Типы родительских высказываний, или Что нам мешает слышать ребенка?

О типах родительских высказываний, мешающих услышать собственного ребенка, рассказывает психолог Оксана Ткачук.

Как не надо разговаривать с детьми, и что слышат дети в автоматических ответах взрослых?

 

ФотоИсточник фото: 5psy.ru

 

Не секрет, что часто мы отвечаем детям автоматически. Как правило – так, как отвечали нам наши родители.

И это является огромной помехой для того, чтобы по-настоящему услышать собственного ребёнка и выстроить с ним диалог. 

1. Критика, обвинения, выговоры

«Ты как всегда!», «У всех дети как дети…», «Опять ты всё испортил!», «Всё из-за тебя».

 

ФотоИсточник фото: libelle.nl

 

Такие фразы вызывают у детей либо состояние активной защиты (ответное нападение, озлобление) либо разочарование в себе, уныние и подавленность.

Родители искренне верят, что критика – мощный инструмент воспитания ребёнка. На самом деле, тактика обвинений формирует низкую самооценку: ребёнок начинает думать, что он на самом деле плохой, безнадёжный, неудачливый и т.д.

 

ФотоИсточник фото: s66.ru

 

Если умножить эти высказывания на количество прожитых ребёнком лет, то можно представить – какой груз лежит на его плечах. И самый лёгкий способ его сбросить (дети ведь отличные ученики!) – это подвергнуть критике самих родителей.

Спасти положение помогут слова одобрения:

«Спасибо, что вымыл посуду», «Как хорошо, что ты вовремя вернулся», «Мне нравится вместе с тобой ходить по магазинам».

 

ФотоИсточник фото: talkyland.com

 

Не бойтесь, что слова одобрения испортят ребёнка, обращайте внимание и на положительные стороны его поведения.

2. Обзывание, высмеивание

«Ну ты и лентяй!», «Первый парень на деревне», «Какой же ты неуч!», «Разиня»

 

ФотоИсточник фото: acompasando.org

 

Подобные высказывания – лучший способ оттолкнуть от себя ребёнка и пошатнуть его веру в себя.

Как и в первом случае, дети защищаются как могут – «Сам разиня», «Ну и буду таким!»

3. Похвала

Казалось бы – чем плоха похвала?

Во-первых, тем, что в похвале всегда есть элемент оценки. А там, где есть хорошая оценка, всегда будет и плохая (сегодня одобрение, а завтра – выговор).

 

ФотоИсточник фото: babybusiness.dk

 

А во-вторых, ребёнок может стать зависимым от похвалы и выполнять какое-то дело не из внутреннего побуждения и желания результата, а ради хвалебного отзыва со стороны.

Старайтесь похвалу заменять выражением собственных чувств:

«Я рада, что ты так сделал!», «А тебе нравится, как у тебя получилось?»

4. Нравоучения и проповеди

«Хорошие девочки так себя не ведут», «Ты обязан уважать взрослых», «Так поступать не подобает».

 

ФотоИсточник фото: nanya.ru

 

Дети из таких фраз не узнают ничего нового. Более того, они слышат эти фразы десятки и сотни раз, чувствуя при этом вину, давление авторитета, скуку.

Надо заметить, что если ребёнок растёт в условиях уважения, трудолюбия, разделения обязанностей, то он не нуждается в дополнительных нравоучениях, потому что моральные устои воспринимаются ребёнком не через слова, а через атмосферу в доме и через подражание поведению взрослых.

И в случае действительно проблемного поведения ребёнка надо искать причину либо в таком же поведении окружающих взрослых, либо в его внутреннем неблагополучии.

5. Советы, готовые решения

«Я бы на твоём месте…», «А ты пойди и…», «Почему бы тебе не попробовать…», «Когда я был в твоём возрасте…»

 

Мама

 

Мы не скупимся на подобные советы. Дети не спешат к ним прислушиваться:

«Без тебя знаю», «Сейчас другое время».

