Mamochki.by

Эстетическое воспитание детей

Эстетическое воспитание детей

То, что ребенок  едва научившись ходить, может рисовать – знает каждая мама. Это хорошо видно на стенах квартиры,  где растут дети, но к сожалению взрослые здесь допускают большую ошибку  пытаясь объяснить ребенку, что этого делать нельзя. Такая ошибка может стать непоправимой. Ребенку трудно понять: нельзя рисовать на стене или нельзя рисовать вообще. А  происходит это  потому,что родители уже упустили момент и не научили ребенка рисовать на бумаге.

Так с какого же возраста ребенку можно  рисовать? 

Автор методики “Художники в  памперсах” М.В. Гмошинская – доктор медицинских наук, врач-педиатр считает, что лучше всего начинать ребенку рисовать с возраста 6-7 месяцев, когда он научится сидеть. А детям с нарушениями со стороны нервной системы можно начинать с трех месяцев лежа на животе. Многие родители  подтверждают, что дети до года не только могут активно рисовать, но и  оказываются глубоко погруженными в этот процесс. Пониманию важности такого воспитательного момента должна  предшествовать большая подготовка молодых родителей. Еще до появления  ребенка нужно подумать о необходимых материалах и принадлежностях  для  рисования  и самим вспомнить этот творческий процесс. Надо быть готовыми к  тому, что после работы с красками малыш будет в краске как палитра и это надо  спокойно воспринимать. Рисуя карандашом или фломастером  нужно следить,  чтобы малыш не поранил себя и не брал их в рот.

Сначала у ребенка возникает интерес  к движению карандаша или кисти,  к пятнам, оставленным на бумаге особенно разноцветным. А затем у него появляется потребность к рисованию, потому что сам процесс  доставляет  ему  много удовольствия.

Интерес ко всему, что ребенка окружает, очень велик, его привлекают звуки,  запахи, цвета и особенно природа. Ребенку трудно упорядочить этот бурный потокинформации,  обрушившийся на него. Рисование позволяет ему в образной форме выразить то, что он видит и даже слышит. Поэтому осмысливание ребенком окружающего мира через рисунок  происходит,  гораздо быстрее, чем накопление слов. Одновременно рисование учит ребенка думать, развивает память,внимание, умение видеть и способность мыслить. В работу включаются зрительные,  двигательные, осязательные анализаторы, малыш начинает сравнивать, анализировать, воображать и затем сочинять сам.  Чем раньше это  произойдет,тем богаче и разнообразнее будут жизненные впечатления ребенка, и тем быстрее будет происходить процесс его развития.
 

Эстетика художества

В возрасте ребенка до двух лет взрослым не стоит вмешиваться в его подход к  рисованию и начинать учить определенным правилам. Любое вмешательство в  процесс освоения ребенком окружающего мира через рисунок, особенно сдерживание этого процесса, может сказаться негативно на его развитии.

Главное  для взрослых :

  • обеспечить малыша всеми необходимыми материалами:   бумагой для рисования, цветными карандашами,  толстыми фломастерами на  водной основе, восковыми мелками, цветным картоном. Из  красок начинать лучше с гуаши, а для нее приобрести хорошие кисточки  6-10, лучше  колонковые, смоченная кисть должна выглядеть в виде конуса. Все это должно  лежать в доступном для ребенка месте.
  • побуждать ребенка к рисованию рисуя вместе с ним, но каждый выполняет свой рисунок, не ограничивая свободу фантазии. Рисуя вместе,ребенок будет подрожать вам и таким образом  постигать приемы рисования. Для этого будущие родители должны знать основы изобразительного искусства на уровне знания азбуки, сложения и вычитания, которым они будут обучать своего малыша. Учтите, что рисование ему потребуется раньше. На первом этапе можно только научить ребенка держать карандаш, так как он будет держать  ручку в школе.

Дети одного возраста на всех континентах рисуют похожие рисунки, их фантазия интернациональна. Первые детские рисунки прямолинейны – идет усвоение понятия линии, и ее отношения к  вертикали и горизонтали.

