В распоряжении редакции оказалась аудиозапись общения видеооператора с заведующей одним из детских садов Могилева. Родители заказали съемку утренника у индивидуального предпринимателя, который решил уточнить у администрации условия. Заведующая спрашивает, какой процент оператор готов предложить, а мужчина отказывается платить за съемку деньги.
Оператор, чей голос слышен на аудиозаписи, профессионально занимается видеосъемкой. Он убежден, что имеет право производить съемку везде, где заказывают его услуги.
— На этот раз меня попросили отработать новогодний утренник в одной из групп. Родителям не понравилось качество работы оператора, предложенного администрацией сада, — рассказывает об инциденте Николай.
Родители передали оператору требования детского сада: для работы в группе он должен быть оформлен как индивидуальный предприниматель, кроме того, ему нужно было принести справку о том, что он не болеет коронавирусом, а также заключить арендный договор. Последний пункт вызвал удивление.
— Аренда — это временная передача в собственность. Если бы я проводил свое мероприятие, пригласил на него, кого хочу, тогда, наверное, можно было бы говорить об аренде. А здесь я просто обслуживаю чужой праздник, — рассуждает видеооператор.
В районном отделе образования ему подтвердили: требование по арендной плате законно. А еще уточнили: в этом году Николай будет первым в районе, кто заключит такой договор по детсадам. Он снова удивился, ведь съемки идут везде и полным ходом, но спорить не стал. Оплата оказалась мизерной — 5-7 рублей. Чтобы заключить договор, нужно было написать заявление и получить у администрации сада визу «Не возражаю».
Николай позвонил заведующей. Тогда и состоялся разговор из аудиозаписи.
— Я представился, объяснил цель звонка. Мы обсудили, есть ли у меня справка, а потом я услышал: «Скажите, Николай, а какая мне выгода от этого? У нас есть свой оператор». Я сразу даже вопрос не понял и начал объяснять, что сниму мероприятие с двух камер, качественно, плюс бесплатно организую онлайн-трансляцию для родителей, их же не пускают на утренники. Но мне было сказано, что это выгода родителей, а не сада. А потом поступило предложение заплатить.
Аудиозапись подтверждает слова Николая. Вот ее фрагмент:
— Я снимаю мероприятие, — говорит мужчина в ответ на предложение поделиться процентом. — Плачу аренду. Родители платят деньги в попечительский совет.
— Это одно другого не касается.
— Я предприниматель, плачу налоги. Мое экономическое участие выражается в налогах…
— (Женский голос перебивает). Все, кто в фото-видеосъемке, мне дают процент на спонсорскую помощь.
— Ну… я никаких процентов не даю.
— Я же тоже должна быть заинтересована. Правда? Если каждый будет так мной командовать… Мне надо как-то выживать тоже.
Далее слышно, как Николай напоминает: государство и родители выделяют средства на то, чтобы сады могли выживать. Заведующая соглашается, но просит не путать одно с другим, потому что «это совершенно другая тема». В итоге Николай повторяет: ничего сверху платить не будет. На этом запись прерывается.
Предприниматель поясняет, что заведующая бросила трубку. Позже он связался с ней через вайбер, спросил, о каком именно проценте идет речь. В ответ пришло: «Надо встретиться».
На встрече суть разговора осталась прежней: собеседница настаивала на деньгах, Николай отказывался.
— Она сказала: «Наши фотографы и операторы платят, чем вы отличаетесь? Я ответил, что когда-то сам работал на руководящей должности и никогда не требовал ничего подобного. Далее я спросил, выполнил ли ее оператор все условия по аренде и ПЦР-диагностике? Пообещал проверить. К разговору подключилась заместитель заведующей и стала рассуждать, что сад не может пустить человека с улицы. Было смешно. Можно подумать, что их оператор живет в саду и он «не с улицы».
Николай устал от этого разговора и предложил просто поставить визу на заявлении, чтобы его пустили в группу на съемку. Но заведующая отказалась.
Оператор решил рассказать эту историю для того, чтобы вскрыть проблему, типичную для многих его коллег. Стороннему человеку получить заказ в детском саду зачастую сложно. Предприниматель и раньше сталкивался с тем, что в учреждения образования неохотно пускали специалистов с улицы, но «с такой прямотой встречается впервые».
— По логике вещей заведующая детсадом может только проконтролировать, как идет процесс, выполняются ли требования безопасности из-за COVID-19 и все. А тут… В конце разговора заведующая спросила меня: «Так чего вы хотите?» Я ответил ей и повторю сейчас: просто хочу честно работать в нашей стране.
Мы дозвонились до администрации детского сада и спросили, о каких процентах идет речь в разговоре. Заведующая коротко пояснила: она предложила видеооператору внести средства через попечительский совет, то есть пожертвовать деньги на нужды детского сада.
Мы также хотели уточнить: могут ли в детский сад не пустить фотографа или оператора, которого наняли родители? В Министерстве образования сообщили, что порядок посещений регламентируется на местах (исполкомами, районными отделами образования и правилами внутреннего распорядка, действующими в садах). Получить оперативный комментарий в управлении образования Могилевского горисполкома не удалось: начальник управления ответила, что готова ответить только на письменный запрос. Мы его отправим и позже опубликуем ответ.

Гнать таких любителей выгоды на улицу, в конкурентную среду. Предпринимательская жилка же есть, пусть использует по назначению там, где это поощряется. А в сфере образования делать нечего. Не хватает на жизнь — ставь вопрос перед непосредственным начальством, министерством и правительством. А крысятничать на детях не дело.
Вымогательство взятки называется, статья УКРБ
А, я забыла, иногда не до законов…
ИПшник красавец, нужно всю эту систему на свет доставать. Привыкли на откатах сидеть.
Не удивительно, совсем. В Минске такая система повсеместно! И все об этом, увы, знают.
С оператором (фотографом) заключается официальный договор, в котором четко оговаривается стоимость для родителей, варианты, если родитель откажется (бывает и такие случаи!), оговаривается, что видео и фото нигде не будут в дальнейшем распространяться. И если оператор (фотограф) профессиональный, то он без проблем подписывает такой договор, т.к. предоставляя услуги оператор (фотограф) должен заключить договор с КАЖДЫМ родителем. А предоставление услуг без такого договора — незаконная предпринимательская деятельность. Это не вымогательство, а исполнение закона. Но, видимо, сейчас «Что хочу — то и ворочу, кого хочу — того и оболью грязью…..»