Материнство по правилам и без: что общего между подготовкой к школе и выращиванием огурцов?

В последние десятилетия раннее развитие детей стало очень модным. И чем ближе школа, тем бОльшее количество мам ведут свои чада на курсы. Вполне похвальное желание. Но не без подводных камней.
 

demotivatorium.ru
 

Я бы хотела в этой статье обратить внимание на ту подготовку к школе, которая гораздо важнее знания английского или высокой скорости чтения.

Речь о развитии познавательных процессов ребёнка и его эмоционально-волевой сферы. О формировании качеств, которые позволят ему впоследствии и языки выучить, и в математике добиться успехов, и во взрослой жизни своё достойное место занять.

Поясню.

Какие качества нужны для эффективной учёбы?

  • Во-первых, это физиологическая и психологическая зрелость. Состояние организма  в целом  и нервной системы  в частности,  обеспечивающие условия для учебной деятельности.
  • Во-вторых, это мотивация, идущая изнутри, и осознание, что учёба – это не родительская и не учительская зона ответственности, а ребёнка.
  • В-третьих, это умение сосредоточить внимание на изучаемом. Чтобы это умение сформировалось, должны присутствовать интерес к изучаемому (жажда знаний) и усидчивость (трудолюбие).
  • В-четвёртых, это умение думать и делать выводы.
  • В-пятых, это хорошая память.

www.generation.uz
 

Как видите, на первых ролях оказались состояние организма, ответственность и свойства личности, а не способности и уж тем более не навыки (чтение, письмо, счёт).

Ну и учитываем, что для эффективного обучения в детском коллективе ребёнку необходимо умение здорОво  конкурировать, эффективно общаться и помогать товарищам.

Не по стандарту

Немного о нашем опыте нестандартной подготовки к школе.

Я не занималась ранним развитием вообще. Не учила с дочерью буквы. Она как-то сама их выучила. Не учила её читать, писать и считать.

Эти навыки приобрелись сами собой, и уровень их не рекордный. Мы не ходили в школы раннего развития. Но когда Алисе было 4 года, я поняла, что шило в её пятой точке чуть больше среднестатистического, и с этим нужно что-то делать.

Будучи инструктором йоги, первое, о чём я подумала: “Нужно научить её медитировать”. Но где медитация — и где шилопопая четырёхлетка!

Между ними пропасть. Поэтому я начала искать какое-то занятие для четырёхлетки, где уделялось бы внимание дисциплине, развивалось внимание и поощрялась усидчивость. Все ниточки вели к восточным единоборствам, и я начала выбирать.

Выбирала долго, и окончательно определиться помогло совпадение. Практически одновременно я из двух источников услышала об айкидо: знакомая отдала дочку, и примерно в то же время я случайно узнала, что один очень уважаемый и значимый для меня человек вот уже 20 лет  как занимается… айкидо.

Почитала про этот вид единоборств  – и мне понравилось. Физическая активность, дыхание, медитация, игры, обучающие взаимовыручке, отсутствие соревнований и, как следствие, конкуренции.

www.konfetti-sport.ru
 

Всё это меня впечатлило, и Алиса стала заниматься. На данный момент она занимается четвёртый год, твёрдо намерена получить в этом году очередной пояс, и я вижу, что ей это нравится.

Ответственность = свобода?

Также с четырёх лет мы отдали дочери ответственность за то, успеет ли она в сад или на тренировку. Опаздываем? —  ничего страшного. Не подгоняем и не ругаемся. Будем идти медленно,  с её скоростью.

Если опоздаем, это ЕЁ проблема, а не наша, т.к. это ЕЙ нужно в сад или на айкидо. К этому меня подтолкнула прочитанная книга… по огородничеству, написанная Николаем Курдюмовым. Вот так – неожиданно – в книге про огурцы почерпнулись знания об ответственности. Но я отвлеклась…

В 6 лет встал вопрос, когда идти в первый класс. Мы, однозначно, решили: не в этом году. И не прогадали. За дополнительный год Алиса повзрослела, стала ответственней, собранней, дисциплинированней.

