Что было самое сложное в декрете, как реагировали на мужчину с коляской окружающие и что делать со стереотипами, Ребенок BY поведал лидер белорусской группы Drum Ecstasy Филипп Чмырь — папа, не понаслышке знающий, что такое сидеть дома с ребенком
– Филипп, почему Вы решили пойти в отпуск по уходу за ребенком?
– Моя работа не у станка. Я музыкант, и в рекламе я работаю вахтово. Мою карьеру это никак не портило: я все равно в телефоне, в интернете, все равно получаю письма.
А моей супруге нужно было ходить на работу, ее карьера из-за декрета пострадала бы больше. Поэтому было принято однозначное решение.
– Что для вас было самым тяжелым в декрете?
– Просто оставаться с ребенком один на один – это тяжелая работа психологически. Плюс быт. То, от чего я бежал всю свою жизнь – от быта – оно меня в этой ситуации накрыло.
Моя позиция такая – мужчина не должен бояться тяжелой работы, но, как оказывается, самая тяжелая работа – уход за ребенком.
Пока ребенок совсем маленький, лежит себе или ползает – это легко. Пока он не пошел – где оставил, там нашел. Позже, когда он начинает разговаривать и требовать внимания, вот тогда сложнее.
– И вы сами меняли подгузники?
– Это как батарейки поменять. Не надо этого бояться.
– Мамы на детских площадках быстро приняли Вас в свою тусовку?
– Конечно. И я не один там папа, и другие появляются. Это только кажется, что это ситуация из ряда вон. Нет, есть люди. Все воспринимается совершенно нормально.
– Вы сказали, что с рождением ребенка бросили курить и перебегать дорогу на красный свет. Как еще уход за ребенком поменял вашу жизнь?
– Ты становишься неудобным для общества, потому что начинаешь охранять территорию, где гуляешь с ребенком. Например, я являюсь монстром парка Горького — зоны, свободной от курения. Количество людей, которых я упаковал в милицию за курение здесь, очень большое. Я удаляю оттуда и пьющих людей.
Незаглушенный автомобиль около детской площадки является проблемой, потому что дети дышат выхлопными газами. Меня не волнует, что у тебя не работает зажигание. Пойди почини свою машину.
У меня были эпизоды, когда я открывал дверь, выключал машину и выбрасывал ключ. Я объясняю это так – у самцов появляется потомство, самцы становятся агрессивными.
– Как отреагировали ваши родители на решение пойти в декрет?
– Моя мама очень прогрессивная. Она одна из первой носила здесь штаны, ходила по подиуму, но даже она впитала какие-то стереотипы.
Есть отношение к декрету, что это не мужское. Но, если мы будем в этой архаике существовать, не будет прогресса. Мы умрем от аппендицита и от бытовых инфекций, если мы не станем учитывать прогресс. Я очень плохо отношусь к стереотипам.
Есть люди, которые боятся общественного мнения. «Так не принято, это неправильно». Но вопрос: «А хорошо ли маме быть в декрете?»
Папа должен сделать для мамы так, чтобы она не выпала из жизни. Если вы относитесь к своей женщине как к партнеру, которая тоже должна развиваться, прогрессировать, то в определенный момент нужно взять часть обязанностей, в том числе и декретного отпуска.
Можно это поделить – год ты, год она, тогда никто не вывалится из работы. От мужчины не требуется тотальная жертвенность: «пусть она работает, а я дома». Здесь идет разговор о том, что мы можем мыть посуду вместе, и стиральные машины никто не отменял.
– Мама после работы на диван не падала?
– Мама после работы приходит домой и продолжает ее делать. Вечером, как правило, она занимается с ребенком.
– Оставалось ли во время декрета время на свои дела?
– Мне его выдавали: приходит мама, и я побежал что-то делать. Вечерняя программа (игры, чтение книжек) не лежит на мне, это уже мое время, а ее – занятие с ребенком.
Плюс бабушки – это самое главное счастье всех декретных. Мне очень сильно помогала и помогает моя мама.
– То есть вы бы пошли во второй декрет?
– Пошел бы, но на самом деле я не очень планирую второго ребенка. Мне кажется, если я заведу второго ребенка, то у этого украду часть своего внимания. Я очень был рад, что у меня мальчик. Этот через каждые пять минут хамит, отстаивает какие то свои вещи. Это не сюси-пуси, это постоянный конфликт. Он отстаивает свою территорию. Постоянно с тобой воюет…
– А с ребенком за внимание мамы не воюете?
– Он воюет со мной, а я – что я буду… (смеется).
– Филипп, есть ли у вас знакомые, которые последовали вашему примеру?
– Я не первый, кто в нашей компании ушел в декрет. Среди моих знакомых есть три человека – папы-одиночки.
– Как бороться со стереотипом, что мужчина, занимающийся домашним трудом – слабак?
Домашняя работа – это самое сложное.
Если ты не можешь взять на себя домашнюю работу, ты просто прикрываешься стереотипом и спихиваешь эту работу на женщин. Пускай попробуют. Это же не подтянуться двадцать пять раз и не пробежать стометровку, это каждый день надо делать.
Я считаю, что в отношениях – главное равноправие.
Мне отвратительны эти стереотипные вещи, когда отсутствие помощи по дому оправдывают: «Он же кормилец». Множество мужчин покупают женщин большим заработком.
Они не заслужили их внимание, не вошли с ними в партнерский контакт. Это же проституция. Кормилец – это скрытая покупка сексуальных услуг и домашней рабыни. Это скрытые комплексы мужской неполноценности.
Потому что, когда ты не можешь завоевать женщину, у тебя остается только вариант покупки.
– Сыну уже шесть. Как вы с женой разделяете домашние обязанности теперь?
– В нашей семье готовлю я, до сих пор, потому что я вкуснее готовлю (смеется). Посуду моет моя супруга. Какие-то бытовые вещи мы делим пополам.
– Филипп, вы много времени провели с сыном бок о бок. Чему, на ваш взгляд, в первую очередь стоит научить ребенка?
Безопасности. Ребенок должен знать, куда нельзя, чего надо опасаться. Тема наркотиков или езда в велосипеде без шлема.
Очень важно вкладывать изначально информацию об опасностях, которые существуют. Наш ребенок не поедет на машине, если он не пристегнут.
Мы возим детей не пристегнутыми, но почему-то очень следим за электрическими розетками. А по-моему, это одинаково опасно.
Еще один пример. У нас недалеко школа раннего развития ребенка, они говорят: «Когда отключили в нашем районе Nickelodeon, жить стало проще. Дети перестали себя отвратительно вести». Это очень важно — фильтровать контент, который ребенок потребляет.
Беседовала Екатерина Николаенко
Если среди ваших знакомых есть такие же, как и Филипп, папы в декрете, раскажите нам о них по адресу myhistory@rebenok.by



