Обучение по индивидуальному плану – что это такое?

></p>
<p> </p>
<p>В последнее время в Беларуси набирает оборот такое понятие как «обучение по индивидуальному плану». С одном стороны, это удобно и практично – ребенок всегда рядом, вы сами контролируете его процесс обучения, с другой – большая часть общества не принимает и не понимает такое решение родителей. Итак, сегодня речь пойдет о том, что же такое обучение по индивидуальному плану и с чем могут столкнуться родители, если выберут именно этот вариант обучения ребенка.</p>
<p> </p>
<p><strong>Школа или дом?</strong></p>
<p> </p>
<p>Само понятие «обучение по индивидуальному плану» для белорусов не ново. Еще в Советском Союзе родители одаренных детей или детей с инвалидностью могли оформить обучение на дому. В то время такой способ предполагал, что ребенок будет изучать необходимый материал, а потом сдавать контрольные работы, получая отметки. Порой учителя приходили заниматься с ребенком сами. Тогда это называлось «домашнее обучение». Сегодня же процедура слегка изменилась. До принятия Кодекса об образовании от 13 января 2011 было принято считать, что родитель вправе сам решать, где, как и когда будет учиться его ребенок: в школе или дома. После принятия Кодекса решение об обучении по индивидуальному плану принимает администрация конкретного учебного заведения. Что это значит? Это значит, что администрация вправе вам отказать, если посчитает такое обучение не подходящим для вашего ребенка. Что в такой ситуации делать? Бывалые родители советуют обращаться в другую школу, а потом в третью или в четвертую – хоть одна школа, которая удовлетворит ваше требование, да найдется. Но! Вам в любом случае необходимо будет объяснить, почему именно такое обучение подходит для вашего ребенка. Приведем пять основных причин:</p>
<p>•<span style= Частое отсутствие ребенка в стране. Скажем, у ребенка два гражданства, и он живет в двух разных странах. Или же он часто гастролирует, выступает на соревнованиях.

Частое отсутствие родителя. Т.е. мама и/или папа часто уезжают в командировки и не могут отвозить ребенка в школу.

Профессиональное  занятие спортом, музыкой, балетом, шахматами… Т.е. высокая нагрузка, и ребенок просто не может быть в двух местах одновременно. Опять-таки частые разъезды. 

Многодетная семья с маленьким ребенком. Мама и/или папа просто не могут вовремя завозить ребенка в школу и забирать его после занятий. Особенно если папа еще и часто командируется.

Частые болезни ребенка. Вы не хотите утруждать учителей еще и «надомной» формой обучения, поэтому все функции учителя берете на себя.

 

Понятное дело, что перед тем, как вы приняли решение переводить ребенка на индивидуальный план обучения, у вас на первом месте стояли другие причины: сомнительная польза школьного образования, оценочная система, школа причиняет ребенку только вред, ребенок-сова и т.д. Только такие причины для администрации школы не подойдут, наоборот, директор может обидеться и назло не дать согласия. 

 

Индивидуальный план занятий

 

После того, как администрация зачислит вас в ряды школьников, вашему ребенку составят индивидуальный план занятий. Так как сейчас нет нормативной базы, то виды и частота контроля над обучением конкретного ребенка нигде не прописаны. Может повезти, и ваш ребенок будет сдавать только контрольные в конце четверти, а может быть и наоборот – вас будут навещать и просить посещать школу чаще. В каждом конкретном случае вы можете оговорить детали с директором. Но одно правило изменить нельзя – ваш ребенок обязан сдавать контрольные работы. А вот процесс учебы вы уже составляете сами: когда учиться, в какой форме, что учить сегодня, а что завтра…  Об этом мы писали ранее здесь 

 

Фактор непринятия 

 

Но даже после того, как все документы будут оформлены, не стоит расслабляться – ваши родственники, друзья, коллеги и просто близкие люди могут с непонимание относиться к подобному решению. Ну как же, вы же теперь как «курица-наседка» никуда не отпускаете ребенка, он не социализируется, ни с кем не общается… Будьте к этому готовы – давайте отбор «обидчикам». Во-первых, вы не просто не отпускаете, вы оберегаете своего ребенка от лишнего стресса, к примеру, от тех же оценок, которые постоянно то поднимают самооценку ребенка, то занижают ее, что плохо отражается на его поведении, самочувствии и настроении. Во-вторых, вы не держите его взаперти. Наверняка малыш за день успевает и на улице погулять, и посетить интересный кружок, и с друзьями время провести, просто он это делает в удобное для него время, а не в 7 вечера, после того, как выполнит домашнее задание. В-третьих, благодаря посещению других занятий вне дома, ребенок общается с интересными и умными людьми, т.е. социализируется, только в нужном русле, а не с кем придется. В-четвертых, вы готовите ребенка к самостоятельной жизни, ведь чем старше он будет становиться, тем больше времени будет проводить за обучением один, разбираясь во многих предметах с помощью книг и Интернета. В-пятых, думаю, вы уже дополните сами.

 

Самое главное, довериться своему материнскому инстинкту и решить, вы хотите, чтобы ребенок посещал школу или учился по индивидуальному плану. 

 

Анна Копач