Наверняка в каждой школе найдется пара-тройка «козлов отпущения», которых вечно гнобят одноклассники. Над ними смеются, издеваются, их дразнят, объявляют им игнор и мешают нормально жить в коллективе сверстников.
Всех этих несчастных объединяет одно – они изгои. Эта проблема была, есть и, скорее всего, будет. И не важно, кто ты: толстушка в конопушках или ботаник в очках, важно, что ОСТАЛЬНЫМ позволено тебя обижать.
«Был у нас в лицее сын уборщицы. Учился в параллельном классе. Там дети из очень обеспеченных семей. В классе все его чморили, пинали, отнимали рюкзак, обзывали…. И только потому, что его мать, пожилая женщина, мыла полы в школе».
«Издевались, потому что была тихоней и хорошо училась, в ответ не могла ничего сказать. Ну, так, хихикали за спиной, могли бумажками кидаться, коверкали фамилию, не хотели сидеть рядом. Меня это очень унижало.
Потом перешла в параллельный класс – все стало хорошо, конфликтов не было. Там издевались над другой девочкой из-за полноты и непривлекательной внешности.
Били по портфелю, давали пинка, выкидывали в мусорку вещи, обзывали. Я не вмешивалась, потому что не хотела, чтобы меня опять стали дразнить».
«Пришла в новую школу… Меня невзлюбила местная «королева» класса. Науськивала всех остальных: били втихомолку, окунали головой в унитаз… отрезали даже огромный клок волос. Ну много всего было. Учителя знали, но не вмешивались, родителям не звонили».
В любом детском коллективе есть лидеры, популярные дети и те, кого отвергают, относят к категории изгоев. Их иногда просто не замечают, пассивно терпят и тихо ненавидят, а иногда нелюбовь одноклассников выражается активно, порой даже чересчур агрессивно.
Это может продолжаться годами, усугубляясь к старшим классам, продолжаясь в институте, армии и т.п.
Где грань между безобидной «дразнилкой» и откровенными издевательствами, которые влияют на психику и могут существенно повлиять на формирование личности?
Распределяем роли
В любом кино есть актеры, и роли между ними четко распределены. Итак, попытаемся смоделировать ситуацию.
- Жертва
Жертвой может стать ребенок, который чем-то отличается от остальных. Это могут быть какие-то внешние особенности (полнота, шрам на видном месте, большая родинка, уши торчат, косоглазие, хромота, косолапость и т.п.), заболевания типа заикания, энуреза (недержание мочи), энкопореза (недержание кала), эпилепсии.
Недолюбливают, как правило, ябед, неопрятно одетых детей, тихих, застенчивых, физически слабых, малообщительных, неуспешных в учебе, тех, кому учитель часто делает замечания, кого слишком опекают родители и др.
Есть дети, которые умеют за себя постоять, но не умеют наладить общение со сверстниками. Таких просто пассивно отвергают.
- Зачинщики травли
Чаще всего инициаторами нападок и травли выступают один-два человека из коллектива. Они начинают демонстративно высмеивать жертву, не принимать в игры, задирать, провоцировать всевозможными способами.
Зачинщиками, как правило, являются дети, претендующие на роль лидеров, активные, общительные. Иногда такими являются агрессивно настроенные дети, те, кто любой ценой стремится оказаться в центре внимания, самоутвердиться за счет более слабых.
Слышала от коллег-педагогов историю о том, как в детском саду одна девчушка терроризировала малышей, сталкивала лбами «неугодных», заставляла приносить сладости и прочее…
Началась история в средней группе, к школе ситуация ухудшилась. Вся группа подчинялась этому маленькому Гитлеру в юбке, чужими руками ей удавалось сделать немало пакостей.
- Преследователи
За лидером и зачинщиком идут все остальные. Срабатывает так называемый «эффект стада». Преследователи смеются над жертвой, не упускают случая подлить масла в огонь: толкнуть, оскорбить, спрятать вещи, произнести обидную дразнилку и прочее.
«Меня обзывали Толстухой и Колобком. Но как-то беззлобно. В классе до этого была другая толстуха, и когда я начала стремительно поправляться, эта маленькая гадость обрадовалась, что есть новый претендент на звание «жиртреста». Она больше всех орала в мой адрес: «Толстая, толстая».
- Нейтральные наблюдатели
Своим молчанием они дают согласие на то, что происходит. Часто такие дети просто боятся стать следующей жертвой, принять огонь на себя или пойти против большинства.
- Защитники жертвы
Хорошо, если таковые найдутся. Иногда это помогает спасти ситуацию, особенно, если сам защитник пользуется авторитетом в коллективе. Но иногда все может обернуться и против самого защитника, его тоже переведут в категорию «изгоев» и начнут активно прессинговать или бойкотировать.
