Mamochki.by

Белорусские учителя меняют методику преподавания

></p>
<p> </p>
<p>В то время как многие родители сетуют  на белорусскую школу и учителей, аргументируя свое мнение плохой подготовкой преподавателей и нерациональной учебной программой,  «Таварыства беларускай школы»  обучает учителей со всей страны на  дистанционном курсе методике «Активная оценка».  Курс призван показать  педагогам, что в их силе увеличить мотивацию к учению, улучшить  успехи учеников и сформировать позитивное отношение к школе. Причем не надо ждать перемен «сверху». Учитель может сделать обучение  увлекательным и высокоэффективным сам, как только начнет пользоваться методикой «Активной оценки» (АО). Самое интересное, что  «АО» существует и реально работает в Беларуси с 2009 г. </p>
<p> </p>
<p><strong>С чего все началось</strong>:</p>
<p> </p>
<p>«Активная оценка» – это методика с мировым именем. Впервые о ней заговорили в 1967 году, благодаря известному педагогу Бенджамину Блуму.  В начале 2000-х  «Активная оценка» нашла свое применение в США, Франции, Чехии, Польше. В Чехии она  была признана настолько эффективной, что Министерство образования выбрала ее основной для применения в школах. С 2009 г. методика «АО» реализуется в белорусских школах  и распространяется педагогами-новаторами с помощью семинаров, конференций и обучающих дистанционных курсов. </p>
<p> </p>
<p><strong>Суть методики</strong>: </p>
<p> </p>
<p> Традиционно учителя выставляют ученикам баллы в конце занятия. В итоге  в дневнике и журнале появляются, так называемые «подытоживающие оценки», т.е.  результат работы на уроке. Именно согласно этим отметкам родители оценивают успехи своих детей. Однако согласитесь с тем, что баллы не показывают, над чем именно нужно работать ученику, что у него не получается  и на что нужно обратить внимание. Все эти задачи призвана решить «активная оценка». «АО» – это новая стратегия обучения, которая предполагает получение регулярной обратной связи учеником и его родителями от учителя. Т.е. балл перестает быть главным индикатором успеха или неудач обучаемого.</p>
<p> </p>
<p><strong>Рассмотрим действие «АО» на реальных примерах из учебного процесса</strong>:</p>
<p> </p>
<p> – Занятия в школе  для многих детей – это процесс, который полностью зависит от учителя. Ученик не решает ничего. Его дело  –  прийти, изучить материал, подтвердить знания, получить отметку. «АО» меняет подход к обучению. Согласно методике любое занятие начинается с того, что учитель вместе с ребятами вырабатывают цели для занятия, причем делают они это на понятном для обучаемого языке (т.е. без всяких заумных педагогических формулировок). Это делается для того, чтобы каждый понимал, что сегодня будет на занятии, и к чему нужно стремиться на уроке. В конце занятия педагог вместе с учениками проверяет, удалось ли им добиться целей. Самое интересное, что каждый ученик сам себя оценивает и подводит итог своей работе на уроке.  </p>
<p> </p>
<p>–  Обычно занятия в школе проходят в режиме «поднимаешь руку –  вызывают». Тихие и пассивные ребята очень часто так и «просиживают уроки». «АО» меняет отношение к учебному процессу. Во-первых, методика предполагает увеличение времени на ожидание ответа от ученика. Кстати, поднимать руку при ответе с «АО» тоже теперь необязательно. Один из приемов методики – это наличие специальных карточек с именами и фамилиями детей, которые учитель достает в течение занятия. В итоге, отвечают все и по несколько раз.  Во-вторых, педагог обучает учеников, как задавать вопросы, формируя желание интересоваться происходящим. В-третьих,  ребята учатся ставить цели для себя и проверять свои достижения согласно им.  В-четвертых, учитель больше не «ловит» учеников на том, чего они не знают, а делает все, чтобы обучаемые усвоили материал. Для этого педагог создает разные формы работы, в которых каждый ученик может высказаться. Одним словом, активность ученика превышает активность учителя в рамках методики.  </p>
