Как сформировать интерес к учёбе

Учебные достижения ребёнка — это результат совместных усилий всех членов семьи. Родители в большей степени, чем учителя, ответственны за формирование у детей интереса к учёбе, стремления постоянно узнавать что-то новое. К родным, любимым людям ребёнок испытывает абсолютное доверие.

 

В предыдущей статье мы представили возможные причины отсутствия у ребёнка интереса к учебе. Сейчас предлагаем вашему вниманию ряд рекомендаций и упражнений, которые помогут ребёнку учиться с интересом, сделают учебный процесс живым и увлекательным.

 

><br /><span style=Фото с сайта www.alqalamuae.com

 

НА УРОКИ – С ОХОТОЙ

 

1. Всё новое вызывает у человека подсознательную тревогу. Особенно это касается детей. Поэтому нужно, чтобы ребёнок познавал неизведанное совместно со взрослыми. Его желание продемонстрировать родителям свои новые достижения, отсутствие боязни в кругу близких людей совершить ошибку будут способствовать развитию интереса к учёбе.

Проводите с ребёнком как можно больше времени. Изучайте его склоннос ти и интересы, поддерживайте начинания.

 

2. Страх — не лучший помощник. Под излишне строгим надзором, в условиях приказов, угроз и наказаний у ребёнка будут расти отвращение и даже ненависть к учёбе и неуважение к родителям. По пробуйте связать процесс обучения с положительными ассоциациями. Делайте акцент на успехах ребёнка: например, вместо “Ты опять не сумел” говорите “Сегодня уже лучше, и хотя пока ещё недос таточно хорошо, я верю, что ты справишься” или “Не плохо, но я знаю, что ты можешь лучше”. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с кем-то дру гим, сравнивайте его толь ко с ним самим: “Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня только три — молодец!”

 

3. Покупайте ребёнку такие игрушки, которые позволят ему длительное время изучать что-то, делать маленькие открытия. Организуйте место, где он мог бы практиковать свои новые навыки. Например, на даче постройте песочницу и поместите рядом воду и глину. Когда у ребёнка будет возможность что-то слепить, что-то заполнить, что-то куда-то налить, он через игру будет учиться создавать, строить, измерять. Очень полезны игрушки, стимулирующие креатив ность и свободу выражения, например предметы для занятий декоративно-прикладным творчеством или наборы для рисования, содержащие все необходимые инструменты, с помощью которых ребёнок сможет рисовать, чертить и раскрашивать.

 

4. Учёба — приятный, полезный и интерес ный процесс. Приучайте детей к этой мысли — сначала в играх, потом при поиске верных решений и выборе правильных вариантов в учебных ситуациях. Ребёнок не должен воспринимать учёбу как наказание, скорее как вид игры — увлекательной и неожиданной. Продолжайте играть с ребёнком в свободное

от учёбы время. Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, лото и т. п.)

 

5. Чтобы вырабатывать у малыша усидчивость, учите его при выполнении домашних заданий

придерживаться следующих правил:

➤ садиться за уроки только после периода отдыха;

➤ выполнять сначала лёгкое задание, потом сложное, потом снова полегче и т. д.;

➤ делать кратковременные перерывы через каждые 15—20 минут работы.

 

Во время выполнения домашнего задания поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу в доме: обязательно хвалите ребёнка не толь ко за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.

 

></p>
<p style=Фото с сайта www.iwebstreet.com

 

6. Устанавливайте связь изучаемых понятий, процессов и явлений с практической деятельностью в повседневной жизни на конкретных примерах. Постоянно обсуждайте с ребёнком всё, что происходит вокруг. Объясняйте реальную ценность знаний. Приводите  примеры из вашей жизни, из жизни родственников и знакомых, из биографических фактов об из вестных людях. Рассказывайте, как вам пригодилисьте или иные знания из школьной науки.

 

7. Учите своего ребёнка задавать себе вопросы по заданиям и упражнениям, напрмер: “Чему я учусь, выполняя это задание?”, “Почему здесь вместо цифры точка?” Объясните ребёнку, что, если он чего-то не понял, не надо бояться признаться в этом. Не стыдно не понять что-то новое. И нужно обязательно попросить учителя объяснить ещё раз. Если же оставить пробелы в учебном ма териале сегодня, то завтра можно получить “двойку”. Учите ребёнка сравнивать задания, которые он выполнял вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь или, наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать его желание пополнять свои знания.

