В основном малыши в 1,5-2 года уже могут изъясняться простейшими фразами. К трем годам они уже активно общаются, связно пересказывают различные события. Болтают, забавно картавят с родителями, вызывая умиления у каждого прохожего.
Но есть малыши — молчуны. Они прекрасно понимают, что вы им говорите. И развиты они лучше, чем их сверстники. Играют в те же игры, без особого труда складывают головоломки, но при этом не говорят ни слова. В лучшем случае они произносят отдельные слова. В худшем — молчат совсем. На фоне сверстников такой ребенок выглядит отсталым и неразвитым. Любое сравнение у родителей вызывает логичный вопрос: а все ли в порядке с моим ребенком?
Как же нужно вести себя родителям ребенка — молчуна, чего боятся и когда надо начинать бить тревогу?
В первую очередь вы должны поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных случаев в роду и раньше. В некоторых семьях есть особенный график развития речи, который будет отличаться от общепринятого. Такие дети говорить начинают поздно, но к 4-6 годам полностью догоняют своих сверстников и в дальнейшем ничем не отличатся от них.
Если у вас именно такой случай, то волноваться не стоит. Ребенок начнет говорить в 3-4 года. Вам просто нужно набраться терпения и как можно больше заниматься с ребенком. Хоть сегодня малыш молчит, слова он запоминает замечательно. К тому времени как он начнет говорить, словарный запас будет большим.
Если в роду не было случаев график развития речи, и при этом ребенок не обделен вниманием и общением, но речевое развитие задерживается, это тоже еще не повод для паники. Желательно пройти обследование у невропатолога для того чтобы убедиться в том, что нет никаких причин для задержки речевого развития. Также не помешает проверить слух малыша. Слабослышащие малыши плохо понимают речь, и поэтому нет базы для развития речевого аппарата. Если причина задержки речевого развития обнаружиться, ее устранение решит все проблемы. Если же не было выявлено никаких препятствий, значит, вы слишком торопите событие.
До 3-3,5 лет малыш может попросту не осознать всей выгоды речевого общения. Или он не испытывает желания говорить. Часто такая ситуация возникает в тех семьях, где родители очень хорошо понимают малыша. У ребенка нет смысла, что — либо объяснять. В результате нет, потребности учиться говорить.
В таком случае задачей родителей будет постоянное создание ситуаций, которые будут провоцировать применение речи. Можно начать с самого простого: указывать на предмет и говорить его название. Например, «Смотри, цветок» или «смотри, птица». Также намеренно не понимайте, что вас просит ребенок. Актуально будет помещение малыша в компанию сверстников — болтунов. Уделите особое внимание играм, которые стимулируют тонкую моторику пальцев.
Особого внимания требует ситуация, когда малыш в раннем возрасте перенес психологическую или физическую травму. Такие потрясения не проходят бесследно. Они могут заметно сказаться на развитии ребенка в целом. Тут важна помощь хорошего психолога. Не переживайте, в большинстве случаев дети перенёсшие травму к школьному возрасту с легкостью догоняют сверстников. По собственному опыту скажу, что ребёнку может помочь в речевом развитии после травмы общение с братьями нашими меньшими.
Самый сложный случай, это когда задержка речевого развития происходит на фоне неустранимых или трудноустранимых дефектов физического развития. В таком случае вам понадобиться максимум терпения чтобы малыш как можно быстрее освоил речевое общение и осознал всю выгоду такого действия. Даже в самом сложном случае нельзя опускать руки. Уже давно были разработаны методики, которые могут помочь детям с нарушением слуха и артикуляции.
И в завершении скажу, что ваш малыш не становится хуже остальных детей только потому, что он не заговорил также рано, как и они. Вам не нужно стесняться молчаливости ребенка. Не позволяйте своим сомнениям понизить самооценку ребенка. Верьте в него. В скором будущем вы вместе преодолеете все трудности и будете не хуже, чем все ваши сверстники. А вы ему в этом вопросе поможете.