые нельзя нарушать, а также разделение поступков на хорошие и плохие (за последние последует наказание). Малыш начинает осознавать, что ходить нужно в горшок, а не в штанишки; что ходить нужно в туалет, а не куда ему захочется; что за нарушение этих правил его будут ругать родители. Предполагают, что именно на этой стадии в ребёнке закладываются основы чистоплотности и аккуратности, и, если пропустить этот момент, что-то исправить будет уже невозможно. 

 

><br /><span style=Фото с сайта vse-sekrety.ru

Фаллическая фаза.

 

Охватывает период с 3-х до 6-ти лет. В это время основное внимание ребёнка переключается на гениталии. Название же данной стадии идёт оттого, что, по мнению Фрейда, всё сконцентрировано на фаллосе. Мальчики осознают, что он у них есть, и начинают его изучать, а девочки понимают, что у них его нет. Именно в этот период дети начинают активно интересоваться половыми органами как своими, так и противоположного пола. Им становятся интересны половые отношения, они начинают спрашивать родителей о том, откуда берутся дети. Взрослые, которые ранее были «одного пола», теперь чётко делятся на мужчин и женщин, происходит осознание сексуальных различий. Единственным негативным явлением является желание «соблазнить» родителя противоположного пола и ревность к родителю своего пола. Так, мальчики начинают ухаживать за матерью, считая её единственной любовью. И действуют они так, как, по их мнению, действуют взрослые. Например, они могут с гордостью демонстрировать матери свой половой орган, дабы показать себя мужчиной.

 

Отца же те воспринимают как конкурента, могут сознательно проводить много времени с матерью, чтобы ослабить отношения между родителями. Постепенно такое соперничество исчезнет, и мальчик поменяет своё мнение. Теперь он будет стараться копировать родителя, перенимая его лучшие черты. Папа становится примером для подражания. Девочки же стараются как можно больше времени проводить с отцом. Осознание того, что у неё нет пениса, толкает некоторых на высказывание «претензий», якобы, это мать виновата в том, что дочь родилась без него. Отец же становится предметом для ухаживаний, особой заботы и ласки. Со временем девочка понимает свою ошибку. Тогда папа для неё превращается в идеального мужчину. Именно похожего на отца партнёра она будет искать в будущем. 

 

><br /><span style=Фото с сайта tululu.org

Латентная фаза.

 

Фрейд рассматривал её как промежуточную, ибо особого сексуального подтекста она не несёт. Это время с 6-7 лет и до момента начала полового созревания (12-13 лет). В этот период чадо развивается, учится всему. Ребёнок активно увлечён спортом, творчеством, изучением понравившихся занятий. Кроме того, именно тогда и происходит становление маленького человека в обществе, он общается не только со сверстниками, но и со взрослыми, пытается найти и занять своё место в компании. Он активно ищет то, чем ему действительно нравится заниматься (этим определена частая смена интересов, кружков и секций). Если в предыдущей стадии ребёнок только узнавал о нормах морали, то сейчас он уже окончательно закрепляет в себе принципы поведения, определяет что для него хорошо, а что плохо. Рождается совесть, и теперь уже он может со всей «взрослостью» оценивать свои поступки. Сексуальный же инстинкт пока дремлет, словно набирает силу перед всплеском – моментом полового созревания.

 

><br /><span style=Фото с сайта www.artleo.com

Генитальная фаза.

 

Временем этой фазы является время полового созревания ребёнка. Сексуальный интерес вспыхивает с новой силой и концентрируется в области гениталий. В процессе развития происходит активное проявление вторичных половых признаков (растёт грудь у девочек, у мальчиков на лице появляется волосатость). Подростки по-новому смотрят на свои гениталии: если раньше это были просто отличия между девочками и мальчиками, то сейчас они рассматриваются как инструмент для получения удовольствия. Изучается своё тело, находятся точки, ласки которых приносят особо приятные эмоции. Из-за необходимости избавиться от излишков сексуальной энергии часто подростки прибегают к помощи мастурбации. Рождается сексуальный интерес к противоположному полу.

 

Правда, по мнению Фрейда, вначале подросток проходит через «гомо этап»: он испытывает влечение к сверстникам одного с ним пола. Это проявляется в особой привязанности к другу, учителю, соседу и так далее. Потом этот интерес пропадает и вспыхивает влечение к полу противоположному, начинают проявляться знаки внимания и ухаживания. Изменения в организме сказываются на общении с родителями: появляется раздражительность, грубый тон, нередки конфликты на почве непонимания поступков взрослыми. Нет уже того интереса ко всему, что было так увлекательно ранее. Отставание в развитии на этой стадии приводит к неуверенности, нерешительности, стеснительности; не получается спокойно общаться с представителями противоположного пола, что приводит к сложностям в построении полноценных отношений.

 

><br /><span style=Фото с сайта www.techgid.ru

 

Теория сексуального развития ребёнка Фрейда не получила однозначной реакции в научных кругах. Одни считают, что во всём тот был прав, и это нужно учитывать в воспитании ребёнка. Другие же ссылаются на противоположность понятий «ребёнок» и «сексуальность», ввиду чего малыш просто не может интересоваться сексом из-за возраста. В любом случае, к каким относитесь вы – решать только вам. Возможно, эта теория чем-то и поможет вам в процессе воспитания вашего чада.