Дети не крепостные: где заканчиваются права учителя на ребенка?

Говорят, дети обречены воплотить несбывшиеся мечты своих родителей. Об опасности компенсаторного отношения со стороны взрослого уже немало писали психологи. Но как быть, если свои амбиции за счет детей реализовывают педагоги?

 

Источник фото: ytimg.com

 

Какие у педагога есть способы получить орден на грудь и обойти коллег? В зарплате сильно не подняться, карьера возможна только по административной лестнице… Что остается? Дети, ученики. Только в них и нередко за их счет можно проявить себя… Чем более амбициозен учитель, чем более высокого он о себе мнения, тем выше риск того, что самоутверждаться он может на своих подопечных.

Конечно, есть те, кто действительно учит ради того, чтобы научить, а не для того, чтобы учителю с этого что-то перепало. Но нередко дети оказываются эмоционально в роли крепостных, словно вложенные силы и время дают какие-то права распоряжаться здоровьем и жизненным временем ребенка.

Не доставайся же ты никому 

Случалось ли вам сталкиваться с педагогической ревностью, когда несогласие ученика, леность или и вовсе уход воспринимается как предательство, оскорбление? Если ребенок просто вышел за границы влияния учителя, то можно отделаться испорченными нервами и проклятиями вдогонку. А если меняется педагог, но сфера деятельности остается? Где заканчивается профессионализм и начинаются человеческие страсти ? Иные из мести готовы задушить любые возможности и перспективы развития, лишь бы «материал» не достался другому и не был успешен.

Ирина, мама Арины (9 лет):

Мы занимались спортом три года. Отношения с тренером не сложились изначально, но не сразу было плохо. Я как-то раньше не думала, что тренер – тоже человек и вполне себе может кого-то любить или не любить. Точнее, я не думала, что он может себе это позволить.

Но после года постоянного прессинга и бесконечных криков в лучших традициях советского спорта «на износ и результат», мы не выдержали и решили перейти к другому. Уходить совсем ребенок не захотел. Но я и представить себе не могла, сколько гадости может идти от взрослого на ребенка. Другие дети в других группах постоянно слышали плохие, уничижающие комментарии про мою дочь. Пришлось идти к директору, чтобы вмешались. Но ведь полностью все равно рот заклеить человеку нельзя. Разве ребенок что-то «должен» тому, кто его учил?

Источник фото: mamapedia.com.ua/

Между двух огней

Какую сферу ни возьми – музыка, спорт, искусство – везде в сознании учителей действует схема «мой – чужой». Если ребенок оказался в распоряжении двух конкурирующих педагогов, добром это редко заканчивается. Даже в самых лучших случаях один учитель вынужденно оказывается на вторых ролях и охладевает к ученику.

И хорошо если просто охладевает, а не пытается при каждом удобном случае указать подопечному на недостатки и ошибки «конкурента». Трагедия в том, что в детском сознании закладывается представление об авторитете учителя. И если те, кто находится в равном учительском статусе, пытаются дискредитировать друг друга, то может ли сформироваться уважение и доверие к словам учителя, если их постоянно кто-то опровергает? Ребенок лишается ориентиров и начинает нервничать. А если еще и требования предъявляются разные, то и вовсе можно дезориентироваться и потерять интерес. 

Марина, мама Максима (7 лет):

Два разных педагога – это катастрофа. Испробовали на своей шкуре. Занимались (вынужденно) у двух учителей музыки. Мы продержались год. Каждый на своем занятии исправлял все, чему на предыдущем научил другой. Сначала сын не знал вообще, кого слушать, а потом и вовсе потерял интерес к музыке. Едва вернули обратно. Но уже к третьему учителю. Я не знаю, только ли нам так «повезло» с педагогами или это общая тенденция.

Источник фото: horoscopes.rambler.ru

Быстрее, выше, сильнее!

Обучение призвано развить гармоничную личность. Ставить изучение чего-либо и успехи в какой-то сфере выше интересов самого ребенка – неправильно. Если ребенок сам замотивирован, сам стремится, ему интересно заниматься по 6 часов в день, то все довольны. Но он не «должен заниматься», потому что «в него столько вложили».

И он не может стать «плохим» только потому, что не соответствует амбициям учителя. Педагог все же «ведущий», а не «уводящий» неведомо куда. Если за ним хочется идти, за ним пойдут те, кому суждено.

Можно, конечно, пинать ногами на пьедестал, чтобы заработать себе плюсик . Так можно выучить профессионалов, но будут ли они от этого счастливы?

А ваши дети когда-нибудь становились заложниками учительских амбиций?