2 апреля был Всемирный день распространения информациии о проблеме аутизма. Не день аутиста. Это другое.
Какое — в авторской колонке объясняет мама четырех детей, руководитель центра проблем детского развития Инга Дубинина
Аутист – это вам не банкир и не десантник. Тут совершенно нечего праздновать.
Жизнь тяжелая, глаз накрасить некогда, да и во многих случаях не хочется. Выжить бы.
Суметь бы найти для своего ребенка адекватные модели помощи, подходящих педагогов и успеть бы выучить находиться в обществе, рядом с другими людьми.
И это никакой не праздник, крайне все сложно. Это день информирования, расширения круга общения, обитания и – мы надеемся – понимания. Но не праздник.
Аутист – это и как инвалид
Правда, но слишком уж грубо и жестко. Ребенок с аутизмом – все же предпочтительнее.
И да, я понимаю, что со стороны это может смотреться занудством. Какая разница как назвать, а «ребенок с аутизмом» – это длинно и неудобно, длиннее и неудобнее чем «аутист».
«Какая разница, как назвать, главное – как относиться», – скажете вы.
Ну, оно и да, и нет
С одной стороны, если меня будут бить ногами и называть корректными да ласковыми словами – то мне от этих слов не будет менее больно. И синяки останутся.
Но с другой стороны если меня позвали в гости, угощают вкусностями, но при этом называют «очкариком» – ну например, или «бабой-дурой» – с самой ласковой улыбкой, то может я и угощаться не стану, мне неприятно будет.
Так что слова – это не пустой звук
И с речи, с вербального обозначения какого-то явления уже и начинается отношение к этому явлению. Мы не обращаем внимания, просто говорим, а «меседж»-то пошел и пошел дальше.
Когда мы сокращаем до удобного «аутист» – мы как бы подчеркиваем, что в этом ребенке главное и всепоглощающее качество – аутизм.
Может, и хорошо к нему относимся, и признаем, что у него голубые глаза и способности к математике. Где-то там это в нем есть.
Но главное, доминирующее качество – это его аутизм. Так получается по речи.
А если мы трудимся сказать длинно «ребенок с аутизмом», то мы подчеркиваем, что прежде всего это ребенок. Ну да, еще и вот с этим качеством.
Но ребенок – это первее, чем аутизм. И важнее.
Я открою вам страшную тайну. Даже две
Первая: я сама еще часто говорю «аутист». Я тоже родом из этого социума, где нам долго было не до этих мелочей. Выжить бы.
Но я ловлю себя за хвост и поправляюсь: ребенок с аутизмом, ребенок с особенностями, мужчина с инвалидностью.
Как-то постепенно привыкается, «автомат» меняется, и уже часто автоматически выскакивает более мягкая хоть и более длинная форма.
Вторая тайна: зачастую родителям детей с аутизмом тоже все равно, как их называют.
Они тоже корнями из этого социума, да и не до этого многим, жизнь с ребнком с особенностями развития ставит такое количество сложных порой ежедневных задач, что не до названий.
Но те кто задумывался, кто теперь обращает внимание – для тех это важно.
Этак можно все ужасно усложнить
Например, требовать, чтобы мальчика-хоккеиста называли мальчиком, занимающимся хоккеем, а первоклассника – ребенком, пошедшим в первый класс.
Но все же это все же разные вещи. Хоккеист, первоклассник и прочие названия, отражающие какие-то качества – они или нейтральные, или даже позитивные.
А наличие у твоего ребенка аутизма – позитивным не назовешь. У этих людей жизнь и так очень сложна, вот просто не однажды трудно, а потом ничего, а ежедневно, каждый час, а порой счет и на минуты идет, так тяжело они даются, эти некоторые минуты жизни рядом с ребенком с аутизмом.
Так давайте не утяжелять этим людям их ношу. Вот хотя бы названиями. Возьмем на себя немного этого труда. Ведь если вам все равно, как, а нам приятно сяк – то давайте делать сяк.
И еще одна лексическая заморочка
Старайтесь в случае рассказа про ребенка с инвалидностью не использовать противовесное «нормальные дети».
Например, соседский мальчик с ДЦП пошел в группу с обычными нормальными детьми. Вы вроде конкретного Ванечку с ДЦП не обидели, но логический мостик «нормальные дети» — «ненормальный Ванечка» очень легко тут накидывается.
Вы, может, ничего плохого не имели в виду, а Ванечка или его мама уловила эту тонкую подковырку.
Ну что, замучила? Мы зануды?
Мы сильно ранимые и лучше обходить нас стороной? Нет, не подумайте так. Мы тоже разные, и в целом вполне «нормальные».
Подходите, вникайте, узнавайте о нас и наших проблемах. Будьте рядом. От одного этого – легче.
Колонку ведет:
Дубинина Инга – мама 4-х детей, очень разных детей, руководитель центра проблем детского развития «Левания».
Скажу сразу – повезло мне тут на широкий диапазон возможностей и качеств. Дети в моей семье и разных полов, и взрослые и маленькие, и нейротипичные и особенные, и приемный есть.
Я приглашаю вас на страницах этой колонки говорить о детях. О ваших и моих, о детях в целом, но с «уклоном» в сторону особенных детей, детей с инвалидностью. Ведь они точно есть где-то рядом с вами, даже если лично вас «бог миловал».
Если об этом говорить вслух, обсуждать, искать пути друг к другу, пытаться понять друг друга, говорить наружу – то внутри становится легче. Всем. И тем кто уже, и тем кто вокруг.
Я без претензии, что я могу говорить от лица всех семей, где есть дети с инвалидностью. Инвалидность – она очень разная, и потребности разные, и горести разные, и мнения внутри сообщества таких родителей разные.
Но все же я внутри темы, и я с активной позицией и потому многие вопросы, которые волнуют эту категорию родителей, я хорошо знаю, каждый день в этом живу и работаю.
Так что, добро пожаловать. Поговорить. О сложном.




.jpg)







