«Ребенок тоже человек…» В этой простой, но глубокой фразе спрятан тот смысл, о котором мы, современные родители, часто забываем
В своем желании дать лучшее и то, чего у них самих не было в детстве, мы часто забываем, что ребенок – это тоже человек, у которого есть свои чувства, эмоции, мысли и желания.
Каким каждый из нас хочет видеть ребенка?
Счастливым? Да! Успешным? Да! Любимым? Да. Тогда почему же мы, взрослые, строим свое общение с детьми так, как будто бы перед нами машина по выполнению поручений взрослого?
Хотелось бы нам, взрослым, будучи детьми, ежедневно слышать фразы родителей: «Ты еще мал», «Убери игрушки и ложись спать», «Твое дело суп есть и молчать, пока мама говорит», «Хватит играть, иди воздухом подыши» и т.д.?
Каждому человеку, вне зависимости от возраста и статуса, приятно слышать, когда им интересуются, спрашивают личное мнение и позицию.
По образу и подобию — под себя
При общении с ребенком мы часто лишаем его многих способностей и черт характера, предпочитая делать его «удобным для себя».
Но тогда это совершенно не согласуется с тем, что в будущем ребенок станет счастливым, успешным и любимым. Ведь лебедь, которому рано обрезали крылья, уже никогда не взлетит.
Если все-таки мы относимся к ребенку как к человеку, то взрослым стоит позволить ему принимать самостоятельные решения. И они могут касаться как выбора носков в детский сад, так и выбора профессии при поступлении в ВУЗ.
Грань дозволенного
Однако здесь спрятан тот опасный подводный камень, о который многие спотыкаются. Где лежит та тонкая грань между свободой ребенка и его вседозволенностью?
Ответ лежит в том, как именно обращается и строит свой диалог взрослый.
К ребенку нужно всегда приходить не с ответами, а с вопросами, которые побуждают его думать, анализировать и делать выводы.
Ты понимаешь, что если ты сделаешь уроки завтра перед школой, ты рискуешь опоздать и подвести своих друзей?
Как ты думаешь, если мы все-таки все вместе поедем и навестим бабушку, ей будет приятно?
Тем самым маленький человек со своим жизненным опытом на основе выводов в будущем сможет самостоятельно сформировать ту свободу, которая не будет деструктивной для общества.
Советовать нельзя руководить
Ошибочно суждение, что у детей нет жизненного опыта. Они гораздо быстрее найдут общий язык с любой гусеницей и будут верить в чудеса.
Просто их опыт не покрыт разочарованием и борьбой, которую ведем мы, их родители.
А значит наше воспитание и общение с детьми может и должно принять иную форму, в которой есть место общению с вопросами и помощи с поддержкой.
Советовать нельзя руководить. Каждый родитель ставит свой знак препинания в этой фразе.
Колонку ведет:
Алина Толкач – педагог-психолог, руководитель научно-исследовательского центра Global Child Group
Global Child – это билингвистическое развитие личности в возрасте от 6 месяцев до 16 лет.
Аккредитованный участник международной образовательной ассоциации ICEF, международный образовательный клуб ставит свой целью сформировать у детей такие навыки и компетенции, которые будут необходимы им не только в школе, но на протяжении всей жизни.
А вы в своей родительской стратегии выбираете советовать или руководить?






.jpg)