О типах родительских высказываний, мешающих услышать собственного ребенка, рассказывает психолог Оксана Ткачук.
Как не надо разговаривать с детьми, и что слышат дети в автоматических ответах взрослых?
Не секрет, что часто мы отвечаем детям автоматически. Как правило – так, как отвечали нам наши родители.
И это является огромной помехой для того, чтобы по-настоящему услышать собственного ребёнка и выстроить с ним диалог.
1. Критика, обвинения, выговоры
«Ты как всегда!», «У всех дети как дети…», «Опять ты всё испортил!», «Всё из-за тебя».
Такие фразы вызывают у детей либо состояние активной защиты (ответное нападение, озлобление) либо разочарование в себе, уныние и подавленность.
Родители искренне верят, что критика – мощный инструмент воспитания ребёнка. На самом деле, тактика обвинений формирует низкую самооценку: ребёнок начинает думать, что он на самом деле плохой, безнадёжный, неудачливый и т.д.
Если умножить эти высказывания на количество прожитых ребёнком лет, то можно представить – какой груз лежит на его плечах. И самый лёгкий способ его сбросить (дети ведь отличные ученики!) – это подвергнуть критике самих родителей.
Спасти положение помогут слова одобрения:
«Спасибо, что вымыл посуду», «Как хорошо, что ты вовремя вернулся», «Мне нравится вместе с тобой ходить по магазинам».
Не бойтесь, что слова одобрения испортят ребёнка, обращайте внимание и на положительные стороны его поведения.
2. Обзывание, высмеивание
«Ну ты и лентяй!», «Первый парень на деревне», «Какой же ты неуч!», «Разиня»
Подобные высказывания – лучший способ оттолкнуть от себя ребёнка и пошатнуть его веру в себя.
Как и в первом случае, дети защищаются как могут – «Сам разиня», «Ну и буду таким!»
3. Похвала
Казалось бы – чем плоха похвала?
Во-первых, тем, что в похвале всегда есть элемент оценки. А там, где есть хорошая оценка, всегда будет и плохая (сегодня одобрение, а завтра – выговор).
А во-вторых, ребёнок может стать зависимым от похвалы и выполнять какое-то дело не из внутреннего побуждения и желания результата, а ради хвалебного отзыва со стороны.
Старайтесь похвалу заменять выражением собственных чувств:
«Я рада, что ты так сделал!», «А тебе нравится, как у тебя получилось?»
4. Нравоучения и проповеди
«Хорошие девочки так себя не ведут», «Ты обязан уважать взрослых», «Так поступать не подобает».
Дети из таких фраз не узнают ничего нового. Более того, они слышат эти фразы десятки и сотни раз, чувствуя при этом вину, давление авторитета, скуку.
Надо заметить, что если ребёнок растёт в условиях уважения, трудолюбия, разделения обязанностей, то он не нуждается в дополнительных нравоучениях, потому что моральные устои воспринимаются ребёнком не через слова, а через атмосферу в доме и через подражание поведению взрослых.
И в случае действительно проблемного поведения ребёнка надо искать причину либо в таком же поведении окружающих взрослых, либо в его внутреннем неблагополучии.
5. Советы, готовые решения
«Я бы на твоём месте…», «А ты пойди и…», «Почему бы тебе не попробовать…», «Когда я был в твоём возрасте…»
Мы не скупимся на подобные советы. Дети не спешат к ним прислушиваться:
«Без тебя знаю», «Сейчас другое время».
За такой реакцией стоит естественное желание ребёнка быть взрослым, самому делать выводы и его недовольство тем, что взрослый считает его неопытным и неспособным к принятию собственных решений.
Дать возможность ребёнку это сделать – гораздо важнее, чем дать готовый совет.
6. Доказательства, логические доводы
«А я тебя предупреждала», «Пора бы уже усвоить, что…», «Ты совершил ошибку, потому что…».
Бесконечные высказывания подобного рода порождают у детей так называемую «психологическую глухоту».
И тогда они просто отмахиваются: «Отстань», «Хватит!» либо переводят разговор на постороннюю тему.
7. Приказы, команды
«Замолчи», «Быстро за уроки», «Сейчас же прекрати!»
Такие категоричные фразы дают понять ребёнку, что взрослый не хочет вникнуть в его проблему, и тем самым вызывают в нём чувства бесправия, а порой и брошенности в трудной ситуации.
В ответ дети упрямятся или обижаются. И если разговор продолжается в подобном тоне, то неизбежно появляются следующие родительские высказывания
8. Предупреждения, угрозы
«Если ты, то я», «Ещё раз это повторится, и я…», «Если не перестанешь, я уйду».
Если ребёнок находится в собственных негативных переживаниях, то такие угрозы не имеют смысла. Они ещё больше усугубляют положение ребёнка.
Угрозы не действуют ещё и потому, что при частом использовании дети перестают на них реагировать.
И тогда взрослому приходится переходить к более сильным угрозам, а от них – к действиям. А это – тупиковый путь.
Практикуя агрессию и жестокость, родители расписываются в собственной несостоятельности…
9. Догадки и интерпретации или выспрашивание и расследование
«Подозреваю, как было на самом деле», «Я тебя насквозь вижу», «Небось, опять ты…». Или: «Я всё равно узнаю», «Что же всё-таки случилось?»
Хорошей альтернативой здесь будет активное слушание. Порой вопросительная фраза звучит для ребёнка как холодное любопытство, а утвердительная (с обозначением чувства ребёнка) – как понимание и участие.
10. Фальшивое сочувствие, увещевания, уговоры
Конечно, ребёнок нуждается в сочувствии. Иногда в словесном:
«Не переживай…», «Перемелется – мука будет».
Но чаще – в сочувственном выслушивании, в объятьях, в том, чтобы его просто прижали к себе и погладили по голове. Будьте чуткими.
11. Отшучивание, уход от разговора
«Не до тебя», «Отстань» и высмеивание проблемы ребёнка.
Список выглядит довольно большим. Но стоит затратить время и усилия для того, чтобы освоить новые способы общения с ребёнком.
Способы, которые строятся на уважении к его личности, на признании его прав на собственные желания, чувства и ошибки, на внимании к его заботам.
Ведь эти старания окупятся сторицей – психологическим здоровьем и хорошем самоощущением ребёнка и вашими тёплыми с ним отношениями.
А у вас в общении с ребенком присутствуют эти фразы? В каких ситуациях?
Колонку ведет:
Оксана Ткачук – психолог, руководитель детского центра развития Advance
Центр развития Advance – это:
- оптимальные условия для развития в каждом ребенке увлечённой и творческой личности;
- талантливые и опытные педагоги, лучшие методики и инновации;
- любовь к обучению, знания и умения, ответственность, уверенность в себе и социальная адаптивность вашего ребёнка.
















