Учитель Александр Крушев из агрогородка Добрая (Могилевская область) для многих белорусов стал героем месяца. В начале ноября он в паре с коллегой записал видеообращение, где осудил насилие и поддержал всех, кто пострадал из-за гражданской позиции. За неделю до этого откликнулся на призыв к общенациональной забастовке. Администрация местной школы оценила активность по-своему: педагога уволили по статье. Мы поговорили со смелым учителем, спросили, не жалеет ли он о своем поступке и чем намерен заняться теперь.
В первую очередь поинтересовались, как Александр решился на однодневную забастовку и запись видеообращения. Сделать такое, живя в небольшом агрогородке и имея на руках двух малышей, — более чем смелый поступок.
— Я в целом немного экстремал, — смеется Александр. Настроение у парня, судя по всему, бодрое. — Никогда не было страшно делать то, в чем я был уверен: если это доброе, законное дело. Я не мог оставаться равнодушным, видя, как страдают мирные граждане только из-за того, что воспользовались конституционным правом и высказали свою позицию. Хотелось поддержать людей.
Александр признается, что предвидел реакцию начальства. Был готов к худшему — к тому, что все может закончиться задержанием. Но милиция интереса, к счастью, не проявила, а вот на работе события развивались следующим образом:
— Перед объявленной всеобщей забастовкой я устно уведомил руководство, что 26 октября не выйду. Но на следующий день, 27 октября, уже работал: не хотелось, чтобы из-за моей позиции ученики пропускали уроки. Написал объяснительную, в которой изложил свою позицию. Потом мы записали видеообращение, никакой реакции от начальства не было. Я уже думал, что получу какой-нибудь выговор и все. Настроился на работу. Но через неделю нас с коллегой вызвали к себе и поставили перед фактом, что мы уволены по статье за прогул.
Сейчас многие односельчане спрашивают у Александра, зачем ему это было надо — потерять работу, зарплату. Он отвечает, что деньги — не самое важное в жизни:
— Супруга мою позицию разделяет, хотя ей было страшно за меня. Родители тоже поддержали. Это главное.
— А учителя? Ваши минские коллеги, которые записали похожие видеообращения, позже рассказывали, что им было тяжело: коллектив разделился на два лагеря.
— У нас двух лагерей нет. Есть коллеги, которые поддерживают и разделяют нашу позицию. Но есть и те, кто, на мой взгляд, просто запуган. А так наш поступок обсуждали, конечно, все. Агрогородок маленький, каждый друг друга знает. В общем, и коллектив, и односельчане — хорошие, порядочные люди, соответствуют названию населенного пункта. Агрессии по отношению к себе я не почувствовал.
«Иногда шутил перед учениками: сегодня у нас урок по истории информатики»
Спрашиваем у Александра, нет ли желания уехать из тихого агрогородка. Отвечает, что нет. Он даже вуз подбирал с т прицелом, чтобы после учебы можно было вернуться и работать здесь.
— Мне очень нравится место, где живу: здесь мои родители, друзья, много молодых, у нас самое чистое в районе озеро, вокруг лес… В общем, у меня не было желания закрепиться после учебы в Минске. Поэтому я заранее рассматривал профессии, которые позволят работать в агрогородке. Перспектив было немного: с высшим образованием у нас можно устроиться либо в сельское хозяйство, либо в школу. Я выбрал второе, тем более что с детства люблю математику.
Александр почти три года преподавал в школе, которую сам когда-то закончил. За это время, признается, в профессии несколько разочаровался:
— Я думал, что учитель должен учить детей. Но на практике оказалось, что это не основное. Очень много документов, отчетности. Часто получалось, что на первый план выходили «бумажки». Вот это разочаровало. Столкнулся и с тем, что нагрузки много, готовиться к урокам сложно, а зарплата небольшая. Кроме того, не радует программа по информатике. У нас в некоторых классах учебники — 10-летней давности. Я считаю, что по такому предмету материал надо менять минимум раз в два года. Даже детям об этом открыто говорил: «Сегодня у нас урок истории информатики, потому что тема неактуальна».
«В какой-то момент не на больничных осталось пару учителей»
Поинтересовались у Александра, как он относится к еще одной злободневной для школы теме — связанной с COVID-19. Известно, что многие учителя сейчас обижены и на Минобразования, и на свое руководство: считают, что их недостаточно защищают от коронавируса. Александр говорит, что в глубинке ситуация схожая:
— Нашу школу коронавирус затронул напрямую. Мы, наверное, единственное учреждение образования в стране, которое закрывалось с начала учебного года на карантин. Дистанционное обучение длилось с 9 по 23 октября. А по-другому было нельзя. В какой-то момент у нас только пару учителей были не на больничных. Так произошло из-за безразличия «сверху». На карантин нас закрыли благодаря родителям учеников: они звонили в область, жаловались. Я тоже в тот период заболел. Но, слава Богу, перенес коронавирус терпимо, и никого из своих домашних не заразил.
— Что вы намерены делать сейчас, потеряв работу?
— Ищу работу в интернете — смотрю что-нибудь, связанное с программированием.
— Извините за бестактный вопрос: двое маленьких детей, жена в декрете. На что будете жить?
— С голоду не умрем. Первое время родственники выручат, нам много не надо. Найду работу. Прорвемся. Я ни о чем не жалею — ни о видео, ни о своей позиции. Как я сказал в записи, «правду видеть больно, но необходимо». Совесть важнее.
Мы поговорили и с тетей Александра — педагогом Натальей Крушевой, с которой они вместе записали видео. До увольнения Наталья работала учителем музыки в местном детском саду и обучала на дому девочку с инвалидностью. Наталье пока было не до продолжительных бесед с журналистом: она переживала за мужа, который отбывал 15-суточный арест после того, как вместе с коллегами записал видеообращение и раскритиковал ситуацию в стране. Комментируя свою позицию, Наталья повторила слова племянника: «Ни о чем не жалею. Совесть важнее». На момент выхода статьи супруг Натальи уже вернулся домой.
Елена Орлова



Потрясающий парень! Ещё и жить хочет в родном агрогородке, а не где придётся. В любой нормальной стране ценили бы, но не у нас. У нас уволили из школы и будут пытаться выдавить из страны. А детей пусть учат грустные тётки, которые своей тени боятся, и милицейские начальники, как тот прославившийся своей лексикой кадр из Бреста.
Александр, моё вам уважение! Уверена, что с таким оптимизмом и решительностью всё у вас будет хорошо.
А от пособия на детей от крывавага рэжыма храбрый отец почему не отеазался? Или как в анекдоте» Здесь читаю, здесь не читаю, а здесь рыбу заворачивали».Принципиальным нужно быть до конца, а не ограничиваться полумерами.
Наталия Бортник, это деньги не «крывавага режима», это деньги из налогов людей которые работают на заводах, фабриках, в частных фирмах, ИТ-компаниях. Надо у них вначале спросить, на кого они готовы их тратить — на ОМОН и не работающие мега-дорогие проекты типа БелАЭС, либо на поддержку этой семьи 🙂
Наталия Бортник,
Помолчите лучше, за умную хоть сойдете.
В школе такая смешная зарплата, что иль потерял ее, иль нет — один хрен. Особенно по сравнению с программированием, к которому у умного парня лежит душа. Желаю ему побыстрее выйти на нормальную зарплату!