Ребенок-лидер — а надо ли? Советы эксперта по развитию современной личности

Можно ли привить ребенку лидерские качества и нужно ли это делать вообще —  в авторской колонке Илоны Геращенко, создателя и руководителя международного образовательного клуба  Global Child

 

Источник фото: black39.com

 

Везде, где собирается больше двух человек, рано или поздно обязательно начнется гонка за лидерство. Наверняка, у каждого в начальной школе был друг (если, конечно, вы сами не были таким другом), который выступал генератором самых безумных идей и, что удивительно, за ним следовали все участники «банды», даже если это грозило наказанием.

Лично я помню, как по сугробам выводила своих одногруппников из детского сада (!) на обед к маме (у меня же замечательная мама, она всех нас покормит!), пока возле калитки охранник не развернул нас всех обратно. До сих пор вспоминаю реплики друзей за спиной: «так нельзя», «тяжело идти», а я им твердила «ничего страшного», «идите по моим следам!» (честно говоря, долгое время была уверена, что мне это приснилось, пока уже в школе не пообщалась с одной из этих одногруппниц и убедилась, что все это было на самом деле).

Почему за кем-то идут, а кто-то идет? Психологи говорят, что независимо от возраста с появлением лидера у других участников коллектива исчезает неуверенность и страх. Так ли это? Можно ли привить ребенку лидерские качества и нужно ли это делать вообще? Давайте разбираться. 

 

Источник фото: y-mam.ru

В нужное время, в нужном месте

Сегодня феномен лидерства не изучает только ленивый. На эту тему написана не одна сотня книг, и еще столько же готовится к публикации. Если собрать все существующие определения лидерства воедино, получится примерно следующее. Лидерство – это способность влиять на окружающих. Многие психологи убеждены, что лидерство возникает стихийно и в большей степени выбор «вождя» зависит от общего настроения в группе.

По мнению ученых, способность занимать лидирующие позиции формируется в младшем школьном возрасте. В детском саду до такой иерархии еще рановато – там коллектив можно разделить разве что по принципу «кто чаще всех стоит в углу». А вот к 6 годам уже очень быстро можно вычислить автора всех игр и распределителя ролей в них. И этим автором становится далеко не самый смелый, ловкий и умелый, а тот ребенок, который умеет громко кричать и противостоять взрослым.

А.С. Заслужный, исследуя тему лидерства в детском коллективе, выявил типологию лидеров и поделил их на ситуативных и постоянных. Например, звезда класса на уроках по физике, но завсегдай камчатки на уроках истории – это яркий пример ситуативного лидера. В истории известно много таких случаев.

В 2012 году, например, пассажир авиакомпании Lufthansa, посадил самолет, летевший из США в Ирландию, когда командир экипажа Boeing-747 потерял сознаие. И, что самое удивительное, другие члены экипажа единогласно доверили ему штурвал (это же насколько нужно быть убедительным!). Так что, Заслужный полностью отрицает теорию о том, что некоторые дети от природы не способны к лидерству.

Вполне возможно, что ваш спокойный школьник, никогда не блистающий на школьных концертах, завтра удивит всю гимназию, объединив вокруг себя команду интеллектуалов. 

 

Источник фото: depositphotos.com

Иерархическая лестница

Каждый ребенок по-разному пытается заслужить уважение в коллективе. Один может доказывать свой авторитет поступками, другой – раздавая друзьям карманные деньги, или, например, любезно подарив другу папины часы (самый яркий пример тому – история 12-летнего мальчика, который потратил из папиного тайника 8000$, давая деньги друзьям и каждый день отрываясь с ними в парке атракционов). Если ваше чадо пошло по второму пути, стоит обратить внимание на его социализацию. Возможно, что без помощи психолога не обойдется. И чем раньше вы к нему обратитесь, тем лучше.

Иерархия в детском коллективе достаточно простая. Ко 2 классу дети начинают разбиваться на группки, причем по половому признаку. Внутри же этих группок свои законы и правила. Кстати, специалисты подсчитали, что психологический оптимум для мини-коллективов –5-7 человек. В данной ситуации, градация «лидер-подчиненный» вполне нормальна. Бить тревогу родителям нужно тогда, когда ребенок является «перебежчиком», курсируя от одних к другим. Если к 5 классу он не определился, к кому примкнуть, обязательно выясните причину такого поведения.

К концу начальной школы у детей, как правило, появляется неформальный лидер – ребенок с бунтарским духом, главная цель которого – противостояние взрослым. Увы, но такие лидеры могут отстаивать свое главенство только с позиции силы. Поэтому, чем раньше вы начнете объяснять малышу, что нужно подкреплять свое мнение аргументами, а не кулаками, тем больше у него шансов стать лидером в старшей школе.

К 15 годам подростки вполне себе могут осознать ценность логического мышления перед физической силой. Поэтому в почете «нестандартные». Другое дело, что в наших школах учителя часто не ценят глубоких, интересных личностей, поддерживая принцип уравниловки, доставшийся нам в наследство со времен СССР. Вот и получается, что потенциальный формальный лидер всегда остается неформальным по причине учительской обструкции.

 

Источник фото: 2.bp.blogspot.com

Мы выбираем, нас выбирают

А вы уже решили, на какой иерархической ступеньке хотите видеть своего ребенка? Если отвечать не задумываясь, думаю, многие скажут: “Лидером”! А вот если подумать, разобравшись в иерархии детского коллектива, то это лидерство в 6-8 лет может обернуться одними неприятностями. Пока в классе у вашего малыша логический подход еще не вошел в моду, очень даже хорошо, когда ребенок держится в серединке. Зато, получив навыки коммуникации и дипломатичности, он всегда может стать лидером в старших классах.

А вобще, лучший способ стать лидером – быть личностью! Личностью интересной, развитой, увлекающейся. Уже в средней школе “группировки” детей начинают формироваться по интересам. И если у ребенка интересов нет, у него есть все шансы оказаться аутсайдером. Поэтому, поощряйте увлечения ребенка и всячески их развивайте. Обязательно спрашивайте у малыша о его успехах и промахах (к ним он должен научиться относиться спокойно), дарите ему ощущение надежного тыла, и тогда его иерархическая ступенька будет очень высокой.

 

Источник фото: b39.com

Колонку ведет:

Илона Геращенко – создатель и руководитель международного образовательного клуба Global Child
 

Образовательный центрGlobal Child –  это билингвальное развитие личности в возрасте от 6 месяцев до 16 лет.

Аккредитованный участник международной образовательной ассоциации ICEF, международный образовательный клуб ставит свой целью сформировать у детей такие навыки и компетенции, которые будут необходимы им не только в школе, но на протяжении всей жизни. 

Ваш ребенок сейчас больше увлекающий или увлекающийся?