На сайте eschool.by опубликован рейтинг школ по результатам централизованного тестирования в 2019 году. В списках лидеров преимущественно гимназии и лицеи Минска и областных городов.
Для удобства мы вынесли в отдельные таблицы итоги ЦТ по математике и русскому языку. С результатами по остальным предметам можно познакомиться ЗДЕСЬ>>>
Итоги ЦТ по Математике
В этой таблице школы, где ЦТ по математике сдавали более 100 человек:
|
Школа |
Кол-во учеников |
Максимальный бал |
Минимальный бал |
Средний бал |
| ГУО «Лицей Белорусского государственного университета» | 145 | 100 | 18 | 80,28 |
| Лицей Белорусского национального технического университета | 126 | 100 | 49 | 77,37 |
| ГУО «Лицей № 2 г. Минска» | 141 | 100 | 18 | 70,96 |
| ГУО «Лицей № 1 г. Минска» | 166 | 94 | 36 | 70,6 |
| УО «Могилевский государственный областной лицей № 3» | 106 | 100 | 31 | 70,6 |
| ГУО «Гомельский городской лицей № 1» | 99 | 91 | 9 | 68,56 |
| ГУО «Лицей № 1 им. А.С. Пушкина г. Бреста» | 127 | 100 | 25 | 65,6 |
| ГУО «Гимназия № 6 г. Минска» | 99 | 91 | 25 | 64,91 |
А это рейтинг минских школ. Если вы живете в столице, вам будет любопытна именно эта информация:
|
Школа |
Кол-во учеников |
Максимальный бал |
Минимальный бал |
Средний бал |
|---|---|---|---|---|
| ГУО «Лицей Белорусского государственного университета» | 145 | 100 | 18 | 80,28 |
| ГУО «Гимназия № 27 г. Минска» | 44 | 100 | 51 | 80,11 |
| ГУО «Минский районный лицей» | 1 | 80 | 80 | 80 |
| Лицей Белорусского национального технического университета | 126 | 100 | 49 | 77,37 |
| ГУО «Гимназия № 10 г. Минска» | 63 | 94 | 51 | 73,62 |
| ГУО «Гимназия № 61 г. Минска» | 34 | 97 | 57 | 72,15 |
| УО «Минский государственный областной лицей» | 84 | 94 | 40 | 71,4 |
| ГУО «Гимназия № 20 г. Минска» | 71 | 100 | 36 | 71,17 |
| ГУО «Гимназия № 7 г. Минска» | 29 | 85 | 56 | 70,97 |
| ГУО «Лицей № 2 г. Минска» | 141 | 100 | 18 | 70,96 |
Итоги ЦТ по русскому языку
Рейтинг школ, где ЦТ сдавали более 100 ребят:
|
Школа |
Кол-во учеников |
Максимальный бал |
Минимальный бал |
Средний бал |
|---|---|---|---|---|
| ГУО «Лицей Белорусского государственного университета» | 169 | 100 | 44 | 79,29 |
| УО «Мозырский государственный областной лицей» | 113 | 100 | 36 | 75,65 |
| УО «Могилевский государственный областной лицей № 3» | 156 | 100 | 33 | 74,78 |
| ГУО «Лицей № 2 г. Минска» | 197 | 96 | 28 | 72,12 |
| УО «Гомельский государственный областной лицей» | 134 | 96 | 34 | 71,83 |
Показываем, как сдавали ЦТ по русскому языку школьники Минска:
|
Школа |
Кол-во учеников |
Максимальный бал |
Минимальный бал |
Средний бал |
|---|---|---|---|---|
| ГУО «Лицей Белорусского государственного университета» | 169 | 100 | 44 | 79,29 |
| ГУО «Минский районный лицей» | 1 | 79 | 79 | 79 |
| ГУО «Гимназия № 27 г. Минска» | 47 | 100 | 40 | 76,36 |
| УО «Минский государственный областной лицей» | 80 | 99 | 33 | 76,08 |
| ГУО «Гимназия № 11 г. Минска им. И.Д. Черняховского» | 36 | 93 | 49 | 75,67 |
| ГУО «Гимназия № 33 г. Минска» | 40 | 96 | 47 | 75,2 |
| ГУО «Гимназия № 56 г. Минска» | 64 | 90 | 46 | 74,88 |
| ГУО «Гимназия № 1 им. Ф. Скорины г. Минска» | 71 | 96 | 44 | 74,7 |
| ГУО «Гимназия № 7 г. Минска» | 41 | 100 | 46 | 74,15 |
| ГУО «Гимназия № 13 г. Минска» | 57 | 90 | 25 | 73,74 |
Мы попросили Сергея Ольшевского, руководителя проекта “Народный учебник» и сайта escool.by, прокомментировать данные. Как формируется статистика, какие возможны погрешности и ошибки и какие выводы можно сделать, основываясь на этих цифрах?
