В данной статье хочется коснуться такой темы, как воображаемые друзья детей. Часто родителей пугает такая невидимая дружба, потому что их сын или дочь настолько реально рассказывают и общаются со своим невидимым другом, что взрослые начинают задумываться, а все ли в порядке с психикой любимого чада.
Эффект придуманных друзей называют «синдромом Карлсона» и детские специалисты (врачи, психологи, неврологи) не считают его отклонением от нормы. Данный синдром встречается по различным данным практически у 60-70% детей в возрасте от 3 до 6-7 лет. Кстати, встречается данный синдром и у взрослых. Более того, придуманные друзья, как правило, бывают у детей с ярким воображением, высоким интеллектом и развитыми творческими способностями. Оно и понятно: мало того, что нужно в мельчайших подробностях вообразить невидимого друга, нужно еще придумать его привычки, что он любит, от чего злится, какие песенки знает, как говорит и т.д.
Причины, по которым у детей появляются придуманные друзья, бывают очень разными и если не брать в расчет просто очень яркое и живое воображение отпрыска, то появление невидимого друга может свидетельствовать о следующем:
1. Нехватка внимания со стороны близких (чаще всего родителей). Малыш придумывает себе надежного друга, который никогда не отмахнется от него, когда тот хочет поиграть, всегда прочтет сказку, споет с ребенком песенку или поиграет во что-нибудь. В случае, когда поведение близких меняется и отпрыску начинают уделять много внимания и заботы, воображаемые друзья постепенно начинают забываться и приходят все реже.
Гиперопека – еще одна крайность, от которой ребенок стремится уйти, как может, например, придумав себе друга, с которым весело, и никто не давит на психику: можно мысленно и по лужам пошлепать, и ящик мороженного съесть, и на перилах покататься. Выход один – перестать держать ребенка под колпаком и дать малышу больше свободы.
3. Замкнутость, застенчивость, неумение общаться также могут стать основой для ухода в себя и придумывания надежного друга, который примет ребенка таким, какой он есть и не будет над ним смеяться. Если вы замечаете, что у вашего отпрыска совсем нет друзей или что в школе он ни с кем не общается – это нужно менять. Замкнутым и необщительным людям тяжело живется, их мало кто любит. Старайтесь максимально расширить круг общения сына или дочери и научите общаться и дружить.
4. Скука. Не только взрослым, но и детям бывает скучно: все надоедает, каждый день одно и то же: ранний подъем, умывашки, одевашки, детский сад, одни и те же игрушки… сценарий не меняется. Ребенку просто необходимы новые впечатления! Дети живут в очень ярком и живом мире, и каждый день для них – это как целый год для взрослого. Поэтому, если ваш ребенок не получает новых ярких эмоций, он их придумает себе, а заодно и друга, с которым можно и в облаках полетать, и звезды половить в мешок, и в океане на огромной рыбе проплыть.
5. Слишком строгое воспитание, при котором ребенка постоянно ругают и мало хвалят. В таком случае отпрыск может защищаться от родительского гнева тем, что сам будет ругать воображаемого друга или же, наоборот, придумывать всякие интересные и полные приключений истории, где ему с другом удается блестяще избежать наказания.

Делайте выводы и исправляйте ошибки. Например, если друг вашего ребенка Супермен или дядя Степа-великан, который постоянно его спасает и защищает, то это напрямую указывает на то, что вашему малышу действительно нужна защита, и он чувствует себя неуверенно (как вариант, чего-то боится). Если ваш ребенок рассказывает просто невероятные приключения и истории, в которые они попадали с другом, а вы только диву даетесь, откуда у него такая фантазия, вероятнее всего отпрыску не хватает новых впечатлений.
Нельзя не сказать, что существует вероятность того, что воображаемые друзья свидетельствуют о психических нарушениях. Скорее в том случае, когда ребенок сам начинает не различать фантазию и реальность, и вам это отчетливо заметно. Или когда вас пугают рассказы малыша о том, каким образом они играют или проводят с другом время (например, ходят по кладбищам и т.п.). При любых подобных проявлениях не бойтесь обратиться к психологу. Проведя с ребенком несколько сеансов, он либо развеет ваши страхи и объяснит в чем, скорее всего, кроется причина воображаемых друзей, либо расскажет о выявленных нарушениях и даст профессиональный совет, как поступать дальше.