За такой реакцией стоит естественное желание ребёнка быть взрослым, самому делать выводы и его недовольство тем, что взрослый считает его неопытным и неспособным к принятию собственных решений.

Дать возможность ребёнку это сделать – гораздо важнее, чем дать готовый совет.

6. Доказательства, логические доводы

«А я тебя предупреждала», «Пора бы уже усвоить, что…», «Ты совершил ошибку, потому что…».

 

ФотоИсточник фото: wonderzine.com

 

Бесконечные высказывания подобного рода порождают у детей так называемую «психологическую глухоту».

И тогда они просто отмахиваются: «Отстань», «Хватит!» либо переводят разговор на постороннюю тему.

7. Приказы, команды

«Замолчи», «Быстро за уроки», «Сейчас же прекрати!»

 

ФотоИсточник фото: ellegirl.ru

 

Такие категоричные фразы дают понять ребёнку, что взрослый не хочет вникнуть в его проблему, и тем самым вызывают в нём чувства бесправия, а порой и брошенности в трудной ситуации.

В ответ дети упрямятся или обижаются. И если разговор продолжается в подобном тоне, то неизбежно появляются следующие родительские высказывания

8. Предупреждения, угрозы

«Если ты, то я», «Ещё раз это повторится, и я…», «Если не перестанешь, я уйду».

 

Фото

 

Если ребёнок находится в собственных негативных переживаниях, то такие угрозы не имеют смысла. Они ещё больше усугубляют положение ребёнка.

Угрозы не действуют ещё и потому, что при частом использовании дети перестают на них реагировать.

И тогда взрослому приходится переходить к более сильным угрозам, а от них – к действиям. А это – тупиковый путь.

Практикуя агрессию и жестокость, родители расписываются в собственной несостоятельности…

9. Догадки и интерпретации или выспрашивание и расследование

«Подозреваю, как было на самом деле», «Я тебя насквозь вижу», «Небось, опять ты…». Или: «Я всё равно узнаю», «Что же всё-таки случилось?»

 

ФотоИсточник фото: psychologos.ru

 

Хорошей альтернативой здесь будет активное слушание. Порой вопросительная фраза звучит для ребёнка как холодное любопытство, а утвердительная (с обозначением чувства ребёнка) – как понимание и участие.

10. Фальшивое сочувствие, увещевания, уговоры

Конечно, ребёнок нуждается в сочувствии. Иногда в словесном:

«Не переживай…», «Перемелется – мука будет».

 

Фот

 

Но чаще – в сочувственном выслушивании, в объятьях, в том, чтобы его просто прижали к себе и погладили по голове. Будьте чуткими.

11. Отшучивание, уход от разговора

«Не до тебя», «Отстань» и высмеивание проблемы ребёнка.

 

ФотоИсточник фото: telegraf.com.ua

 

Список выглядит довольно большим. Но стоит затратить время и усилия для того, чтобы освоить новые способы общения с ребёнком. 

Способы, которые строятся на уважении к его личности, на признании его прав на собственные желания, чувства и ошибки, на внимании к его заботам.

 

ФотоИсточник фото: bananasbunch.com

 

Ведь эти старания окупятся сторицей – психологическим здоровьем и хорошем самоощущением ребёнка и вашими тёплыми с ним отношениями.

А у вас в общении с ребенком присутствуют эти фразы? В каких ситуациях?

Колонку ведет:

Оксана ТкачукОксана Ткачук – психолог, руководитель детского центра развития Advance 

Оксана Ткачук

Центр развития Advance – это:

 

  • оптимальные условия для развития в каждом ребенке увлечённой и творческой личности;
  • талантливые и опытные педагоги, лучшие методики и инновации;
  • любовь к обучению, знания и умения, ответственность, уверенность в себе и социальная адаптивность вашего ребёнка.