<p> </p>
<p style=></p>
<p> </p>
<p>– Учитель регулярно проводит проверочные работы, которые вызывают страх, дрожь и стресс у учеников.  Для многих ребят – это как «русская рулетка»: даже не знаешь, что получишь за нее, но надеешься втайне, что все будет хорошо. «АО» меняет подход к проведению проверочных работ. Перед тестом учитель вместе с учеником обсуждают, какие пройденные темы должны быть в работе, разрабатывают критерии оценки проверочной (например, успешно выполненная работа – это дать развернутый ответ на все вопросы, написать все даты, написать все слова без ошибок и т.д.). Таким образом, ученики  и их родители знают, чего ждать и проверочная работа перестает быть чем-то непонятно-пугающим. Кстати, согласно традиционной методике преподавания педагог обязан выставить отметки за работу в журнал и перейти к новой теме.</p>
<p> </p>
<p>Согласно «АО» учитель предлагает каждому ученику решить самому, стоит ли выставить отметку в журнал и если он не согласен, то предлагает вариант индивидуальной работы, чтобы устранить пробелы в знаниях. Ученик получает комментарии от учителя в устном или письменном виде о том, над чем ему стоит поработать.  Педагог и обучаемый работают над темой с помощью дополнительных заданий до того момента, пока ученик не повысит свои знания по теме и не получит новую отметку, с которой будет согласен. Важно, что ребенок сам осознает свои проблемы и сам принимает решение улучшить свои знания, став лучше.</p>
<p> </p>
<p> –  Традиционно ученики приносят оценки домой практически каждый день. Балл не отражает конкретных знаний, умений и навыков ребенка на определенном этапе, он просто может  показать, как ученик сегодня работал на уроке.  «АО» предусматривает сокращение количества отметок в журнале. Зато если они и появляются в журнале, то показывают реальный уровень ученика. Каждому обучаемому учитель предлагает в конце занятия оценить себя и своих «коллег», проанализировав достижение целей занятия. По итогам анализа педагог предлагает оценки выставить в журнал и раздает комментарии о работе на занятии. Каждый ребенок вправе согласиться на отметку или выбрать вариант «проработать» тему еще раз с учителем. </p>
<p> </p>
<p>Заметим, что методика «АО» предполагает не только активную работу педагога, но и деятельность родителей. Без них стратегия «Активная оценка» не будет эффективной. О том, что должны делать родители в рамках «АО», рассказывает  Михаил Викентьевич Кудейко, старший преподаватель  кафедры педагогики высшей школы и СВТ БГПУ им. М. Танка. </p>
<p> </p>
<p style=></p>
<p><strong>Рекомендации родителям</strong>:</p>
<p> </p>
<p>1)<span style= Перестаньте спрашивать у ребенка: «Что ты сегодня получил?». Вместо этого поинтересуйтесь: «Чему ты сегодня научился? Что было хорошо? Что плохо? Какие рекомендации тебе дал учитель?».  

2) Давайте ребенку поручения, предварительно определив критерии для оценки (ребенок должен четко понимать, чего вы хотите от него и как ему этого добиться). Проверяя выполненное, предлагайте ему самому решить – хорошо он справился или нет.

3) Комментируйте действия ребенка, начиная с позитивных моментов.

4) Учите детей рассуждать. Поощряйте мыслительную деятельность.

5) Доверяйте ребенку и советуйтесь с ним.

6) Помните: у ребенка всегда есть шанс улучшить свои знания. Не забывайте давать ему этот шанс. 

 

Таким образом,  «Активная оценка» – это стратегия, которая учит детей видеть свои успехи и идти вперед, осознавать свои неудачи и устранять пробелы. Методика «АО» создает эффективное взаимодействие между учителем, учеником и его родителями. «АО» уже работает и применяется белорусскими педагогами. Для того чтобы начать использование «АО», нужно просто желание педагога, а теоретическую основу и практические рекомендации дадут педагоги-новаторы «Таварыства беларускай школы». 

 

Подробнее об «Активной оценке» читайте на сайте aacenka.by

 

 

 

 

-->
-->