Психологическая готовность к школе: как ее определить?

Готовность ребенка к школе родители могут определить и дома. Главное, чтобы ребенок не знал, что его тестируют и все проходило в непринужденной для него обстановке, в игре.

Каким же образом определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу, расскажет психолог Ольга Асташова

 

AjnjИсточник фото: rulez-t.info

 

Прежде всего, ребенок готовый к обучению в школе должен хотеть сам идти в школу, быть самостоятельным и организованным, уметь управлять собственным поведением и общаться со сверстниками.

В детской психологии принято выделять 4 основных критерия готовности к школе.

1. Личностно-социальная готовность

Первым признаком готовности ребенка к обучению является его собственное желание идти в школу, потому что он ожидает, что там ему будет интересно, он узнает много нового и найдет новых друзей.

 

Источник фото: yandex.ru

 

1. Но стоит обратить внимание, насколько легко ваш ребенок общается со сверстниками, как играет в команде, умеет ли быть главным среди сверстников и подчиняться по требованию.

2. Чтобы минимизировать стресс при поступлении в школу:

  •  ребенка следует познакомить в августе, еще до начала занятий, с учительницей, показать ему, где находится школа, его класс.
  • проиграть такие ситуации, когда, например, учитель спрашивает, а ученик боится отвечать. Или дети играют в игру, другому ученику хочется играть с ними, но он не знает, как подойти и познакомиться.
  • Можно также познакомиться с несколькими родителями из вашего будущего класса, устроить совместные походы в игровой центр, чтобы дети могли познакомиться, подружиться.

Таким образом, когда 1 сентября дети встретятся вновь, они будут уже хорошими приятелями.

2. Эмоционально-волевая готовность

Несомненно, с поступлением в школу жизнь ребенка меняется. На смену дошкольным играм и беззаботности приходит множество новых правил, требований и обязанностей, которые ребенку придется выполнять.

 

Источник фото: cloudfront.net

 

Чтобы понимать, насколько готов ребенок и легко ли ему будет учиться, посадите вашего будущего первоклассника за стол, дайте ему задание, которое он будет выполнять в течение 30 минут (столько по времени длятся уроки в школе).

Например, это может быть задание, нарисовать свою семью на даче или на море, обводить рисунок по контуру или обычное задание разукрасить картинку.

Обратите внимание, как он будет выполнять это задание, будет ли неусидчив и отвлекаться или совсем оставит задание через какое-то время.

Важным показателем готовности ребенка к школе является способность делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуется.

Если ребенок спокойно выполняет задание в течении 30 минут, то и в школе ему будет легко заниматься на уроках, значит у него развита эмоционально-волевая сфера и обучение для него будет проходить легко, а уроки будут интересными, познавательными и непринужденными.

3. Мотивационная готовность к школе

Общаясь с детьми, некоторые родители запугивают школой и строгими учителями. Так поступать нельзя.

 

Источник фото: b17.ru
 

Ваша задача — заинтересовать дошкольника новыми увлекательными занятиями и знаниями, которые он получит на уроках, а также сформировать у него положительное отношение к школе, к книгам и учителю.

Если ребенок хочет идти в школу, потому что хочет много узнать нового и интересного — значит мотивационная готовность сформирована, что и является ключом к будущему успеху.

4. Интеллектуальная готовность

Сейчас очень много центров детского творчества, где за один год вашего ребенка подготовят к школе, научат читать, писать, считать и даже обучат начальному английскому, поэтому в основном все дети приходят в первый класс уже подготовленными.

 

Источник фото: vseodetyah.com

 

Но речь идет еще и о более глубокой интеллектуальной готовности. Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развиты моторика рук, мышление, память и внимание.

1. Как дважды два, ребенок должен уметь рассказать в школе о себе, называть свое имя и фамилию, место проживания, различать геометрические фигуры, знать цвета, понимать сравнительные значения слов, различать поры года, месяцы, уметь проводить сравнения и отличия, составлять рассказ по картинке.

2. Для развития мелкой моторики рук давайте ребенку разукрашивать рисунки, чем раньше он научиться пользоваться карандашами, тем красивее будет писать в школе.

3. Развивать внимание и память можно играя в различные развивающие игры.

Например, покажите ребенку 10 картинок с разными рисунками, после того как он проанализирует все картинки, переверните их и попросите назвать, где какая картинка. Эта игра очень хорошо стимулирует и развивает зрительную память и внимание.

 

Источник фото: fly-mama.ru

 

Слуховую память лучше всего развивать чтением книг с последующим пересказом прочитанного. Эффективно учить с малышом с ранних лет стихотворения и детские песенки.

Внимательность и память ребенка можно проверить, поиграв в простые игры.

Вы произносите вслух пары слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит одинаковые слова. Например, день-тень, палка-палка, мишка – миска, миска-миска. Назовите 10 слов, одно из которых будет лишним. Попросите определить, какое лишнее слово.

Прочтите дошкольнику сказку вслух и попросите его рассказать, про что вы читали.

Если дошкольник выполняет задания безошибочно, значит он хорошо подготовлен к школе, различает слова сходные по звучанию, различает звуки и слоги, у него хорошо развиты внимательность, память, сосредоточенность, он умеет включиться в работу.

 

Источник фото: blogspot.com

 

Как писала Марина Цветаева:

Успех – это успеть! 

Играйте и развивайте ваших детей с раннего возраста, чтобы обучение в школе для них проходило легко и интересно.
 

Ольга Асташова, 
детский психолог

 

А ваши дети готовы к школе? Что для вас является определяющим звеном готовности ребенка?