Что такое быть учителем? Как строятся отношения с учениками? Изменилось ли отношение к учителю за последние 20 лет? Об этом и многом другом накануне праздника мы поговорили с учительницей, слава о которой давно вышла за пределы средней школы № 4 г. Минска, где она работает уже 26 лет.
Мадярская Данута Григорьевна – учитель начальных классов высшей категории, к которому возят детей с другого конца города, к которому ученики возвращаются спустя многие годы и приводят своих детей
Данута Григорьевна, как Вы считаете, учитель – это призвание или профессия?
Призвание, конечно. Иначе будет очень тяжело себя заставить. Если вдруг на каникулах перестаешь строить планы, мечтать о чем-то, скучать по детям, то тогда уже надо бежать. У меня был такой период, когда я три года не работала в школе, потому что я поняла, что износилась физически и морально.
Вы осознанно выбрали этот путь? Или просто так сложилось?
Я шла осознанно. Может быть, и надо было отговорить. Но история не терпит сослагательного наклонения. Я не жалею о своем выборе. У меня была великолепная учительница Светлана Павловна. Уже столько лет прошло, но я ее помню и люблю. И это притом, что она с нами не заигрывала. Это сейчас дети могут висеть на мне гроздьями и рассказывать мне такие вещи, которые, может быть, родители и не хотели бы, чтобы я знала.
Как Вы считаете, изменилось ли отношение к учителю в современном обществе?
Мне кажется, что изменилось у родителей – стало более панибратским, как к обслуживающему персоналу. Это не у всех, но есть тенденция. Могут позвонить учителю, когда им нужно, даже на уроке. Бывали случаи, когда звонили среди урока и говорили: «Дайте ей ложечку для йогурта, а то я забыла положить».
Сейчас есть тенденция к домашнему обучению. Но я считаю, что это имеет смысл только по медицинским показаниям. Потому что мы лишаем ребенка возможности общения. У меня было много случаев, когда очень обеспеченные люди могли себе позволить свою собственную школу для детей, но отправляли ко мне в обычный класс. Объясняли тем, что дети должны учиться общаться с людьми.
С кем сложнее находить контакт: с детьми или с родителями?
С родителями. Моя любимая фраза, которую я часто повторяю родителям: «Не надо воспитывать своих детей. Они все равно вырастут похожими на вас».
Но как только находишь общий язык с родителями, то работа начинает идти с двух сторон, и ребенок быстрее встраивается в процесс учебы. А если родители все воспринимают в штыки, то гораздо сложнее. Даже слово «дисциплина» сейчас у взрослых вызывает негативную реакцию.
Говорят, что каждое последующее поколение учеников слабее предыдущего. Чем отличаются современные дети от детей 10 и 20 лет назад?
Возможно, в масштабах человечества слабее. По своим классам я этого не заметила. Но есть у современных детей свои особенности.
Во-первых, они не слышат. Если они сейчас в тебе не заинтересованы, очень сложно привлечь внимание. Они очень активные. И такие самые банальные вещи, как построить и куда-то пойти, очень сложно. Они как тараканы разбегаются.
Понятно, что можно досчитать до десяти, успокоиться… Но с современными детьми это уже не проходит. Можно сидеть и считать до миллиона, а они все равно будут заняты своими делами.
Информацию дети сейчас воспринимают с сомнением, возможно, из-за ее большого количества. Да и я за всем не успеваю следить. Бывает, что дети о чем-то знают больше меня. У них есть время сидеть и смотреть Discovery и AnimalPlanet, а у меня нет. Тогда уже и я с интересом слушаю и учусь у них.
Сейчас дети немного обделенные общением. Раньше дети играли во дворе, учились строить отношения друг с другом. А сейчас они приходят и считают, что все должны бросить свои дела и слушать их. Когда звенит звонок, каждый подходит и с каждым надо поговорить.
Во время рабочего процесса часто не успеваешь остановиться и обратить внимание. Иной раз переживаешь, когда приходишь домой и понимаешь, что ты где-то что-то пропустил или кто-то попался под горячую руку. Ближе их узнавать помогают внеклассные поездки.
А как удается не сорваться, когда доводят?
В сложных ситуациях я всегда стараюсь представить, что бы сделала я как родитель, как будто это мой собственный ребенок.