Затем малыши начинают постигать форму и рисуют человечков в виде двух овалов – голова, туловище и прямых линий – руки, ноги. Далее их мир выходит на природу  и в рисунках появляются солнце, деревья, цветы, вода, дети начинают  видеть разнообразие форм предметов и их различные величины.

Ребенка надо целенаправленно учить видеть красоту окружающей природы. Нужно показать ему, что у каждого растения своя форма листа и цвет. Собирайте вместе листья, засушивайте их, объясняйте ребенку, чем они отличаются друг от  друга и какое “имя” у каждого растения.
 

Красота художества

Более глубокое познание красоты природы ребенок получит, когда сам начнет рисовать собранные им листья. Вначале малыша надо научить обводить контур листа, положив его  на бумагу. Затем обратить внимание ребенка на ажурный рисунок переплетения прожилок внутри листа и на цвет.  Совсем маленьким детям обвести контур листа будет трудно, родителям надо будет ему помогать, и  даже делать это самим, но обязательно с его участием, чтобы малыш понимал, что означает контурный рисунок на бумаге, что есть еще рисунок внутри контура и  что цвет у всех листьев разный.

Для малыша обвести контур листа легче, чем нарисовать его самому, а вот рисунок внутри контура он может легко скопировать  и выбрать нужный цвет. Это будет первый урок рисования с натуры.

Дети хорошо  запоминают и копируют все увиденное. Родителям надо не лениться поставлять  им больше информации.

Природный материал: листья, цветы, отдельные веточки – лучшее наглядное пособие и натура для обучения рисованию. Такой метод ознакомления ребенка с природой и обучения рисованию дает лучший результат, чем просто раскраска готового контура в книжке для раскраски. Спорной является методика обучения детей рисованию по различным трафаретам. Я считаю, что это развивает поверхностный взгляд на окружающий мир и обедняет ребенка. Книжки-раскраски –для ленивых родителей.
 

Книжки-раскраски

Любовь к природе и восторг перед ее красотой должны быть привиты ребенку в  детстве и через саму природу. Это такая же обязанность родителей как кормить и одевать ребенка. Многим взрослым не дано видеть всю красоту окружающей природы только потому, что им вовремя не раскрыли и не привили любовь к этой красоте. Восполнить упущенное в эстетическом воспитании  ребенка невозможно,  он вырастет духовно бедным,  даже при наличии всех других благ.

 

Приобщить ребенка к рисованию для родителей это еще и получить свободное время. Когда мне нужно было отвлечь малыша, если он капризничал или занять его на какое-то время, чтобы он не мешал мне заниматься своими делами, я садилась рисовать. Малыш тут же пристраивался ко мне и начинал рисовать.

Почти всегда такой прием срабатывал – обстановка разряжалась, я делала свои дела,а малыш получал пользы больше всех.

У детей, которые рисуют богатая фантазия, но ее постоянно надо подпитывать,  расширяя кругозор. Прогулки на природу – ничем не заменимая пища для духовного развития ребенка. Но часто можно наблюдать, как на прогулке две мамаши обсуждают свои проблемы, а малыши в колясках пассивно лежат, или сидят. Для малыша от такой прогулки пользы не много. Прогулка должна быть активной, нужно всегда брать с собой блокнот для рисования и изображать в нем что-то из увиденного. 

Можно рисовать на одном листе вместе с ребенком по несколько минут, но на каждой прогулке. Необходимо обращать внимание ребенка на все, что встречается по пути, учить его не просто смотреть по сторонам, а видеть и изображать. Дети, родители которых обращают особое внимание на их эстетическое воспитание до трех-четырех лет, разительно отличаются от своих сверстников пассивного детства и в последующие периоды жизни. Набранный потенциал в раннем детстве, позволяет ребенку в геометрической прогрессии умножать его в школьные годы.

Желаю всем деткам и родителям творческих успехов!

Анна Кленовская

Читайте также:

Как “правильно” наказывать ребенка?

Вообрази себе!

Обсуждаем на форуме:

Обучение, развитие детей