 

8. От ошибок не застрахован никто, и ваш малыш тоже может ошибаться. Постарайтесь сохранять терпение и спокойствие, найдите способ исправить ошибку. Ребёнок может получить очень серьёзную психологическую травму, если преподнести ему его ошибку в учёбе как непоправимую трагедию. Поэтому нужно не ругать, а подбодрить, вместе ещё раз повторить то, что не получилось. Это важно не толь ко для учёбы, но и для формирования правильного отношения к различным жизненным ситуациям.

 

9. Если ваш ребёнок получил неудовлетворительную отметку, не кричите, не ругайте его. Помните: постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект — вынуждает малыша занять оборонительную позицию. Отнеситесь к плохой отметке с пониманием, поддержите ребёнка, предложите помощь по более тщательной проработке материала, который оказался трудным. Возможно, малышу потребовалось мужество признаться вам во всём. В таком случае ваша реакция будет для него особенно важной!

 

10. Не лишайте ребёнка любимых вещей, лакомств или игр в наказание, поскольку сами по себе плохие отметки — это уже наказание для него. К тому же подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противостояние вместо ожидаемого компромисса — ваш ребёнок может почувствовать себя нелюбимым в семье.

 

11. Конфликты с одноклассниками и учителями — нередкое явление в школьной среде. Обсуждайте с ребёнком все ситуации, вызвавшие обиду. Настаивайте на авторитете учителя. Объясняйте, что каждый из одноклассников имеет право думать по-своему. Учите воспринимать критические замечания и понимать: сколько людей, столько и мнений. Разговаривая с ребёнком о конфликте, старайтесь не принимать ни одну из сторон. Если вы начнёте защищать учителя, то получится, что чувства ребёнка вы в расчёт не берёте. Если, наоборот, будете подрывать авторитет учителя в глазах ребёнка, то он усвоит, что в подобной ситуации со старшими соглашаться не обязательно.

 

><br /><span style=Фото с сайта slint.in

 

12. Понаблюдайте за вашим ребёнком, за тем, как он рассказывает о школе. Если на вопросы: “У вас дружный класс?” или “С кем ты дружишь?” он начинает уходить от ответа, запинаться, нервничать, значит, причина в его взаимоотношениях с одноклассниками. Напрямую выяснять причину конфликта не стоит. Если вы спросите ребёнка: “Ну, с кем ты опять поссорился?” или “С кем ты на этот раз подрался?”, решить проблему не получится, поскольку такие вопросы заставят его не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него травмирующая ситуация. Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринуждённее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребёнка. Например, посмотрите вместе детский фильм на школьную тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, их конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник прокомментирует увиденное, и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым и жизненным, а какие проблемы — надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в филь ме и в его обычной школе? А чем они отли чаются? Пусть ребёнок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем

отличается “киношная” школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.

 

13. Постарайтесь объяснить ребёнку, что все люди очень разные, кто-то может ему нравиться, кто-то — не нравиться. Так же и он может быть кому-то симпатичен, а кому-то нет, это абсолютно нормально. Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно.

 

14. Проконсультируйтесь с учителем о том, что вызывает у ребёнка трудности в усвоении предмета: он не понимает материала? Он не внимателен? Он не выполняет домашних заданий? Или что-то ещё? Попробуйте позаниматься с ребёнком дополнительно; если не можете сами, наймите репетитора. Следите, чтобы ребёнок выполнял все задания, полученные в школе. Будьте своему ребёнку другом, побуждайте его к искреннему разговору. Расскажите ему, какие трудности в учёбе возникали у вас, убедите, что в этом

нет ничего страшного и что ваши родители тоже когда-то помогали вам.

Статья предоставлена журналом «Рюкзачок»  

подписной индекс:  

Журнал «РЮКЗАЧОК» — 00960 (с CD) — 00157 (без CD)