Например, ребенка посадили за одну парту с тем, кого в классе недолюбливают. Он должен либо гнобить соседа, как остальные, либо сам попадет в ряды отверженных.
С ролями разобрались, но как это работает в реальной жизни? Что делать, если собственный ребенок окажется в ситуации, где ему будет отведена роль жертвы? Как не допустить травли, насмешек, обидных дразнилок?
Зри в корень
Остановимся подробнее на роли жертвы. Очевидно, что проблема не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самого ребенка-изгоя.
Американские психологи пришли к выводу, что детей с адекватной самооценкой сверстники обычно принимают с большей готовностью, чем тех, у кого самооценка слишком высокая или заниженная.
Почему в роли жертв оказываются дети, у которых самооценка завышена? Они часто считают, что окружающие их недооценивают (родители, учителя, одноклассники). Поэтому ведут себя таким образом, чтобы доказать всем и каждому, что на самом деле они самые-самые (а это не всегда соответствует действительности).
Недолюбливают «выскочек». Их желание покомандовать, перехватить инициативу порой не нравится остальным.
Отличников не всегда принимают, если они не дают списать, не хотят вместе с остальными срывать уроки, делать пакости учителям и прочее.
Зная это, попробуйте предположить, что именно в характере вашего ребенка могло вызвать негативную реакцию со стороны сверстников. Именно за этот конец и стоит тянуть ниточку, начиная распутывать сложный клубок взаимоотношений школьников.
Первым делом попробуйте скорректировать поведение. Объясните ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, чтобы и белой вороной не быть, но и не становиться бараном в стаде. Дайте ему время самому попробовать изменить ситуацию.
Если у него не получится, обязательно поговорите с учителем, с родителями обидчика.
Поможет ли вмешательство родителей «разрулить» ситуацию, если она грозит выйти из-под контроля?
Бывают случаи, когда ситуация выходит из-под контроля и становится крайне болезненной для ребенка. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где над ним постоянно издеваются, отказывается туда ходить.
Его успехи в учебе резко падают, самооценка снижается, он становится нервным, начинает часто болеть и т.п. Отголоски этих событий порой аукаются и во взрослой самостоятельной жизни, мешая найти партнера, влиться в коллектив на работе и пр.
«Надо мной издевались: поджигали волосы, рвали и пачкали учебники и сумку. Я их ненавижу до сих пор. Вспоминаю эти годы с ужасом».
«Меня бабушка все время из школы встречала. Я очень не хотела ее расстраивать, поэтому не рассказывала о том, как меня избивали в туалете, обливали клеем, а про раздевалку на физ-ре и говорить нечего…
Когда меня машина сбила и пришлось проваляться три месяца дома – это был кайф. Вернулась после болезни в школу – били линейками и кричали «дебилка».
«Особо не чмырили, но могли жеваным шариком из трубочки плюнуть… просто так, смешно ведь. Родителям про это не говорила, потому как если бы они и пошли восстанавливать справедливость, до этого бы несколько суток дома устанавливали степень моей вины. Выносить еще и публичные разборки было бы выше моих сил…»
«Издевались так, что никому такого не пожелаю. Боялась из класса выйти после уроков, били, плевали в волосы жвачкой…»
Естественно, родители не могут оставаться безучастными и надеяться на то, что конфликт решиться сам собой. Но прежде, чем принимать меры, нужно спокойно подумать, не навредит ли ваше вмешательство еще больше?
Поговорить с учителем, завучем о сложившейся ситуации – это одно, а вот «выступать» перед классом с угрозами и махать кулаками перед носом обидчика – это совсем другое.
Типичные ошибки, которые не стоит повторять:
- Считать, что ваш ребенок всегда и во всем прав.
- Вмешиваться, когда вас не просят, когда нет веских оснований для этого.
- Навязывать ребенку свой опыт, свои «единственно верные» решения.
- Долго помнить обиды.
- Переводить ребенка в другой класс, менять коллектив (некоторые делают это неоднократно). Этот вариант допустим и порой помогает снять остроту конфликта, но есть и обратная сторона медали.
Место изгоя может занять другой ученик этого класса, или ребенок-жертва при переходе в другой класс сам начнет провоцировать негативное к себе отношение нового коллектива.
Он не поймет причин плохого к нему отношения, не станет стараться сам измениться, будет считать, что все плохие, а он тут ни при чем.
Уважаемые читатели! Вашего ребенка или вас самих дразнили в школе? Что послужило поводом для этого? Есть ли у вас свой рецепт выхода из ситуации? Что вы порекомендуете ребенку, который невольно стал жертвой насмешек и издевательств со стороны одноклассников? Ждем ваших комментариев!
Читайте также:
Для сына главным словом должно быть «Папа!»
Из декрета в декрет: Как подготовить ребенка к отсутствию мамы на время родов?
Обсуждаем на форуме:
Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях!