Также порой помогает принцип зеркала: вы меня не слушаете – я вас не слушаю, вы сделали то, что я попросила, – я выполню вашу просьбу. Тогда они учатся общаться взаимно, а не требовать односторонне.
Есть стереотип, что у учителя отличник любимчик, а двоечник – наоборот. Зависит ли от оценок отношение учителя к ученику?
Нет. Скорее сами дети вешают ярлыки друг на друга. А мне даже интересно, когда ребенок не сразу во всем молодец. Все-таки это его жизнь, которая никогда не вернется. Ну, не учится он хорошо. Но, может, из него хороший человек вырастет. Может, он не хочет учиться сейчас, но захочет потом. Если я начну закручивать гайки, вообще отвращение выработается.
Вот говорят мне про моего бывшего ученика: «Никодим – скульптор!» (Никодим Ткачев). И я истерически вспоминаю, как лепил он на уроках труда и видела ли я его талант. Нет, не видела, не знала.
Учитель начальных классов – это как вторая мама на 4 года. Хорошо это или плохо?
Да, в начальной школе – гиперопека. Мы словно курицы-наседки. Мы все время рядом. И дети привыкают. Они подражают учителю. «Он говорит вашими интонациями, вашими фразами и строит нас дома», — рассказывали мамы не раз. И когда дети переходят в 5 класс, им тяжело. С моей точки зрения, было бы неплохо менять учителя после 2 класса.
Например, в Японии детей в классах постоянно перетасовывают, даже близнецов. Потому что он должен уметь учиться независимо от коллектива и внешних обстоятельств. Ты должен понимать, для чего ты пришел в школу. А у нас как? Не на то место пересадил, начинается целая трагедия.
А часто к Вам приходят бывшие ученики?
Нечасто, но приходят. Всего у меня было пять выпусков. Самое удивительное в том, что в самые первые секунды я знаю, кто это, я сразу вспоминаю. Но как только начинаешь общаться, начинаешь сомневаться, потому что перед тобой взрослый человек и ты думаешь, тот ли это или все же не тот, а вдруг я имя путаю… Потому что для меня это Антоша, Стасик, Костик… А приходят здоровые дяди усатые и тети.
Ребята из моего первого набора спустя годы поженились и пригласили на свадьбу. Было очень забавно. Звонит бывший ученик и говорит: «Данута Григорьевна, я хочу Вас познакомить со своей невестой». И приглашает в кафе. Оказалось, что невеста – из нашего же класса (на фото – девочка в первом ряду третья справа, а мальчик – во втором ряду четвертый слева). Они так подшутили надо мной. В школе не дружили, не были никак связаны, а потом уже после школы пересеклись. И вот уже дочка Яна у них.
А с учениками не жалко расставаться?
Очень жалко. И каждый раз себе говоришь, что это те, с которыми я буду все время встречаться. Но проходит время, приходят новые, привыкаешь к ним, и те уже отдаляются и отдаляются. Последние выпуски были такие, что я понимала, что, наверное, надо уже уходить, чтобы оставить яркое впечатление у себя в душе.
День Учителя — для Вас праздник? Как поздравляют?
Самые интересные подарки — когда дети делают открытки. Причем они могут просто вырвать лист и не замечают, что там край порван или жирное пятно – это вообще мелочи (смеется). Но написано будет от души. Дети любят подкладывать записочки, открытку самодельную, сверху конфетку…
Вас поздравляли с Днем Учителя четверть века. Есть ли подарки, которые запомнились?
Если говорить про запомнившиеся поздравления, то была одна история. Был у меня ученик, с которым я просто мучилась все четыре года. Но после выпуска еще два года на все праздники он звонил, просил меня спуститься к метро и дарил какой-нибудь сувенир.
Если честно, есть такое чувство, что тебя обхаживают, пока ты работаешь. Возникает чувство неловкости. Чувствуешь себя обязанным. Иногда лучше бы вообще подарков не было, и тогда это проще и свободнее. Доброе слово и внимание дороже дорогих подарков.
Если вы бы хотели рассказать об учителе или директоре школы, где учится ваш ребенок, пишите на myhistory@rebenok.by
(28).jpg)

(50).jpg)
(34).jpg)
(21).jpg)
.jpg)

(21).jpg)