— Эти данные аккумулируются в РИКЗ (Республиканский институт контроля знаний) и собираются на основании результатов ЦТ и той информации, которую школьник указал при регистрации. Что это значит? Иногда школьник может назвать вместо своей школы другую или просто при наборе номера школы оператор допускает опечатку — и информация попадет в другую школу.
В целом же представленная информация дает представление о том, как выпускники школ в 2019 году сдавали ЦТ по предметам. Для нынешних школьников и родителей это может быть очень ценно.
После просмотра статистики в обсуждениях один из родителей заявил, что «правильно делает, что переводит ребенка в другую школу, так как школа по интересующим его предметам показала самые низкие результаты в районе». То есть человек, который умеет работать с информацией, сможет найти в этих данных много полезного.
Почему статистика скрывается?
По словам эксперта, получить информацию о рейтинге школе было непросто. Статистика не предназначалась для официального опубликования. Ее распространяли в образовательных кругах с такой формулировкой:
«Данные материалы могут быть использованы в работе органов управления образованием и предназначены исключительно для служебного использования. В этой связи просим принять меры по недопущению распространения данной информации третьим лицам. Ответственность за незаконное распространение данной информации возлагается на руководителей органов управления образования, руководителей учреждений образования.»
Сергей считает, что цифры не оглашаются, потому что они показывают реальную картину с уровнем образования в Беларуси.
— Ведь даже по этим данным, очевидно завышенным, можно многое увидеть. Например, сколько ребят реально знает предмет и на какой балл. Также можно увидеть, что медиана среднего балла у гимназий на порядок выше, чем у школ. Поэтому, когда говорят, что качество образования в школах и гимназиях одинаково — это ложь. В той же Гимназии 1 имени Ф. Скорины г. Минска 41 абитуриент сдал ЦТ по иностранному языку в диапазоне от 80 до 100 баллов. Какие школы могут похвастаться такими данными?
Мы позвонили в Министерство образования, чтобы узнать, почему распространение этой статистики названо незаконным. Нам сказали, что не могут ответить на этот вопрос, потому что он «не в их компетенции».
Как с помощью статистики выбрать хорошую школу
Эксперт по статистике Дмитрий Иванович обработал данные и привел их в удобный вид https://public.tableau.com/profile/dim.iva#!/vizhome/shared/3P8MK3XMH. Теперь можно выбрать нужную область, район и город для того, чтобы посмотреть результаты ЦТ-2019.
— Например, если ваш ребенок учится в школе, приносит домой оценки 8-9 по предмету, а средний результат школ по нему в текущем году 50 баллов. Это звоночек для того, чтобы сходить в школу и уточнить:
- почему такие низкие результаты;
- выпускники каких учителей сдавали ЦТ;
- какие были баллы у ребят в аттестате (чтобы понимать, 8-9 — это реальные отметки, или «нарисованные»).
Или если вы выбираете школу, можно посмотреть в комплексе на три ЦТ по предметам, которые планирует ребенок сдавать, и принимать решения о том, как ему готовиться к экзаменам, какие дополнительные занятия и где посещать. При этом сразу скажу, что это не панацея, ведь даже по официальной статистике около 50% ребят занимаются дополнительно за пределами школы. И иногда может оказаться так, что балл ЦТ — это заслуга не только школы.
Но в любом случае очевидно, что есть категория родителей, которая хочет выбрать для своего ребенка хорошую школу, а иногда и лучшую. И эти данные — один из критериев для выбора.

Жаль, что родная гимназия просела по математике, все-таки, при Бычковском такого не было.
Пока еще доучиваются дети, которых отбирали в гимназии по экзаменам. Посмотрим, что будет, когда из гимназий начнут выпускать всех подряд.
Сейчас, чтобы гимназия все-таки осталась гимназией, директор набирает и по прописке детей и не по прописке, но как бы перспективных в плане учебы. В итоге вместо 3-х классов, 5 классов в параллели, вторая смена и т.д.
Пока еще доучиваются дети, которых отбирали в гимназии по экзаменам. Посмотрим, что будет, когда из гимназий начнут выпускать всех подряд.
Сейчас, чтобы гимназия все-таки осталась гимназией, директор набирает и по прописке детей и не по прописке, но как бы перспективных в плане учебы. В итоге вместо 3-х классов, 5 классов в параллели, вторая смена и т.д.
Я о том и говорю, вся мощь гимназий в сильных детях. Поэтому сравнивать гимназии с обычными школами тоже самое, что сравнить спортивную школу с обычной и сказать — смотрите, у нас подготовка лучше. Ну да лучше, но и дети там не всякие разные, а с определенными способностями и физическими данными.