Ученые проанализировали минскую воду и состав волос семисот детей


 

Огромный дефицит кобальта, нехватку селена и цинка испытывают дети Минска. К такому выводу пришли эксперты кафедры гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, проанализировав состав волос 700 столичных детишек.

Кроме того, ученые выяснили, что водопроводная вода в столице обеспечивает потребности человека в микроэлементах. Если бы не запах и вкус хлора, ее можно было бы пить прямо из-под крана.

«Мы провели обследование данной фокусной группы, потому что дети постоянно находятся на территории проживания. Они мало передвигаются, например, не едут на работу из одного конца города – в другой.

И поэтому являются своеобразными индикаторами экологической ситуации в регионе проживания. Дети не контактируют с вредными факторами производства. К тому же в 10-12 лет сформирована иммунная система, но не начались гормональные перестройки организма», — рассказывает сотрудник научно-исследовательской лаборатории БелМАПО Анна Романюк.
 


 

Исследование показало традиционную для Беларуси нехватку селена, от которой страдают 85% детей. «А селен – это иммунная защита. Проведенные в Китае исследования выявили, что случаи, когда молодые люди умирали от кардиомиопатии, были связаны именно с нехваткой селена», — рассказывает научный сотрудник.

Особенно много селена – в субпродуктах – печени, почках, сердце, а также в морской соли, муке грубого помола. При дефиците селена йод плохо усваивается организмом.

«Для нас стал сюрпризом огромный дефицит кобальта. От него страдают 80% детей», — говорит Анна Романюк. Кобальт, как и железо, влияет на кроветворную функцию, и из-за его нехватки развиваются скрытые анемии.

Больше всего кобальта содержится в зеленом горошке и фасоли, бараньей и говяжьей печени, свекле, землянике, много кобальта в рыбе (тунец, треска, сардины, щука, скумбрия, камбала), кальмарах и птице. Кобальт входит в состав витамина В12 (кобаламин). Около четверти обследованных детей страдают от дефицита железа. 

Четверть мальчиков испытывают дефицит цинка. Это негативно влияет на репродуктивную функцию, учитывая, что дети в возрасте 10-12 лет находятся на пороге полового созревания. Кроме того, дефицит цинка подавляет защитные функции организма – отсюда и ослабленный иммунитет.

Из продуктов животного происхождения цинком богаты говядина и говяжья печень, мясо цыплят, рыба, морепродукты, яйца.
 


 

Анна рассказывает, что в ходе исследования выявился большой процент детей с переизбытком кальция в волосах. «При этом мы проверили минеральную плотность костной ткани. У четверти детей она низкая. Все это говорит о том, что кальций чрезмерно активно выводится, вследствие чего в организме его не хватает». 

Из-за нехватки кальция у нас огромное количество детей со сколиозом и плоскостопием.

Чтобы кальций усваивался нормально, в организме он должен быть в оптимальном соотношении с фосфором (2:1 или 1:2), объясняет ученый. «У наших детей соотношение кальция и фосфора в рационе питания 1 к 20. 

Мы потребляем слишком много «неправильного» фосфора за счет фосфатных добавок. Посмотрите любую магазинную упаковку – везде Е. А вот хорошего фосфора нам не хватает».

Фосфор входит в состав «энергетической молекулы». Из-за большого количества его потребления с магазинными продуктами мы запасаемся энергией, которую некуда девать.

Дети сегодня ведут пассивный образ жизни (пришли из школы — и за компьютер), отсюда — ожирение. «И это колоссальная проблема наших детей на данный момент. В некоторых школах Минска, где мы были, 50% детей этого возраста имеют избыточную массу тела. Здесь и риск развития сердечно-сосудистой патологии, и обменные нарушения». 
 


 

У 55% обследованных детей выявили содержание алюминия в организме на уровне, вызывающем обеспокоенность, рассказывает исследователь. У 10% детишек уровень содержания алюминия и вовсе критический.

Из-за высокого содержания металла страдают кроветворная и нервная системы организма. Есть предположение, что переизбыток алюминия вызывает болезнь Альцгеймера, отмечает Анна Романюк.

Чаще всего накопление алюминия происходит из-за неправильно организованного быта. «Мы часто используем тефлоновые сковороды, фольгу для запекания, а алюминий при нагревании переходит в продукты.

Определенное количество алюминия содержат бумажные кухонные полотенца. А еще взрослые используют алюминийсодержащий препарат «Алмагель». Через напитки, в том числе пиво, в жестяных банках в наш организм попадает ненужный металл».

Стоит обратить внимание, что при нормальном уровне кальция в организме негативное влияние алюминия нивелируется.
 


 

Важно грамотно составлять рацион, чтобы именно из продуктов питания ребенок получал все необходимые микроэлементы, говорит Анна Романюк.

С другой стороны, используя только продукты, выращенные на нашей территории, будем опять же получать ситуацию с нехваткой кобальта и селена (овощи, выращенные на бедной микроэлементами почве, мясо животных, питающихся кормом с данной территории, содержат недостаточное их количество).

У нас почва бедна кобальтом. Соответственно, продукты питания, выращенные на нашей земле, животные, которые питаются пищей, выращенной здесь, будут бедны кобальтом. Поэтому осенью и весной научный сотрудник советует принимать поливитамины.

Вода из-под крана – хороша, если бы не хлорка

Микроэлементный статус человека зависит и от факторов окружающей среды – насколько вода, почва богата или бедна микроэлементами. Поэтому ученые проанализировали воду разных районов Минска.

«В Минске вода, которая поступает к нам в краны, имеет достаточно хороший минеральный состав, она физиологична по содержанию кальция и магния», — говорит специалист. Правда, вода из артезианских источников не дотягивает до нижнего уровня нормы содержания калия (1,3-1,6 мг на литр).

Вода из открытых источников, которая поступает в Московский, Октябрьский и Фрунзенский районы столицы, содержит достаточно калия — на уровне нижней границы нормы (2,3-2,6 мг на литр при норме 2,0).

«Если бы не сильный запах и вкус хлора (вещество используется при очистке воды с поверхностных источников), ее можно было бы назвать хорошей. А так, органолептические свойства – не очень. Но опять же по химическому составу она хороша», — говорит научный сотрудник.
 


 

Избавиться от запаха хлора можно отстаиванием. Единственное, чего не хватает в нашей воде (и артезианской, и из открытых источников), – фтора. Отсюда и кариес. Анна Романюк советует применять фторированные пасты.

В нашей воде нет избытка токсичных веществ (а бактерии убиваются тем же хлором), говорит Анна Романюк. «Поэтому, в общем-то, непонятно, зачем многие используют фильтры для воды.

Тем более, что, просочившись через фильтр, вода теряет и микроэлементы (кальций, магний, калий, натрий), которые нужны нам для жизни». Бутилированная вода, которую чаще всего покупают люди, тоже не соответствует потребностям организма: вода первой категории качества просто безвредна по химическому, микробиологическому и радиационному составу.

И только вода высшей категории качества поставляет в организм нужное количество макро- и микроэлементов. Содержание кальция, магния, натрия, калия, фтора, йода в ней нормируется.

Статья подготовлен с помощью сайта news.tut.by/society

Уважаемые читатели! Вы пьете воду из-под крана или бутилированную? Кипятите ли вы воду, прежде чем дать ее детям? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Гликемический индекс продуктов. С чем его едят?

Сахар — «за» или «против»?

Обсуждаем на форуме:

 

Здоровый образ жизни