Не каждый ребёнок готов к школе в 6 лет

Редко ребёнок что-то выиграет от зачисления в первый класс в 6 лет.

Дело в том, что 6-7 лет – важный период функциональной перестройки организма. Очень многое меняется на уровне физиологии, происходит скачок роста, изменения в функционировании центральной нервной системы, эндокринные изменения.

 Это кризис не только психологический, но и физиологический. За этот год огромные изменения происходят в познавательных способностях ребёнка, улучшаются его память, способность концентрировать внимание, ставить цель и идти к ней.

Большие изменения происходят с мышлением ребёнка: образным, абстрактным и словесно-логическим. Крепче становится мускулатура, поддерживающая позвоночник,  снижается риск сколиоза.

helpfast.ru
 

Дав своему ребёнку этот дополнительный год, вы позволите ему вступить в процесс обучения более зрелым и подготовленным.И пусть лучше он год “поскучает” в саду с теми, кто младше, зато организм дозреет.

Поднажмем на дисциплину

За полтора месяца до школы я поднажала на дисциплину и усидчивость. Занятий по айкидо летом нет, и придумывать “упражнения” для развития нужных качеств пришлось самой. Ими стали чтение и вязание.

Концентрироваться и погружаться в работу получилось не сразу. С вязанием было совсем сложно. Не обошлось без слёз и маминого вмешательства. Мы много и долго беседовали о том, что любое дело поначалу получается плохо. Но труд и постоянные попытки, несмотря на неудачи, приносят свои плоды.

Мы вместе радовались каждому выученному элементу, каждому ровному ряду. И постоянно возвращались к воспоминаниям о том, как тяжело было вначале, и как легко и красиво получилось в конце.

А потом было первое сентября и первый звонок

И как-то с первого дня Алису начали хвалить за прилежание, внимательность и активность. И как-то с первого дня я ВООБЩЕ не интересуюсь её школой.

Кто-то скажет: ”Ха-ха! Это только первый месяц первого класса! То ли ещё будет!” И я не буду спорить.


 

Но очень обнадёживает, когда первоклашка с первого дня:

  • самостоятельно встаёт утром по своему будильнику, быстро одевается и идёт будить родителей (я в декрете, а у мужа свободный график), чтобы причесали и отвели в школу;
  • самостоятельно и без напоминания собирает рюкзак для школы или для кружков, ничего не забывая;
  • приходя домой, садится за домашнее задание без напоминания;
  • ложится спать без разговоров после первого напоминания;
  • внимательно слушает на уроках и с интересом впитывает информацию.

Я не знаю, как пойдёт дальше, но стартовые позиции неплохи. И их можно своему ребёнку обеспечить, не спеша со школой и отдав его в правильные кружки.

Не обязательно это будут единоборства и вязание. Но это должны быть занятия, стимулирующие слабое место деток-дошкольников – усидчивость и умение сосредоточиться: любое рукоделие, шахматы, математические курсы, рисование и прикладное творчество и так далее.

Ну и конечно это не исключает традиционных курсов подготовки к школе. Просто важно понимать, что ребёнок, у которого сформированы полезныечерты личности и развита познавательная активность, будет иметь фору, даже если вы “упустите время” и не начнёте с трёх лет зубрить неправильные глаголы и таблицу умножения.

xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai

Так нужна ли подготовка?

Нужна. И не только к школе. Ко многим этапам нашей жизни нужно готовиться морально, физически и информационно.

Предлагаю вашему вниманию семинар для будущих родителей “Роды — это только начало. Школа выживания молодых родителей”, в рамках которого расскажу о комфортном и благостном родительстве.


 

Также мы поговорим о проблемах, с которыми приходится сталкиваться молодым родителям, и практических способах их решения.
 

Подробности: ЗДЕСЬ>>>

Виктория Смирнова