Что может быть проще, чем повесить на ребенка ярлык? И что делать, если это не ярлык молодца и отличника? Почему педагоги и сегодня продолжают ранжировать детей по собственному вкусу?
Ответы на эти вопросы искала в авторской колонке Алена Щербинская
Люди больше всего на свете любят
наклеить на другого человека ярлык,
который раз и навсегда освобождает их
от необходимости думать.
С.Моэм
Доказано: слово ранит
В 1939 году в США над детьми-сиротами провели психологический эксперимент, через несколько лет названный чудовищным. Были отобраны и разделены на две группы 22 ребенка.
В процессе проводившегося обучения одну группу детей хвалили, называли их речь хорошо развитой и правильной.
Вторая группа постоянно подвергалась критике: детей высмеивали за малейший промах, называли заиками.
В результате эксперимента у многих детей, которые не знали проблем с речью, после негативных комментариев педагогов развились симптомы заикания.
На протяжении всей своей жизни дети, которые подверглись жесткой критике, оставались застенчивыми и разговаривали неохотно.
В 2007 году участникам эксперимента были принесены извинения и выплачена компенсация в миллион долларов.
Современные эксперименты
В 2000 году я перешла из начальной школы в среднюю. 4 класс закончен был с отличием, в приоритетах у меня никакого школьного предмета не было: все шло ровно.
В 5 классе учительница математики разделила наш класс по какому-то только ей известному принципу: любимчиков и, по ее субъективному мнению ,способных к математике она посадила на первые парты, неугодных — на дальние.
К последним партам обращалась с нескрываемым презрением:
Ну, а теперь, послушаем это болото!
Уж не знаю, повлиял на мое отношение к математике этот чудовищный эксперимент, поставленный Светланой Владимировной, или я и в самом деле к точным наукам не имела способностей, но всю жизнь я считаю себя гуманитарием и даже не пытаюсь считать в уме: я же болото — мне неподвластно.
Контрольный выстрел
В старшей школе результаты учительницы математики укрепила учительница физики. Ее уроки для меня были полным «трешем».
Страх быть униженной, да так хитро, что и не поймешь сразу — единственное, что посещало меня на физике.
Так я и закончила школу, не выбравшись из болота точных наук. Компенсации за поставленный эксперимент тоже никто не выплатил.
А на тебя учителя ярлыки вешали?
Удивительное и невероятное рядом: на каждом опрошенном из моих знакомых висело учительское клеймо.
Павел, 32 года:
У нас классная весь класс называла самым ужасным за время ее работы. Ну мы и поддерживали статус: ржали на уроках, опаздывали, высмеивали учителей.
Катя, 28 лет:
Меня учителя по любому поводу сравнивали со старшей сестрой, закончившей школу на отлично. Я всегда не дотягивала до Светы по учебе, поведению, активности. Я всегда была не такая, как надо.
Сергей, 32 года:
Я стеснялся отвечать у доски и историчка при всем классе высмеивала меня со словами «А теперь посмотрим, научился ли Сережа связывать слова в предложения».
Артем, 29 лет:
У меня была справка по физкультуре. Нельзя было бегать и прыгать. Учительница физкультуры называла меня слабаком и однажды отказалась взять в однодневный поход, якобы не по силам мне такая нагрузка.
Ольга, 29 лет:
Мою дочку классная невзлюбила с первого класса. Дочь априори была неспособной ученицей, как бы она ни старалась. В 3 классе мы поменяли школу, устав воевать.
Несколько лет назад, уже после окончания школы, моя мама рассказала мне про еще один ярлык, который, как оказалось, висел на мне без моего ведома
В 8 классе классная беседовала с мамой после родительского собрания и посоветовала проверить меня у гинеколога, якобы мое общение с мальчишками очень подозрительно.
В подоле может принести…
— предположила классная. И оказалась права. В подоле я-таки принесла: в 25 лет, будучи давно замужем.
В нашем обществе ярко процветают различные социальные ярлыки, считающиеся нормой. Человека чуть не с рождения пытаются классифицировать и отнести к определенной группе.
Неформатный ребенок
Недавно я с сыном записывалась в детский садик с достойными отзывами, приличным внешним видом. На первый взгляд, примерное учебное заведение.
Но заведующая за 5 минут общения с моим ребенком обозначила его как непослушного и неподходящего для их отличного садика.
Сын всего лишь отказался сидеть смирно и с удовольствием слушать взрослый разговор, ходил по кабинету, болтал с младшей сестрой и смеялся.
Педагог порекомендовала мне держать детей в ежовых рукавицах:
А то совсем они вас ни во что не ставят.
Вот так в 3 года ребенок получил первый ярлык. Естественно, от посещения этого садика мы отказались.
Не хочу, чтобы ребенок с детства доказывал, что он не дурак
Слышали поговорку?
Если 100 раз назвать человека свиньей, то он захрюкает.
Человек не рождается с какой-то определенной самооценкой, ее формируют родители, учителя, общество.
Слово всегда имеет значение. А уж для ребенка оно пускает корни глубоко в душу и формирует соответственное поведение.
Хотелось бы, чтобы учитель оценивал знания, а не личность и способности ученика. История знает не один случай, когда оценка окружающих оказалась далекой от реальности, а те, на ком поставили крест, стали успешными людьми.
Да и народные анекдоты про яхту двоечника Васи не на пустом месте созданы. Возможно, не называли бы Васю в школе глупым и неспособным, он бы и выше яхты прыгнул.
Что может быть проще, чем повесить ярлык?
Но часто учителю легче повесить ярлык и относиться к ученику в соответствии с ним, не утруждая себя обдумыванием, анализом и поиском истины.
А может, собственный авторитет так давит, что ученик воспринимается как низшее звено в цепочке человеческой цивилизации?
Преподаватели, раздающие ярлыки, по моему скромному субъективному мнению, в школе на первое место выносят не свою учительскую натуру (что соответствовало бы мудрому и талантливому педагогу), а себя как человека: свое личное мировоззрение, сформированные предпочтения и собственные эмоции.
Мне, как маме, совсем ни к чему применение чьих-то личных взглядов к моим детям. Я и свои стараюсь прятать в надежде, что мои дети будут развиваться гармонично, а не перекошенными под давлением стереотипов и установок.
Вместо эпилога
Авраам Линкольн любил задавать вопрос:
Если назвать хвост собаки лапой, сколько лап у собаки?
Многие отвечали, что у собаки теперь стало пять лап.
Нет, их четыре: названный лапой хвост еще не лапа!
А на вас в детстве вешали ярлыки? Это повлияло на вас во взрослой жизни?



.jpg)
