Кнут или пряник, что выберете Вы?

></p>
<p>После появления на свет новорожденного начинаешь понимать, что малыш – это не просто крошечное несмышлёное существо, а отдельный человек со своими желаниями, требованиями, настроением и … характером. Не имея специального образования педагога или психолога, трудно сориентироваться и выбрать правильную тактику воспитания, но всё таки многие мамы интуитивно знают как найти «ключик» к своему карапузу и методом проб и ошибок находят наиболее оптимальные подходы. </p>
<p> </p>
<p>Про метод «кнута и пряника» в воспитании наслышаны многие, но вот про положительное и отрицательное подкрепление знают не все. Чтобы лучше разобраться в вопросе, между понятиями можно провести такую параллель: «кнут» – громкий строгий голос, серьезное лицо и сдвинутые нахмуренные брови родителей – это  ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ подкрепление, «пряник» – ласковый голос, одобряющая улыбка и нежные объятия  мамы – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ подкрепление. </p>
<p> </p>
<p><strong>И что дальше?</strong></p>
<p> </p>
<p>Дело в том, что используя эти подходы в воспитании маленьких детей можно добиться нужных Вам результатов, при условии правильного и своевременного их применения. </p>
<p> </p>
<p>Нужно как можно чаще стремиться к положительному подкреплению малыша. Если вы приметили маленький успех малыша или поведение, которое вам нужно, сразу подкрепляйте его, хвалите, радуйтесь с малышом вместе. </p>
<p> </p>
<p>Например, вы учите малыша пользоваться горшком, при первом же успехе крохи подкрепите его и словом и делом (объятием), чтобы малыш поскорее понял, чего именно мама хочет от него и знал, что то что он делает правильно и хорошо. Если вы, например, показываете малышу карточки с животными, то в момент, как только начинаете замечать, что ребёнок различает и узнает где котик, а где курочка и он справляется с заданием, непременно подкрепляйте его. В такие моменты (при условии заинтересованности малыша), ребёнок поймёт, чего от него хотят, например запоминания или понимания, и будет к этому стремиться в  следующий раз.</p>
<p> </p>
<p>А вот отрицательным подкреплением лучше пользоваться реже. Поведение ребёнка улучшится только после положительного подкрепления, например, накричав на ребёнка, вы вряд ли его успокоите и избавитесь от плача и капризного настроения. Некоторые специалисты считают, что малыши и вовсе не воспринимают отрицательного подкрепления.… Так что, любители «кнута», делайте выводы и своевременно вносите коррективы в своё поведение.</p>
<p> </p>
<p><strong>Какие есть правила использования подкрепления?</strong></p>
<p> </p>
<p>Во-первых, положительное подкрепление должно быть выражено сразу после успешного действия малыша. Чтобы вскоре увидеть последующие успехи малыша, важно не пропускать его первые удачные попытки сложить пирамидку, мозаику, домик и  т.д и поощрять их.</p>
<p> </p>
<p>Во-вторых, условно постоянно подкрепляйте малыша, как бы мимоходом и ненавязчиво: улыбнитесь спокойно играющему в кубики ребёнку, выразите свое одобрение при виде того, как он аккуратно собирает игрушки или внимательно рассматривает книжку,  ласково прикоснитесь, подайте нужную игрушку.</p>
<p> </p>
<p>Не подкрепляйте ребёнка раньше времени, малыш должен довести начатое дело до конца. В процессе игры нужно поощрять малыша лишь словами типа: «правильно», «хорошо», «продолжай».</p>
<p> </p>
<p>Окончательное подкрепление должно следовать за конкретным результатом: не просто сел на горшок, а ещё и сделал там свои «важные дела», не просто хаотично складывает пирамидку, а складывает её в правильном порядке, не просто играет с одеждой куклы, а правильно её одевает. Важно не хвалить кроху раньше времени, чтобы он не переключился на что-то другое. Если ребёнок уже получил похвалу за то, что сел горшок, то теперь можно и другим делом заняться. В следующий раз малыш может не завершить начатое дело, думая, что такое поведение допустимо.</p>
<p> </p>
<p>Запоздалое подкрепление не приносит ребёнку чувство радости, и не усиливает его энтузиазма.</p>
<p> </p>
<p>Долгие паузы между подкреплениями могут лишить малыша заинтересованности в той или иной игре или  в процессе обучения. Например, вы хотите, чтобы малыш как можно дольше играл в кубики пока вы заняты домашними делами, но оставляя его без внимания, вы добьётесь противоположного эффекта. Если бы ребёнок своевременно получил свое подкрепление, то самостоятельная деятельность продолжилась бы ещё.</p>
<p> </p>
<p>Что касается отрицательного подкрепления, то оно ничему не учит. И если вы уже им воспользовались, но поведение ребёнка хоть немного улучшилось, то отрицательное подкрепление стоит немедленно прекратить. Вместо отрицательного подкрепления лучше вместе заняться игрой и немного приободрить ребёнка, такое совместное времяпровождение будет для него обучающим.</p>
<p> </p>
<p>Частое применение «кнута» делает ребёнка напряженным и сомневающимся в родительской любви, меняет его характер не в лучшую сторону.</p>
<p> </p>
<p>Здоровый малыш всё время кроме сна и время еды должен играть. Играя, он узнаёт много нового и учится.  Поэтому разумно используйте подкрепления и совместными усилиями добивайтесь новых результатов и успехов.</p>
<p> </p>
<p><strong>Подытожим…</strong></p>
<p> </p>
<p>Хвалите рёбенка часто, но своевременно: не запаздывайте, но и не торопитесь, хвалите сразу после конкретного действия, не забывайте про условное подкрепление малыша.</p>
<p> </p>
<p>Вовремя останавливайтесь, если воспользовались отрицательным подкреплением и не используйте отрицательное подкрепление чрезмерно часто.</p>
<p> </p>
<p>Похвала будет особенно эффективной, если она будет заслужена. Нужно научится хвалить не только за черты характера или внешности (хорошенький, умненький и т.д.), нужно хвалить за достижения. Разумно используя похвалу можно направить поведение ребёнка в правильное русло.</p>
<p> </p>
<p style=Ирина Рыбакова